Орловская искра № 1 (1179) от 17 января 2020 года

«Человек не должен бегать за чиновниками»

Разговор с членом Совета Федерации В. Иконниковым о муниципальной реформе

В. Иконников:
— В статье «Апофеоз абсурда» («ОИ» № 50 от 27 декабря 2019 г.) редактор «Орловской иск­ры» Ю. Лебёдкин поднял очень важную тему: в Моховом на территории муниципального поселения низшего уровня, «на земле», что называется, находятся клуб и детский сад, работающие на местных жителей, но финансирующиеся из разных источников — сельского поселения и районного бюджета. И начинаются парадоксы.

Такие случаи не единичны. И источники этих парадоксов — в федеральной политике. Что на федеральном уровне происходит? Мы уже говорили о закредитованности регионов. Но если региональный долг медленно уменьшается, то размер муниципального долга только увеличивается. На это многие, и я в том числе, обращали внимание Минфина и правительства. Необходимо срочно проводить реформу местного самоуправления.

Сегодня это признают и федеральные власти, однако подходы у всех разные. Я считаю, что в реформе муниципалитетов во главу угла нужно поставить человека и его интересы. Главная задача — спустить финансовые ресурсы вниз, «на землю», в бюджеты поселений, чтобы деньги в первую очередь были там, а потом уже в администрациях районов. Деньги нужно максимально оставлять поселениям — там, где еще остались люди.

Да, жизнь не стоит на месте, происходят демографические, миграционные процессы. Некоторые поселения, стоящие в одном-двух километрах друг от друга, нужно объединять. Но при этом надо создавать центры развития и наделять их полномочиями, поскольку люди, живущие на местах, лучше знают, что им нужно, какие проблемы следует решать в первую очередь. Они лучше распорядятся деньгами. В поселения нужно направить ресурсы, полномочия и не бояться этого. Тогда эти территории оживут.

Сегодня область активно занимается дорожным строительством, скоро все сельские поселения будут с твердым покрытием. Что это дает? Можно жить в одном месте, а ездить на работу за 10—15 км, это нормальная практика, существующая во всем мире. Однако в сельском поселении нужно создавать нормальные условия жизни, чтобы там был Дом культуры, как в Моховом, за что борются люди, хорошая школа, детский сад, чтобы туда потянулась молодежь! Иначе людей не удержишь. Областные власти в этом смысле тоже многое могут.

«ОИ»:
— Например, что?

В. Иконников:
— Нужно провести ревизию ряда решений, которые принимались на областном и районном уровнях, которые касаются финансовых основ и властных полномочий сельских поселений. Цель одна — усилить поселенческий уровень местного самоуправления. А для этого возможна передача в их бюджеты увеличенных нормативов по некоторым налогам с районного, областного и федерального уровней, следует рассмотреть при этом и возможности передачи напрямую поселениям и части межбюджетных трансфертов, идущих из Москвы. И в обязательном порядке передать властные полномочия в области градостроительства, землепользования и другие.

Нужно насытить власть на местах полномочиями и финансами, в этом задача сегодняшних законодателей — областного Совета и губернатора. Мы можем спокойно провести муниципальную реформу, закон позволяет это сделать.

«ОИ»:
— Не упрётся ли намерение перенаправить денежные и властные полномочия в нежелание чиновников, находящихся наверху, с этими полномочиями расстаться?

В. Иконников:
— Вменяемые люди найдут разумный компромисс между полномочиями районных администраций и поселений. Но в том, что деньги должны быть внизу, я не сомневаюсь. Возьмите любую деревню советского периода. Одна-две, максимум — три деревни, находящихся в километре–двух друг от друга, были объединены колхозом. Все работали в этом хозяйстве, а оно заботилось об инфраструктуре деревень. Сегодня у нас капитализм, экономическая основа поселений низшего уровня — которые «на земле», где живут люди, — подорвана. Крупным собственникам, капиталистам люди нужны не везде. И они вынуждены уезжать в поисках работы — в развитые поселения, в районный и областной центры, даже в другие регионы.

«ОИ»:
— Я не уверен, что деньги, спущенные на поселенческий уровень, кардинально решат эту проблему.

В. Иконников:
— Задача государства — перераспределить средства, создаваемые коллективным трудом. А в сегодняшней России в руках 3 процентов богачей находятся 90 процентов финансов всей страны. Это официальная статистика. Остальное население «оптимизируется».

Допустим, в том же Моховом человеку нужно зарегистрировать собственность. Куда он поедет, в район? А в районе есть Госреестр? Сегодня так устроено, что федеральные ведомства, в которые люди по закону обязаны обращаться, находятся в разных точках. При Советской власти было как: если райцентр, то там обязательно есть почта, отдел милиции, социальные службы, администрация и проч. Человеку не нужно было мотаться по области, он знал, что все вопросы снимет в одном месте. А сегодня людям приходится ездить по разным районам. Областная власть может спокойно решить проблему, открывая «единое окно» МФЦ.

Или система здравоохранения. Презентуем мобильные фельдшерско-акушерские пунк­ты. Прекрасно! Но пусть их поставят в поселениях, о которых мы говорим. Пусть эта медицина будет передвижной, пусть она будет хоть в палатках, пока ничего луче не создали, но одна должна быть! В поселении должен быть фельдшер или врач, способный оказать первую медицинскую помощь или хотя бы поставить квалифицированный диагноз.

Совершенно очевидно, что муниципальная реформа назрела. Многие начинают метаться — понимают, что нужно что-то делать, а идей множество! Лично я убежден, что там, где живет человек, должны быть деньги и власть. И находиться они должны под контролем населения. Тогда будет истинное народовластие.

«ОИ»:
— К вопросу о реформаторских метаниях. Идея присоединения Орловского района к Орлу вызывает вопросы. Экономически у этой идеи есть только один бенефициар — очень крупный застройщик, оставшийся без участков в областном центре. Присоединение решает его проб­лемы. Нет?

В. Иконников:
— Глава Орловского района Ю. Парахин, как инициативный человек, предложил вариант, предусмотренный законом, однако я категорически с ним не согласен. Эта идея из той же области, что и «оптимизация» здравоохранения, признанная правительством неудачной. Министр Т. Голикова в Совете Федерации уже заявила о полном провале «оптимизации». То же можно сказать и об образовании, хотя этот министр пока ничего не признает. Власть убирает школы и больницы с самого низшего уровня, где живут люди. Какие остаются перспективы? Хорошо, родили ребенка, получили материнский капитал, но где ребенка воспитывать, лечить, обучать? И семьи бросают насиженные, обжитые места.

«ОИ»:
— Ю. Парахин хочет решить все проблемы района, прильнув к областному центру.

В. Иконников:
— Я думаю, что глава Орловского района заблуждается, он предлагает поднять финансовые ресурсы наверх вместо того, чтобы опустить их вниз и поставить под контроль населения. Если же он считает, что Орловскому району не нужна администрация, можно по другому пути пойти: очертить вокруг Орла пятикилометровую зону (агломерация), а то, что за ней — раздать соседям: Болховскому, Знаменскому, Урицкому, Кромскому, Свердловскому, Залегощенскому, Мценскому районам. Тогда кольцо «избыточного» Орловского района вокруг г. Орла исчезнет. Но сразу возникнет другая проблема.

Скажем, Неполодь, которая в состав Орла не попадет, отходит Болховскому району. От Неполоди до нынешней администрации Орловского района в г. Орле, округляя, километров 10. А до Болхова — 30! Наши предки, которые создавали Орловский район, наверное, были правы. Они всё просчитывали.

Реформы необходимы, но принципиально другие. Необходимо направить финансовые ресурсы на уровень поселений, вернуть туда налоги и властные полномочия, реорганизовать несколько поселений, находящихся рядом (где это необходимо), передать федеральные полномочия в «единое окно», которое должно быть во всех районах; сделать это нужно единообразно и системно. Если это район, то в нем обязательно должны быть райотдел, налоговая, Росреестр, Пенсионный фонд и другие государственные учреждения, необходимые людям. Это то, что сегодня требуется в обязательном порядке.

«ОИ»:
— Чиновники не расплодятся?

В. Иконников:
— «Единое окно» избавляет от этой проблемы. Люди не должны ездить за 30—40 км, чтобы в одном месте взять нотариальную справку, а в другом — справку из Росреестра. Все должно делаться в одном месте, в одном районе. Сегодня это не так.

«ОИ»:
— Поскольку цифровизацией все мозги проели, то и в район ездить, в идеале, не обязательно. Бюрократические проблемы хорошо бы решать, не отходя от домашнего компьютера.

В. Иконников:
— Это технические вопросы, а я говорю о принципе. Человек не должен бегать за чиновниками. Все должно вращаться вокруг человека.

Записал Сергей Заруднев.

Лента новостей

Отчетность