Орловская искра № 42 (1361) от 10 ноября 2023 года

Благоустройство любит инициативных

В последние годы наш областной центр благоустраивается. Дороги, тротуары, скверы, дворы приобретают вполне цивилизованный вид. Но чем больше положительных примеров в этом смысле, тем острее ощущение разрухи у тех, кто пока еще благоустройства не дождался.

По словам руководителя фракции КПРФ в городском Совете С. Н. Швалова, наиболее болезненно люди реагируют по поводу задержек в благоустройстве дворовых территорий. «Это и понятно, — говорит Сергей Николаевич, — двор — городское пространство, которое человек видит в первую очередь, выходя из дома. Это впечатление, через которое у горожанина формируется его ощущение качества жизни».

Вот мы и решили поговорить о дворах. О том, как идет процесс их благоустройства и каковы его особенности в современных условиях.

С. Н. Швалов:

— В Орле более двух тысяч многоквартирных домов. Соответственно столько же дворовых территорий, которые зачастую не ремонтировались с момента постройки домов. Задача слишком масштабна. Даже если ориентироваться на периодичность такого благоустройства — один раз в пятнадцать лет — то разделите две тысячи на пятнадцать, и вы поймете, как это много и дорого с расчетом на каждый год.

Ни у области, ни у города таких денег нет. Это государственная задача. И хорошо уже то, что правительство России и президент понимают это. Но мы живем не при социализме, когда государственные средства выделялись планово и целевым образом. В условиях рыночных реформ даже государственное финансирование в форме нацпроектов вынуждает власть выставлять целый ряд условий. Тем более, что государственных денег все равно не хватает, чтобы решить проблему комплексно и в кратчайшие сроки.

Благоустройство в Орле осуществляется в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда», который имеет свои региональную и муниципальную составляющие — региональную и муниципальную программы «Формирование современной городской среды». Финансирование идет из трех источников: федерального, регионального и местного. Применительно ко дворовым территориям это означает, что из федерального источника оплачивается установка малых архитектурных форм и освещение. Работы по асфальтированию проездов и тротуаров финансирует регион — из областного дорожного фонда. Город добавляет один процент необходимых средств, как правило, плюсом к деньгам дорожного фонда.

С начала запуска нацпроекта в Орле отремонтирована 391 дворовая территория (с 2017 года). Объем ассигнований, к сожалению, год от года практически не увеличивается, и это приводит к тому, что пять-шесть лет назад в городе ремонтировалось ежегодно от 60—70 дворов, три-четыре года назад — от 40 до 60, а в последние три года — чуть больше 30 дворов.

Понятно, что именно с этим и связан период ожидания, который порой так раздражает горожан. Несколько лет проходит с момента включения двора в программу до реального выполнения работ по благоустройству. На сегодняшний день примерно 250 дворов еще ждут своей очереди. Это те, которые включены в программу. Но есть и огромное количество территорий, на которые даже не поданы заявки.

Тут кроется немаловажный нюанс, который характерен именно для современных условий — эпоха рыночных отношений принесла нам институт собственности. Государство вроде бы и выделяет деньги на благоустройство, но финансирует только тех, кто проявил хозяйскую заинтересованность. Ведь дворовые территории — это долевая собственность общего имущества жителей многоквартирного дома. Наши дворы — это не государственная и даже не муниципальная земля. И власть исходит из этого положения: дескать, вы собственники, вы сами и решайте, нужна вам государственная помощь или нет. Будь собственность общенародной, как при социализме, разговор был бы иной. Было бы плановое, целевое вложение средств.

— И растянулось бы на десятилетия. И то при условии, что денег хватит на всех.

— Возможно, но в данном случае я хотел бы донести ту мысль, что это был бы другой подход. Сегодня же участие в национальном проекте требует инициативы жителей. Они должны провести собрание, и по существу — выразить свое согласие принять помощь от государства. Как собственники. Если, скажем, в одном доме за благоустройство проголосовало 90 процентов жителей, а в другом только 51, то деньги в первую очередь вложат туда, где за благоустройство проголосовало большая доля жителей.

— В таких случаях обычно говорят: «Без меня меня женили». На самом деле все только и мечтают о помощи от государства, а им предлагают поиграть в игру: чур, я активный собственник!

— Определенная логика в таком подходе есть: денег на всех не хватает или просто государство на всех не рассчитывает. Поэтому дадут тем, кто проявляет социальную активность. Кто очень хочет благоустроиться! Кто пассивен, — значит их устраивает жизнь в разрухе. Тянуть за уши к светлому будущему уже никто никого не пытается. Заботиться обо всех государство теперь не считает необходимым, как это было при социализме, но оно готово помочь тем, кто заявит о необходимости такой помощи и будет соответствовать определенным критериям.

— Но заявки подавать, судя, по вашим словам, не имеет смысла, ведь очередь уже растянулась на годы вперед из-за недостатка финансирования. Реформы реформами, а очереди как при социализме.

— Мое мнение — наоборот, нужно торопиться с заявками. В этом году, например, были благоустроены те территории, которые заявлялись еще в 2018—2019 годы. Чем раньше заявка будет подана, тем раньше она будет выполнена. К тому же каждый месяц ожидания — это плюс два балла в той системе критериев, которая действует при определении очередности дворов на благоустройство. А таковых критериев около десятка. Тут и возраст дома, и количество квартир в нем, и такой фактор как наличие проезда по двору к тем или иным социально значимым объектам, и общность дворовой территории с другими домами, и количество проголосовавших собственников и т. д.

Каждый критерий оценивается определенным количеством баллов. Чем больше их наберет дом, подавший заявку, тем больше у него шансов оказаться во главе очереди на благоустройство. Заметьте — речь сейчас идет не о том, чтобы попасть в программу (тут достаточно заявки и пакета документов, представленных жителями дома), а о том, как скорее добиться самого благоустройства.
На мой взгляд — и тут со мной согласны многие депутаты — в этой системе критериев кроются не только плюсы, но и серьезные минусы. Так, например, двухэтажные дома сегодня не могут рассчитывать на скорое благоустройство своих дворовых территорий. И мы, депутаты-коммунисты, внесли ряд предложений в администрацию города, чтобы исправить эту ситуацию. Но пока безрезультатно.

— А если получится так, что заявку подал только один дом из трех, с которыми у него смежная дворовая территория?

— Тогда благоустраиваться будет только двор многоквартирного дома, от которого есть заявка. Потому мы, депутаты фракции КПРФ в городском Совете, в таких случаях обращаемся к жителям этих соседних домов и убеждаем их проводить собрания собственников и включаться в процесс. Объясняем, что в случае наличия заявок от двух или более многоквартирных домов, имеющих общую или смежную дворовые территории, работает так называемый критерий комплексности, который существенно добавляет количество баллов и значительно приближает сроки проведения работ по благоустройству.

Если на текущий год городу будет выделена определенная сумма ассигнований, то понятно, что эти деньги потратят на те дворы, которые будут стоять первыми в списке, а остальные отложат до следующего этапа финансирования.

Хотя тут нужно сделать некоторую оговорку. Недостаток средств губернатор Орловской области А. Е. Клычков регулярно старается компенсировать внебюджетными средствами или средствами, полученными в качестве безвозмездной помощи из профицитных бюджетов других регионов на основе межправительственных соглашений.

Так, в текущем году в Орле удалось отремонтировать вместо 33 запланированных программой дополнительно еще 40 дворовых территорий. Причем в число этих сорока попали дома, многие из которые вряд ли проскочили бы так быстро по тем критериям муниципальной программы, о которых я уже говорил.

— Итак, если подытожить, вы советуете горожанам, несмотря ни на что, вступать в игру с государством, которое худо-бедно, но выделяет деньги на благоустройство дворовых территорий?

— Я призываю жителей не ограничиваться одними жалобами депутатам или в администрацию, а активно участвовать в самоуправлении. И пользоваться теми возможностями, которые государство сегодня предоставляет. Если же вы испытываете какие-то сложности в организации, проведении общих собраний собственников в многоквартирных домах, подготовке пакета документов для включения в программу благоустройства дворовых территорий, то обращайтесь к нам, депутатам–коммунистам. Поможем!

Беседовал Андрей Грядунов.