Орловская искра № 46 (1267) от 10 декабря 2021 года

«Блеск» и нищета орловских мостов

«Накопительный эффект» в действии

Не праздничный юбилей…

В ноябре Тургеневский мост в г. Орле отметил свое 50-летие. До конца 60-х годов прошлого столетия горожане переходили Орлик по деревянному мосту. И только в 1971 году на его месте появилась железобетонная конструкция, соединившая Заводской и Советский районы областного центра. В честь этого события Экспериментальный творческо-производственный комбинат города Москвы даже выпустил значки синего и коричневого цветов с надписью «Орёл-1971. Тургеневский мост».

Но к сегодняшнему дню металлическое ограждение моста обветшало. Это не только вызывает негативные эмоции горожан, но и представляет опасность. Администрации города и Орловскому горсовету надо решить эту проблему.

Д. Королев.

Проблемы с Орловскими мостами существуют давно. Сначала на ремонт стал мост «Дружбы», затем, наконец, подошел черед «Красного моста», вскоре оказалось, что мост на ул. Колхозной тоже непригоден для эксплуатации. Но и другие латаные-перелатаные объекты ждут обновления.

3 ноября 2021 года Тургеневский мост в Орле отметил полувековой юбилей. Однако с момента ввода гидротехнического сооружения в эксплуатацию оно ни разу капитально не ремонтировалось. К своему дню рождения мост выглядит дряхлым старичком, теряющим день за днем необходимые конструктивные элементы — советские материалы имели достаточный запас прочности, но и они не вечны.

Хроника событий последнего десятилетия показывает, что ремонт мостов в областном центре почему-то всегда идет не по правилам. Например, в 2013—2014 годах отверстия ливнёвок было принято закатывать в асфальт. Для горожан это закончилось очередным наводнением, когда после сильнейшего ливня потоки воды, хлынувшие с Тургеневского моста, затопили 1-ю Посадскую.

Ремонт того же моста в 2016 году вообще шел с долей мистики. Прежний руководитель УКХ г. Орла Дмитрий Зуев не признался ни перед городскими, ни перед областными депутатами, кто же мост ремонтировал. По словам ответственных работников управления коммунальным хозяйством и администрации, в юбилейный для г. Орла год работы не проводились и, соответственно, не оплачивались. Перед орловчанами был создан романтический образ некоего «доброжелателя», осуществившего ремонт за свой счет.

Стоило смениться руководству УКХ и администрации Орла, как появилась совсем другая информация — «в рамках муниципального контракта № 64 от 24.05.2016 г, заключенного МКУ «УКХ г. Орла» с ООО «Строй­энергомонтаж», выполнялись работы по ул. Тургенева, в том числе и работы по ремонту асфальтобетонного покрытия на тротуарах Тургеневского моста».

Почти сразу на некоторых участках асфальт начал проседать, образуя воронки, на месте которых затем появились глубокие дыры, а лестничные сходы превратились в горку. Попытки завалить отверстия асфальтом к успеху не привели, при этом заплатки, скорее походившие на коровьи лепешки, тут же стали разрушаться на тех же местах. А после каждого дождя имеющиеся ямки продолжали расширяться и углубляться.

На обратную связь городская администрация не выходила несколько лет, обращения игнорировались. Но сколько ни прячь голову в песок, вынимать её оттуда все равно придется. Ответ удалось получить только в июне 2019 года. На мое очередное обращение через депутатскую приемную занимающий в то время пост зам. главы администрации города Орла — начальник управления городского хозяйства и транспорта Е. А. Гришин сообщил (цитата):

«Балансодержателю мостового сооружения МКУ «УКХ г. Орла» поручено в срочном порядке принять исчерпывающие меры по обеспечению безопасного движения пешеходов и приведению в надлежащее состояние лестничных сходов, а также провести служебную проверку по факту непринятия мер по обеспечению безопасности пешеходов (в части ремонта лестничных спусков и перильных ограждений) и ненадлежащего исполнения должностных обязанностей лицом, ответственным за содержание данного объекта. В настоящее время в некоторых местах происходит разрушение тротуарных железобетонных плит перекрытия из-за длительной эксплуатации и требует текущего ремонта (полной замены железобетонной тротуарной плиты в местах разрушения).»

Вот уж не знаю, как дело обстояло со служебной проверкой, но меры по обеспечению безопасности пешеходов до сих пор не приняты.

Говорить о том, что гром грянул неожиданно, не следует.
Вспомним, как в 2018 году на мостах устанавливали подсветку — светильники крепили на ограждения, изъеденные ржавчиной. Ответственные лица, принимавшие решение, не видели катастрофического состояния конструкций? Или блеск и нищета в городском хозяйстве всегда должны соседствовать?

В прошлом году коммунальщики, отвечающие за содержание моста, не нашли ничего лучшего, как развесить на аварийном ограждении красные ленточки, оповестив, таким образом горожан об опасной зоне. В этом году — прикрепили к хрупким опорам в месте их разрушения временную металлическую оградку. А ситуация не терпит промедления — часть ограждения уже готова упасть в любое время на проходящую внизу дорогу.

Теперь только на ремонт перил требуется более 12 млн рублей, а еще существует потребность в обновлении железобетонных блоков на тротуарах и их асфальтирование. При этом не следует забывать, что во время работ по замене плит техника перекроет как минимум одну полосу движения…

Похожая картина сложилась и с путепроводом по ул. Раздольной, который также ремонтировался в 2016 году. Уже 5 лет любой пешеход может наблюдать глубокие сквозные трещины между плитами, провалы в бетонных основаниях, обнажающие ржавую арматуру, рассыпающиеся перила, открытые люки. Через просевший асфальт активно пробиваются зеленые ростки…

Чтобы случайный прохожий не свалился в яму, в наиболее крупные из них запихнули ветки деревьев, т. е. теперь любой подручный материал, с точки зрения коммунальных служб, может сигнализировать об опасности.

Летом текущего года в СМИ появилась информация о том, что МКУ «УКХ г. Орла» якобы готовит проектно-сметную документацию для приведения путепровода в надлежащее состояние. Предполагалась замена перильных ограждений, частичный ремонт тротуаров и деформационных швов, выпиловка деревьев.

Однако кроме удаления части излишней растительности иных работ замечено не было.
Проблемы с мостами и путепроводами существуют уже не один год во всех регионах страны. Этот вопрос был рассмотрен в феврале прошлого года на заседании Правительства РФ, одобрившего программу по ремонту и строительству новых искусственных сооружений на автодорогах регионального, местного и межмуниципального значения.

В стенограмме доклада теперь уже бывшего министра транспорта Евгения Дитриха в частности говорилось: «Сегодня актуальной проблемой и узким местом региональной дорожной сети являются мосты и путепроводы. Нередко мостовые сооружения являются жизненно важной частью не только местной, но и межрегиональной транспортной инфраструктуры. Последствия их разрушений или просто ограничение движения вызывают существенные потери для экономики, значительные неудобства для населения, абсолютно недопустимы связанные с этим потери человеческих жизней.

Многие руководители регионов по итогам первого года реализации нацпроекта обозначают проблему ветхих и аварийных мостов и путепроводов как первоочередную. Практически все губернаторы говорят о необходимости восстановления мостов в самое ближайшее время.»
Вопрос, касающийся ремонта мостовых объектов, вышел на федеральный уровень в 2019 году, в связи с тем, что годом ранее в стране произошло рекордное число аварий, связанных с обрушением мостов и путепроводов — более 100, в том числе повлекших за собой гибель людей.

Сегодня в России насчитывается около 9,5 тысяч аварийных мостов и путепроводов — 7% от от их общего числа. Пока федеральная программа рассчитана на 3 года, на её реализацию выделено более 200 млрд рублей, которые будут распределены по регионам в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть».

Далее приведу ссылку на газету «Известия», в которой около дух лет назад освещалась тема «Как одна из важнейших отраслей транспортного строительства оказалась в кризисе»: «Представители отрасли говорят, что сложившаяся в 2018 году ситуация стала результатом своего рода накопительного эффекта: о проблемах в этой сфере начали говорить еще в 2000-х, однако решить их до сих пор не удалось…

Еще в 2002 году Минтранс принял профильный для отрасли документ «Концепция улучшения состояния мостовых сооружений». Ведомство тогда признало, что в хорошем состоянии в стране находятся лишь около 20% мостов, состояние 18% конструкций в документе оценивалось как неудовлетворительное, аварийным считался 1%, то есть около 400 мостов.
Концепция предполагала, что к 2005 году, аварийных мостов в России не останется, однако достичь этого не удалось ни к 2005-му, ни к 2019-му…»

Как видим, отремонтировать мосты не помогли даже «тучные годы», ведь, по мнению властей, лучше откладывать деньги в «кубышку», чем тратить их на инженерные сооружения и безопасность жителей страны.

Еще одной причиной удручающего состояния российских мостов эксперты называют отсутствие централизованного контроля со стороны специального государственного органа и дефицит квалифицированных специалистов в этой отрасли.

Но вернемся от проблем российского масштаба к региональным. В принятом на следующий год бюджете Орловской области распределены трансферты бюджетам муниципальных образований на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» национального проекта «Безопасные качественные дороги». Городу Орлу по данной строке было выделено более 300 млн руб. Не так, чтобы очень много, но и не мало. Осталось правильно расставить приоритеты.

Елена Боровская.

Лента новостей

Отчетность