Орловская искра № 28 (1347) от 4 августа 2023 года

Это вредительство, господа…

Выступление депутата Госдумы Н. В. АРЕФЬЕВА на правительственном часе по вопросу «О реализации государственной политики в области транспорта и транспортной инфраструктуры»

— Сегодня мы рассматриваем вопрос о реализации государственной политики в области транспорта. Я не хотел бы возлагать всю ответственность за прошлую политику на действующего Министра транспорта, поскольку он работает в Министерстве недавно. Но Министерство существует давно и оно в ответе за ту политику, которая осуществлялась все эти 30 лет.

Первая поправка к транспортной политике уже прозвучала. Это то, что Министерство транспорта должно отвечать не только за федеральные программы и за федеральный транспорт, но и за региональный и муниципальный транспорт тоже. Регионам каждый год навязывают профицитный бюджет, профицит изымает Министерство финансов и отправляет в ФНБ, а регионы остается без денег, так что о дорогах и о транспорте приходится только мечтать. Из-за плохих дорог в муниципальных районах не ходят автобусы, маршрутки и даже не приезжает скорая помощь.

Муниципальный транспорт подвергся полному разгрому. К 2022 году трамваи исчезли из 9 городов, вагонный парк сократился вдвое, а число перевезённых пассажиров сократилось в 5 раз.
В 24 городах численностью более 200 тысяч человек навсегда ликвидировано троллейбусное сообщение. Вчера мне позвонили из Костромы, там по решению губернатора закрыли троллейбусное сообщение. Ну, вот здесь сейчас всё транспортное начальство — вы в состоянии что-то предпринять, чтобы троллейбусы в Костроме остались?

Говорят: «Покупайте электробусы!» Но стоят они по 25 миллионов рублей и не по карману таким городам, как Кострома!

Сегодня статистика производства транспорта такова: в советское время троллейбусов производили 2300 штук в год, а в 2021 году выпустили всего 318 штук по цене 4 миллиона рублей за единицу. Автобусов производили 51 тысячу в год, а в 22 году — 12 тысяч и 12% купили импортных.

Самыми дорогими сегодня остаются современные трамваи. Их цена — около 60 миллионов рублей за вагон, да плюс ещё обслуживание. В год их выпускается всего 85 единиц, но они по карману только крупным городам. Необходимо менять политику в транспортной сфере и менять радикально!

Императрица Екатерина II как-то сказала: «Управлять — значит предвидеть!» К сожалению, все последние 30 лет Правительство России даром предвидения не обладало; не было его и у Министерства транспорта. Менялись министры, но политика в этой области не менялась. Министерство шло в фарватере желаний и амбиций бизнеса, заражённого манией импорта, что привело к замещению транспортных средств импортными изделиями и уничтожением своего транспорта и предприятий, его производящего.

Поэтому сегодня надо говорить не о сиюминутных достижениях Минтраса, а о его политике, которая привела к полной деградации всех транспортных систем и производства транспортных средств. Самое главное, чтобы политика ориентации на импорт больше никогда не повторялась. И это — вторая поправка к государственной политике в сфере транспорта. Однако, тревожные симптомы в этом плане всё же имеются! В прошлом году в Россию было ввезено 443 тысячи автомобилей, импорт грузовиков вырос в 4 раза, автобусов — на 68%.

Еще перед санкциями, в рейтинге Всемирного банка, Россия находилась на 30-х местах в мире по показателю доступности и качества транспортной инфраструктуры, по качеству железнодорожной — на 33-м месте, по качеству автодорожной — на 111-м месте, по качеству воздушных и водных портов Россия находилась на 87-м и 82-м местах соответственно. 40% дорог России не соответствуют транспорт­но-эксплуатационным нормам.

Россия –— огромная страна. Главенствующую роль в транспортной инфраструктуре всегда играла сеть железных дорог. Приватизация МПС привела к снижению пассажирооборота и грузооборота. Перевозка грузов железнодорожным транспортом сократилась в 2022 году почти в 2 раза по сравнению с 1990 годом.

Отменены около 300 поездов дальнего следования из 820 и 600 электричек. По сравнению с 1990 годом снижение грузоперевозок составило: морским транспортом — в 4 раза; внутренним вод­ным — в 5 раз; воздушным — в 4 раза; трубопроводным — осталось на том же уровне; и только автомобильным, самым дорогим — увеличилось в 2 раза.

Вместе с «Платоном» автотранспорт стал одной из причин роста розничных цен!
Огромная территория России требует особого отношения к развитию авиационного хозяйства.
Однако, сеть авиационного сообщения в РФ все годы сокращалась. Из 1302 аэропортов, имевшихся на начало 1992 года, осталось 227, а ещё 5 лет назад их было 329.

Рост тарифов привёл к сокращению объёмов пассажирских перевозок: на легких самолетах — почти в 40 раз, на самолетах вместимостью 12 мест — более, чем в 50 раз. Можно терпимо отнестись к падению объемов на 5—10%, но в 50 раз — это вредительство!

В 2022 году в стране эксплуатировалось 1290 самолетов, из которых 70% иностранного производства, обеспечивавших 95% трафика.

Ориентация авиационных компаний на импорт загубила отрасль авиастроения, Россия практически перестала выпускать свои самолеты. Флагаман авиации «АЭРОФЛОТ» не имеет ни одного отечественного самолета и только компании «РОССИЯ» и «ПОБЕДА» имеют 78 «Супреджетов».

У нас 12—16 млн. человек на 70% территории РФ практически отрезаны от жизни страны. До 2030 года предусматриваются поставки 1036 самолетов гражданской авиации. Однако, отстает производство двигателей. И если в 2022 году изготовлено всего 12 самолетов, то выполнение намеченных целей ставится под сомнение.

Не лучше обстоит дело в речном транспорте. Самый дешёвый вид транспорта оказался не у дел. Малому бизнесу он не нужен, а большого — нет!

Исчезли суда на подводных крыльях, на воздушной подушке, речные трамваи, да и вообще, пассажирские суда, осталось только немного круизных.

Региональные судостроительные заводы стоят без дела и постепенно сносятся, как ненужные.
Поэтому, если говорить о новой политике в сфере транспорта, то, прежде всего, необходимо запретить здесь приватизацию, которая нанесла колоссальный ущерб отрасли. Установить импорт транспортных средств на уровне 10% от потребности, и не более, остальное надо выполнять на отечественных предприятиях. Министерству транспорта — вменить в обязанность заниматься всеми видами транспорта на всей территории России, в том числе, решением транспортных проблем в регионах и муниципалитетах.

Первый заместитель
ПредседателяКомитета ГД
по экономической политике,
Секретарь ЦК КПРФ
Н. В. Арефьев.