Орловская искра № 4 (1372) от 2 февраля 2024 года

А. С. Пушкин на ЕГЭ по литературе — «незачет»

31 января в ИА ТАСС прошла пресс-конференция КПРФ на тему: «Программа КПРФ в сфере науки и образования. Закон «Об образовании в РФ» для всех в течение всей жизни». Из выступления члена ЦК КПРФ, Председателя Общероссийского общественного движения «Образование для всех» Олега Смолина:

— Это третья попытка руководства народно-патриотических сил в России представить новую стратегию образовательной политики, причем не на уровне лозунгов, а на уровне базового законопроекта.

Я напомню, что геополитическая ситуация, которую мы переживаем, во многом похожа на то, что было в 30-е годы, и именно тогда прозвучало знаменитое заявление Иосифа Сталина: «Если не совершим ускоренной индустриализации — нас сомнут». Нам сейчас так же, как и тогда, нужна новая индустриализация. А если будет проводиться новая индустриализация, то для нее необходимы кадры. Просто импортозамещения недостаточно: заместили китайскими автомобилями европейские — результат известен.

Лозунг «Кадры решают все» остается актуальным, и подавляющее большинство предпринимателей и руководителей предприятий говорят, что самая главная проблема сейчас — даже не деньги, а кадры.

В 30-е, чтобы обеспечить кадрами индустриализацию, были открыты 25 тысяч школ, после Великой Отечественной войны за 10 лет ещё 20 тысяч; однако в постсоветское время количество школ сократилось на 30 тысяч, количество детских садиков на 54 тысячи, и уже у начальной школы возникают проблемы.

Мы предлагаем законопроектом запретить ликвидацию и реорганизацию, в особенности на селе, школ и детских садиков без согласия схода граждан. Мы думаем, что вообще нужно воссоздавать то, что было закрыто, но, как минимум, требуем прекратить закрывать.

Далее. Все понимают, что у нас острейшая проблема с кад­рами квалифицированных рабочих. Казалось бы, после 9 класса 60% всех ребят отправляются в систему среднего профессионального образования. Но, при этом на рабочие кадры идут 16%, остальные — в среднее звено, причем 43% с грубейшими нарушениями Конституции вынуждены платить за среднее профессиональное образование (по Конституции оно бесплатно), и рабочих кадров у нас недостаток.

Почему девятиклассники не идут в старшую школу? По одной простой причине: главное — не хотят сдавать Единый государственный экзамен. Как мы иногда говорим — «безобразие из трех букв». Я недавно посмотрел задания ЕГЭ по гуманитарным предметам, и как доктор философских наук, и академик Академии образования берусь утверждать: к образованию это отношения никакого не имеет.

Вот только один пример. Оказывается, даже когда вы выполняете лучшую часть ЕГЭ по литературе и пишете сочинение, то главное — не то, что вы там написали, а сколько слов вы написали. Если меньше 200 или больше 350 — это «незачет». Мы посмотрели, сколько слов в замечательном стихотворении А. С. Пушкина «Воспоминания в Царском Селе», которым был потрясен Державин. 865! Пушкин ЕГЭ по современной методике обязательно бы провалил.

Поэтому мы требуем: перевести ЕГЭ в добровольный режим и обязательно ввести устную часть экзамена по истории, литературе и другим гуманитарным предметам — чтобы ребята учились говорить и, конечно, думать!

Результаты ЕГЭ и других особенностей системы образования заключаются в том, что сейчас 35% молодых людей убеждены, что Солнце — это спутник Земли. Еще недавно было 28%. Еще 30% полагают, что, если вы имеете дело с растениями, то гены имеют только генно-модифицированные растения, а остальные — нет. Это не что иное, как ликвидация грамотности. К сожалению, исторические познания не лучше.

Что касается высшего образования: мы регулярно слышим, что у нас были замечательные досоветские вузы. Это правда. Только их было 72, а к 1940 году стало 481. Если бы мы не создали в 30-е годы 400 вузов, то не факт, что мы смогли бы выиграть Великую Отечественную войну.

Сейчас вузов больше, но 52% всех российских студентов учатся за деньги. Мы требуем увеличения бюджетных студентов и, конечно, мы требуем как можно быстрее переходить от так называемой Болонской системы к классической российско-советской системе.

Напоминаю на всякий случай, что, по данным специального исследования, бакалавр — будущий инженер получает в 1,5 раза меньше фундаментальной подготовки, чем настоящий инженер-специалист. Поэтому бакалавры, к сожалению, годятся только для того, чтобы пользоваться чужими конструкторскими разработками, а нам нужны собственные конструкторы. Мы требуем поскорее переходить на подготовку специалистов!

Что касается педагогических работников, то поразительный факт: несмотря на указ Президента №597, по последним данным исследований, учителя в среднем работают на 1,8 ставки, то есть практически за двоих, и при этом 40% учителей вынуждены экономить на всем, кроме еды. То есть, 40% — бедные.

Заканчивая, я хочу вам напомнить известное высказывание: «Знания, как и небеса, принадлежат всем». Это гуманистическое требование, но мы сейчас говорим не просто о гуманизме. Мы говорим об обеспечении национальной безопасности, технологического и социокультурного суверенитета нашей страны.