Здоровое предприятие выздоравливающего государства
Еще полтора года назад ПАТП-1 — муниципальное транспортное предприятие — находилось в глубоком провале: долги росли как снежный ком, счета арестовывались. Смена руководства автобусного парка совпала с приходом к власти в Орле нового мэра. Задача перед ПАТП-1 ставилась непростая: сохранить подвижной состав и кадры, гарантируя городу качественные пассажирские перевозки в условиях, когда на дорогах пиратствуют «ГАЗели» и частные «ПАЗики», а силы, проигравшие муниципальные выборы, с трудом маскируясь, исповедуют в отношении города принцип «Чем хуже, тем лучше», пытаясь через дискредитацию удачливого соперника и всего управления городским хозяйством протоптать себе тропинку к власти. Транспорт в этой политике — ключевое звено, поскольку никто, кроме муниципальных автобусов, не будет возить орловских пенсионеров и все иные категории льготников «за так» и по маршрутам, на которые ни один частник не сунется по причине их малодоходности. В атаках на ПАТП-1 наблюдаются и некоторые личностные мотивы, которые мы опустим из-за того, что они не представляют никакого общественного интереса.
Отряхнувшись от всех наскоков, следовало восстанавливать до уровня нормального городской автобусный парк, особое внимание уделяя коллективу, прежде всего водителям — главным трудовым пчелкам ПАТП-1. Ведь, во-первых, известно, что кадры решают все (вариант современности: кадры — главное богатство любого предприятия), а во-вторых, — и это тоже проверено временем и всеми опытными руководителями, — без веры людей в успех начинаний даже самые благие перемены обречены на провал.
Как заинтересовать подчиненных, чтобы они, все без исключения, начали относиться к своим обязанностям добросовестно? Для начала предприятие избавилось от тех, кто не хотел или в силу привычки просто не мог вписаться в новую схему работы. Оставшимся — подавляющему большинству (расстаться пришлось в основном с некоторыми руководителями среднего звена) предложили простую формулу отношений: чем лучше работаешь, тем больше получаешь.
Там, где в силу разных причин живут по принципу «Все вокруг колхозное, все вокруг мое», к подобным предложениям относятся с опаской и недоверием. Недоверие еще вызвано и тем, что, пока один добросовестно вкалывает, другой, менее добросовестный, успевает вдвое больше украсть. Однако новый директор ПАТП-1 А. Сасин привлек в автобусный парк очень серьезную службу безопасности, чтобы привычка брать то, что «плохо лежит» — в широком смысле этого распространенного понятия, — искоренялась. День ото дня ручейки неправедного обогащения в парке стали оскудевать, а вскоре практически иссякли. Конечно, исключения случаются — кто может дать стопроцентную гарантию безопасности! — однако на то они и исключения, чтобы не быть правилами.
Народ призадумался: порядок, по всей видимости, устанавливался настоящий. Сомнения оставались следующего порядка: хорошо, думал народ, желающий работать честно и с полной отдачей, — включимся, как положено, а директор возьми да и обмани, не даст обещанного, впервой, что ли, с такой политикой встречаемся? Однако директор своих водителей не обманул. Привез больше выручки — больше зарплата, все, как обещано. Работаешь без прогулов, даешь положенную норму, не уходишь раньше, чем следует, — все плюсуется в расчетном листке и дает солидную рублевую прибавку. Поначалу, да и сейчас еще в силу инерции — хорошим переменам верится с трудом — время от времени возникают почти комичные ситуации: водитель смотрит в свой расчетный и удивляется — надо же, все без обмана! Казалось бы, чему удивляться? Так и должно быть. Однако действительность наша орловская такова, что от того, как было, до того, как должно быть, — длинная дистанция.
Как проводился сторонний ремонт в замечательных мастерских ПАТП-1? «Позвоночно» — характеризуют эту систему в народе: по-звонили, отремонтировали, уехали, слесарям — крохи или вовсе ничего, предприятию за использование его мощностей — ничего гарантировано. Воровством это называется по большому счету. Теперь слесари за ремонт привлеченной, сторонней техники получают свой гарантированный процент. Причем эти заработанные(!) деньги не прячутся где-то среди других цифр, а выделяются отдельной строкой. Человек может проверить, когда, сколько он заработал и сколько ему за этот труд начислили — так, как и должно быть.
А ремонтная база у ПАТП-1 серьезная. Это еще один повод воевать с муниципальным транспортным предприятием. Ремонт на ПАТП-1 делают специалисты — качественно, быстро, недорого и с гарантией. «ПАЗики» частников уже занимают очередь, чтобы пройти ТО-1 и ТО-2 именно здесь. Предприятие становится на ноги. У людей просыпается хороший рабочий азарт. Так бывает, когда знаешь, что тебя не обманывают и стремятся достичь понятной тебе цели не в ущерб твоему карману.
Зарплату водителям при новом руководстве муниципального автобусного парка подымали уже трижды. Откуда резервы? Оптимальная расстановка транспортных единиц по маршрутам, честное отношение к труду (выручка увеличилась весьма существенно), дополнительные доходы, в том числе и от ремонтных мастерских, о чем уже велась речь; ответственное отношение к своим обязанностям и родному предприятию руководящего звена, в результате чего при новом директоре муниципальные автобусы стали использовать качественное машинное масло, позволяющее продлевать жизнь моторов, а не губить их до срока; существенную экономию, опять-таки оборачивающуюся доходом, дала закупка действительно качественных запчастей, а не брака и второсортицы, приобретавшихся по цене эксклюзива. В коллективе, где все на виду друг у друга, просто честное отношение к труду дает, оказывается, прямой экономический эффект.
Одними добрыми поступками и пожеланиями предприятие, разумеется, не построишь. Нужна дисциплина. Это может показаться сегодня кому-то удивительным. Возможно, это покажется удивительным многим, а может быть, даже большинству. Но именно меры по укреплению дисциплины среди рабочих — назовем так обобщенно водителей, ремонтников, всю трудовую косточку ПАТП-1, где работают люди со стажем, привыкшие относиться к дисциплине как к обязательному элементу нормального производства, а не утомительной и совершенно необязательной нагрузке, — вызвали полную поддержку и понимание. Дисциплина — это признак устойчивости системы, а значит, гарантия длительности ее существования. Срубить копеечку можно и пренебрегая всеми правилами и нормами. Но так не может работать предприятие, автобусов которого горожане ждут каждый день, и точно по расписанию.
Вульгарные политэкономисты, исповедующие теорию, умершую еще в первой половине прошлого века, утверждают, что деньги — это главный и едва ли не единственный приоритет. Да, из ПАТП-1 и сейчас уходят водители в надежде заработать на частном извозе быстрее и больше. Однако уже сегодня половина из них возвращается, в том числе и из Москвы. И еще год назад на предприятии невозможно было услышать предложение, которое озвучил для директора один из водителей, живущий не по вульгарным политэкономическим теориям. Предложение такое: не брать назад тех, кто из ПАТП-1 уходит. Обоснование: «Мы почувствовали себя коллективом. Нам создали условия, в которых можно зарабатывать честно. Справедливо ли брать назад тех, кто предпочел другой расклад?». Иначе говоря, тех, кто коллективу, который верит в успех общего дела, предпочел временный частный интерес. В том, что ПАТП-1 будет успешно развиваться, у автора социального «рацпредложения» сомнений нет никаких.
Народ гораздо умнее, чем принято про него думать в тиши начальственных кабинетов. Любой работяга, даже не слыхавший про, страшно сказать, Академию управления и никогда не мечтавший получить высшее образование, с уверенностью — и будет прав — скажет, что порядок в государстве рано или поздно установится просто потому, что иначе государство погибнет. Применительно к государственному порядку на дорогах это означает, что вакханалия, творящаяся сейчас в сфере частных пассажирских перевозок, рано или поздно прекратится. В Орле есть одно специализированное автомобильное транспортное предприятие — ПАТП-1, в котором аттестовано и лицензировано все — от механика до предрейсового медицинского осмотра. Это единственное транспортное предприятие, главная задача которого — качественная и безопасная перевозка пассажиров.
А теперь попробуйте прийти к хозяину частного маршрута и заявить с порога, нанимаясь на работу: «Я думаю, хозяин, что моя главная задача состоит в том, чтобы четко по графику, в строгом соответствии с правилами пассажирских перевозок, никого не подрезая и не думая о прибыли любым путем, доставлять орловцев к остановочным павильонам». И что, вы думаете, ответил бы хозяин частного маршрута такому чудаку? Он сказал бы в девяти случаях из десяти: «Твоя задача, соловей, деньги мне привозить, а остальное — твои проблемы и не моя забота». А в десятом случае «хозяин» попросту покрутит пальцем у виска и посоветует пришедшему попить холодной водички.
ПАТП-1 находится в невероятно неравных условиях по сравнению с нацеленными на прибыль любым путем частниками. Налоговое бремя просто несопоставимо. Достаточно сказать, что на муниципальном транспортном предприятии налоги съедают 60 процентов выручки. А теперь с такой нагрузкой обяжите частников ездить по полупустым социальным маршрутам и возить все категории льготников. «ГАЗели» испарятся с городских улиц в один момент. И это реальная перспектива при наведении государственного порядка на дорогах.
Да, со стороны лиц завистливых и бессильных про ПАТП-1 распускаются всякие враки. Врут, что капитальный ремонт на предприятии не делается, что зарплату водители получают по пять тысяч рублей (работники ПАТП-1, когда услышали эту цифру за ужином из динамиков телевизора, чуть не подавились). Отвечаем на враки: капитальный ремонт на предприятии, как бы вам этого ни хотелось, делается и будет делаться — за прошлый и половину нынешнего года восстановлено одиннадцать автобусов; зарплату в пять тысяч здесь только пьяница после длительного запоя и невыхода на линию может получить, но от таких кадров стараются быстро избавляться (удивительно: они мгновенно объявляются на частных «ГАЗелях» — к вопросу о безопасности, необходимости государственного порядка и соблюдении правил пассажирских перевозок). Предприятие обновляет технику, вот еще несколько автобусов собирается купить…
Не тонет, не тонет автобусный парк вместе со всей своей замечательной базой, которую кое-кому так хочется прибрать к рукам… Прибрать, разумеется, не для того, чтобы строго по расписанию себе в убыток возить по городским улицам старушек. Бизнес, бизнес — вот что привлекает критиков и ревнителей. Такие мощности — и мимо кармана! Мимо, господа, мимо.
ПАТП-1 — здоровая клетка выздоравливающего государственного организма. Идеология обогащения любой ценой вопреки законам, интересам общества и здравому смыслу давно уже стала маргинальной. На орловских дорогах, где частные водители охотятся за клиентом, как охотник за дичью, наследие прошлого сохранилось как музейный экспонат, который по непонятным причинам забыли убрать за стекло. Скоро это произойдет. Дальновидные индивидуальные извозчики уже объединились в некоммерческое партнерство, чтобы на базе ПАТП-1, обслуживаясь как работники муниципального предприятия, работать на городских маршрутах строго по закону и строго по графику — возить людей, а не деньги.
Да, про последние враки, идущие из большого серого дома: муниципальные маршруты предоставляются членам некоммерческого партнерства безвозмездно, а не сдаются, якобы за денежку, в аренду. Большая ошибка, господа, судить по себе.
Сергей ЗАРУДНЕВ.