На заре электричества

В декабре этого года исполняется 50 лет ОАО «Орел­энерго» — компании, которая снабжает электричеством всю нашу область. А это ни много ни мало — территория площадью в 24,7 тыс. квадратных километров, с населением более 900 тысяч человек. Тогда, в 1957 году, на балансе компании было всего 17 километров линий электропередачи, сегодня — больше 28 тысяч.

Цикл публикаций, посвященных юбилейной дате, мы начинаем с интересных фактов из истории электрификации в стране и на Орловщине.

Впервые электроэнергия в Орле появилась в 1898 году, после того как бельгийская компания заложила трамвайный путь. Чтобы обеспечить новый транспорт энергией, была построена электростанция с четырьмя паровыми машинами по 200 лошадиных сил с генераторами постоянного тока.

Впервые на улицах Орла появилось электрическое освещение в 1915 году. Спустя десять лет центральная часть города освещалась (не ежедневно) двумястами лампочками. На окраинах по вечерам единственными источниками света были керосиновые «воротные фонари».

А в 1927 году седьмая партийная конференция Городского района Орла постановила: «Считать первоочередной задачей обслуживание электроэнергией всех промышленных предприятий района и обеспечение окраин освещением».

В начале прошлого века электрического освещения в городе Болхове не было. Лишь в имении болховского помещика Н. И. Джакели (село Лучки) горели электрические лампочки да был электрифицирован городской иллюзион (по-нынешнему кинотеатр).

Суммарная выработка электроэнергии на одного жителя нашей страны в 1917 году составляла 12 киловатт-часов. Для сравнения, сегодня на каждого жителя Орловской области в среднем приходится около 2498,9 кВтч в год.

21 февраля 1920 гола по инициативе Владимира Ильича Ленина была создана Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО).

В то время в Москве находился писатель Герберт Уэллс. Ленинский план электрификации английский романист назвал «Электрической утопией». Возвратясь домой, в своей книге «Россия во мгле» Уэллс записал: «Можно ли представить себе более смелый проект в обширной плоской стране с бесконечными лесами, безграмотными мужиками и ничтожным развитием техники! Вообразить себе применение электрификации в России можно только с помощью очень большой фантазии!»

В 1921 году уличное освещение Мценска состояло всего из 8 уличных 400-свечных полуваттных ламп.

В апреле 1921 года открылась первая производственная выставка Орловского губернского совнархоза. Наряду с другими отделами был там и электроотдел. По этому поводу «Известия Орловского губисполкома» сообщали: «Кто вовсе не знаком или плохо знает электродело, тому не мешало бы побывать на выставке после 8 часов, когда бывает в ходу электрическая сила. Электроотдел представил немного экспонатов, но самые наглядные и существенные из них налицо. Это распределительный щит со всеми при нем необходимыми приборами, электромотор и динамо-машина. Весь этот электроаппарат вечером приводит в движение электрическую энергию и ярко освещает ею всю выставку губсовнархоза».

В 1923 году на орловской электростанции было установлено оборудование, изготовленное иностранными фирмами «Вилькокс», «Бабкок», «Дерюмо», «Вестингауз», «Крепиль», «Вольф», «Дюле», «Гарлиц», «Сименс Шуккарт», «Поляр». Даже электрические лампы, и те были с марками «Эдиссон» и «Миньон». И только лишь один двухцилиндровый дизель Коломенского машиностроительного завода мощностью 120 лошадиных сил представлял отечественную промышленность.

В 1934 году в Ливнах действовала электростанция установленной мощностью 257 киловатт. Длина сети составляла 17,5 километра. На станции трудились 17 человек. Для сравнения, сегодня на Ливенской ТЭЦ работают около ста человек. Ее установленная мощность равна 12 мВт.

В 1934 году на заводе «Текмаш» была введена в действие дизельная электростанция. На ней был установлен дизель мощностью в 350 лошадиных сил, снятый с подводной лодки. Пуск станции явился настоящим праздником для коллектива предприятия. Через год вступают в строй еще два дизель-генератора. С помощью электрической силы начинается механизация ряда трудоемких процессов. Уже в 1935 году на «Текмаше» действовало около семисот электромоторов, а энерговооруженность одного работающего составляла 0,5 киловатта. К началу войны она значительно возросла. Общая мощность электростанций завода составляла 1.216 киловатт.

К началу Великой Отечественной войны в Орле электроэнергию промышленности и населению давали городская дизельная электростанция с установленной мощностью 3560 киловатт и 14 небольших электростанций на предприятиях общей мощностью 5550 киловатт. Как правило, это были дизель-генераторы иностранного производства («Зульцер», «Нобель», «Дейц», «Япония», «Ман»). По воспоминаниям современников, работали они ненадежно, часто останавливались, а себестоимость одного киловатт-часа доходила до недоступной для многих цены — 68 копеек (в старых ценах).

Подготовил Борис МУТАФ.

Лента новостей

Отчетность