Орловская искра № 19 (1240) от 28 мая 2021 года

Быть сильными!

Об итогах работы секции «Экономика и предпринимательство» Орловского форума КПРФ доложил её координатор кандидат экономических наук, доцент А. А. Фролов:

— Во-первых, экономика нашей страны, как и мирохозяйственной системы в целом, переживает кризис, который сопровождается падением объемов производства, уровня жизни населения, ростом безработицы. Значит, для выхода из кризиса необходимо применение специальных антикризисных мер, но с учетом современных достижений (цифровизация, роботизация, новые материалы и т. д.). При этом следует учесть, что агропромышленный комплекс в целом по стране, по мнению аналитиков, пострадал менее всего, а в Орловской области, которая отличается сельскохозяйственной специализацией, зафиксирован рост (пусть и небольшой — 101,7 %) в сфере производства сельскохозяйственной продукции;

— во-вторых, в ближайший год развитие экономики также будет проходить в сложных условиях: карантинные ограничения будут продолжены, подъем национальной экономики, по прогнозам, продолжится очень медленными темпами;

— в-третьих, ожидаемые риски и основные проблемы — снижение налоговых поступлений в областной бюджет, падение доходов населения.

Тем не менее, социально-экономическая программа КПРФ четко задала вектор развития в продолжающихся сложных условиях кризиса и поставила задачу — быть сильными, с устойчивой высокоэффективной промышленностью, самодостаточным сельским хозяйством, передовой наукой и высокоразвитыми социальными институтами.

Для её исполнения участники секции выдвинули следующие конкретные предложения:

— возродить систему стратегического планирования через пятилетнее (индикативное) планирование, возродить ранее гремевшую на всю страну «Орловскую непрерывку» (когда каждый последующий план был продолжением предыдущего);

— осознавая важность иностранного капитала, рекомендовать при привлечении иностранных инвестиций, в т. ч. в Особую экономическую зону и Территорию опережающего развития не допускать его доминирования в уставном фонде национальных предприятий.
Установить обязательные нормативы распределения прибыли (приходящейся на долю иностранного капитала), которые исключат ее вывод за рубеж;

— считать целесообразным при принятии решений о дальнейшем увеличении объема экспорта пищевой (зерновой) продукции руководствоваться научно-обоснованными нормативами национальной продовольственной безопасности, при этом в отдельных случаях предусмотреть возможность компенсации предпринимателям разницы между внутренними и экспортными ценами из бюджета области.

Руководствоваться контрольными циф­рами, установленными в стратегическом плане;

— при размещении на территории области производств рекомендовать дополнительно использовать параметр «Объем создаваемой региональной добавленной стоимости» (например, новой линии приготовления и розлива фармацевтического ингредиента на ЗАО «Санофи-Авентис Восток» соответствует низкий уровень добавленной стоимости, хоть и создает новые рабочие места. Но надо идти дальше и размещать на территории области стадии с высокой добавленной стоимостью, например НИОКР);

— для укрепления статуса г. Орла как привлекательной инвестиционной площадки организовать работу по размещению в городе и области головных офисов компаний, в рамках которых в статусе структурных подразделений работают орловские предприятия. Это обеспечит формирование финальной прибыли от продажи готовой продукции именно в нашем регионе, а не в регионе размещения головных. Для этого в деловых центрах организовать размещение пула необходимых деловых услуг, привлечь к работе в дистанционном режиме ведущих специалистов, инвестиции направить не на строительство зданий, а на их компьютерное обеспечение для коммуникаций;

— кадры решают все, будущее — за образованными людьми. Но сложившаяся система образования не улучшила его. По-прежнему мы с ностальгией вспоминаем советскую систему. Бывший студент приходит в хозяйство неподготовленным либо с очень широкой ориентацией (без знания отраслевой специфики), особенно после ступени бакалавриат. На мой взгляд, большая часть из них должна идти не в магистратуру, а в производственный университет на 1—2 года, т. е. надо возродить ступень профессионального обучения непосредственно на предприятиях. Причем с учетом отраслевой специализации. Конечно, каждому предприятию будет не под силу в одиночку организовать такое образовательное учреждение, но профильные отраслевые предприятия могут объединиться.

От себя лично хочу особо высказать следующее мнение. Программа КПРФ нацеливает на улучшение структуры национальной экономики (повышение доли реального сектора в структуре ВВП, обеспечение индустриализации и аграризации РФ). Орловская область отличается четко выраженной сельскохозяйственной специализацией. Учитывая такую стратегическую для всей страны сельскохозяйственную специализацию региона, исходя из национальной продовольственной безопасности, предлагаю сделать Орловскую область ситуационным центром по формированию национальной воспроизводственной сельскохозяйственной цепочки, начиная от производства семян до выпуска готовой пищевой продукции максимальной степени готовности с ее реализацией в своих национальных, региональных, областных торговых сетях. Выступить перед Президентом страны с инициативой разместить в г. Орле Центр принятия стратегических решений в этой области (с размещением соответствующего офиса).

Напомню, что сегодня в мире главным игроком являются глобальные цепочки стоимости, действующие в рамках ТНК, которые используют ресурсы других стран в своих хищнических интересах. Пора создавать свои национальные производственные цепочки и всю создаваемую в их рамках добавленную стоимость оставлять на своей территории. Для возрождения кооперационных связей в рамках такой цепочки с соседними областями и со странами СНГ, т. е., как зафиксировано в программе КПРФ, — для «возрождения союза братских стран «ближнего зарубежья», рекомендовать сформировать стратегическую межрегиональную (с соседними областями) выставочную компанию с элементами кооперационной биржи, в т. ч. виртуальной и постоянно действующей; организовать брендовые (с активным вовлечением населения села) сельхозвыставки.

Также в выступлениях и дискуссиях прозвучали следующие предложения:

— активизировать применение такого инструмента как ГЧП — государственно-частное партнерство, в т. ч. при реализации проектов в области социального предпринимательства (реабилитационные центры, ремесленные мастерские и т.д.);

— придать статус приоритетных проектам, направленным на применение разработок космической отрасли для ускоренного инновационного развития области, активизировать эту деятельность за счет грантовой поддержки (область уже начала использовать систему комплексной автоматизации сельхозпредприятий на базе технологий ГЛОНАСС, но надо развивать это направление как приоритетное);

— активно привлекать инвестиции на условиях ГЧП — государственно-частного партнерства;

— рекомендовать банковскому сообществу проработать инструмент ИРОП — инструмент с регулируемой отсрочкой платежа, когда платеж по займу входит в тело кредита (всем понятно, что до запуска объекта в эксплуатацию у предприятия нет источника для выплаты процентов по займу, но движения вперед нет); также рекомендуем активно использовать банковские платформы для краудфандинга;

— рекомендовать Фонду поддержки предпринимательства активизировать информационную и консультационную работу с бизнесом, в том числе в части снижения долговой нагрузки при получении кредита и процента по выплатам на заемные средства;

— рассмотреть вопрос частичной компенсации тарифов на энергоресурсы или их фиксирования на какой-то период, в том числе для определенных отраслей;

— чаще использовать в расчетах дополнительные инструменты платежей, например, вексель;

— провести инвентаризацию свободных помещений, мало используемых, заброшенных зданий и сооружений, которые можно использовать для предоставления инвесторам как фактор привлечения новых структур к нам в регион.