«Мистика…» — сказал старпом Олег Петрович, рассматривая следы от протектора…
Если вас спросят иронично: «Как вы думаете, что быстрее — сенокосилка или орловский картинг?», не торопитесь с ответом. Несмотря на уникальность нашей области, картинг все-таки может оказаться быстрее. Спрашивающий таким образом просто обозначает проблему. А она заключается в том, что развитие авто- и мотоспорта на Орловщине находится на таком низком уровне, что впору устраивать соревнования с обладателями сельхозинвентаря.
Упомянув картинги, мы не имели в виду неизвестные нам образцы, сработанные патриотами-умельцами в личных гаражах. Речь идет об автомотопарке, с помощью которого детишки приобщались к техническим видам спорта еще в советские времена. Времена другие, а парк тот же. Некоторым железным коням уже под пятьдесят. «Кони столько не живут», — скажете вы и ошибетесь. Это сенокосилки столько не живут. А кони в Орловской области живут и дольше.
Государство тратит деньги на такую интересную структуру, как РОСТО-ДОСААФ, чтобы, используя старую схему в новых условиях, решать задачи, от которых стране все равно никуда не деться, как бы ни называлась ее современная политическая система. Жизнеспособной стране нужна патриотичная, здоровая и желательно технически грамотная молодежь. ДОСААФ было призвано объединить в себе и одно, и другое, и третье. В этом качестве используется и ныне. Теоретически и далеко не везде.
Орловская область… До чего же уникальное место! Что мы всё о четырехколесных конях? Зачем ставить заведомо невыполнимые цели? Четыре колеса — это дорого для депрессивного, заросшего ромашками и одуванчиками региона. Пусть молодежь ездит хотя бы на двух. Поговорим о мотоциклах. Когда-то их было в Орловской области ну очень много! Говорим мы, разумеется, о спортивных мотоциклах и соревнованиях, привлекавших массы болельщиков, а не о ночных гонках по двум-трем орловским дорогам, на которых можно не убиться. Здесь красуются больше, чем соревнуются. Там была массовая влюбленность в спорт. Ничего удивительного: мотоспорт был доступен.
Он доступен и сейчас кое-где. Например, да-да-да, в Белгородской области, которая больше похожа на другую планету, нежели на субъект Федерации, если для сравнения брать такой субъект, как… милая наша… Не будем продолжать.
На этой другой планете проводится регулярно чемпионат Белгородской области по мотоспорту, чемпионат Белгорода по мотоспорту, чемпионат Белгородского района по мотоспорту…
Поменяем орбиту, спустимся чуть ниже. Сестра наша, Брянская область, не так давно, по астрономическим меркам, ставшая жить самостоятельно, — посмотрим, как там. В этом году в Брянской области уже прошло пять мотогонок, довольно-таки представительных и популярных. И где? Практически в деревнях: Ивоте, Клетне, Навле. Народу собирается очень много, едут отовсюду.
В Курске у юных мотоциклистов и картингистов — своя школа. Это, помимо техники и всего, что ей сопутствует — ремонтной и сервисной базы, — свой спортивный зал, душевая… Потихоньку все делается — администрацией, ДОСААФ, спонсорами. Технические виды спорта — удовольствие очень дорогое, в них вкладывают не из расчета получить на выходе вожделенное «бабло» в том или ином виде — откатом, кражей, еще какой-то хитрой махинацией. В этой, то есть спортивной, а не жульнической, сфере, работают фанаты, влюбленные в то, чем занимаются. Они получают удовольствие от выбранного образа жизни.
А если любителей «бабла» поставить рулить процессом? Результат будет предсказуем, и не только для этой сферы. Признаки всегда одни и те же — имитация деятельности, бодрая, девственно чистая отчетность и никакой работы.
Но это где-то там, не у нас, вдали от прекрасной Орловщины. Почему же в Орловской области с мотоспортом как-то никак? Исчез в Орловской области мотоспорт, как тараканы исчезли… Страшная и таинственная загадка.
Местное ДОСААФ есть, федерация мотоспорта есть. Правда, в федерации нет ничего, кроме председателя. А в ДОСААФ, по слухам, не осталось ни одного мотоцикла, кроме частных, то есть к ДОСААФ они уже отношения не имеют. А из Центрального совета отвечают — да ерунда, всё у вас есть! И в Болхове, и в Ливнах, и в Орле.
Посмотрели — нету. Нету мотоциклов! А по отчетности, стало быть, есть? Может, им и ГСМ — по бумагам — выделяют? Может, и соревнования проводятся? «Мистика…» — как говорил старпом Олег Петрович в фильме «Полосатый рейс», рассматривая тигриные следы, оставленные буфетчицей Марианной.
Соревнования 24 июля в Болхове, действительно, прошли. Это, без преувеличения, праздник. И это, без преувеличения, подвиг местной администрации. Она даже призовые выделила. Смешные суммы, если сопоставлять «выигрышные деньги» и расходы, неизбежные для любого мотокроссмена, выезжающего на соревнования. Но ведь выделила, потратилась. Отдаем дань уважения и болховским спортсменам-энтузиастам, сумевшим собрать любителей мотокросса из разных городов и областей России.
Выступал на открытии этого праздника спорта и председатель областного РОСТО-ДОСААФ В. Г. Трошкин, который, как говорят, приобрел для земляков-фанатов палатку за три тысячи рублей, чем вклад в развитие мотоспорта на Орловщине на данном этапе пока ограничился.
Врут, наверное, недоброжелатели. Палатку за три тысячи — это как-то того… Маловато. За три — это как-то даже странно. Врут, как пить дать! Тем более что Вячеслав Георгиевич рассказывал на открытии, как мотоспорт на Орловщине развивается, какими, дескать, быстрыми темпами! Народ, сгрудившийся вокруг, правда, молчал почему-то. Для спортсменов — а эта публика всегда доброжелательна — редкое явление. Никто не аплодировал речи. Может, не расслышали чего-то или палатку рассматривали?
Словом, что-то мистическое присутствует в орловском мотоспорте, пользующемся, как всюду, по субъектам, поддержкой государства. Есть в этом процессе какая-то нераскрытая, манящая тайна.
Но гордиться даже при таком непростом положении нам все равно есть чем. То есть — кем! Выступает за Челябинск талантливый 14-летний орловский парень Максим Ермаков. А почему за какой-никакой Челябинск? Где Челябинск, а где Орел… А потому и за Челябинск, что великая тайна в деле развития на Орловщине мотоспорта как раз и заключается в том, что на Орловщине ни одной команды в таком виде, как мотоспорт, нет. Ни одной…
Мотоциклы люди покупают за свои деньги. На соревнования ездят, финансируя себя из того же источника. Орловщина — это удивительный пример организованного уничтожения мотивации. Зачем дергаться, если болото все равно засосет и не отпустит? Разумеется, если вырваться, напрягшись из последних сил, куда-то, зацепиться хоть за Челябинск… А если хочется жить полноценной жизнью здесь? Тогда — тоска.
Рассказывают, как смотрел на своих соревнующихся сверстников наш талантливый и очень перспективный земляк — ливенец Паша Козлов, ставший, благодаря собственную упорству, таланту и спонсору под названием «семейный бюджет», серебряным призером России по мотокроссу; и на глазах его — теперь уже зрителя — были слезы. Потому что если Паше заниматься мотоспортом на этом уровне дальше, семейный бюджет не выдержит, дома в прямом смысле слова есть будет нечего.
Ну а на родине тем временем всё в порядке, всё, как всегда, — бодрая и девственно чистая отчетность, а также зажигательные речи, которым уже давно никто не аплодирует.
Грустно? Да ладно, это ведь только мотоспорт. Зато в остальном у нас — ого-го ведь, а? Нет? Ого-го, ого-го, это вы не ту отчетность читали.
Сергей ЗАРУДНЕВ.