Орловская искра № 18 (1239) от 21 мая 2021 года

Феномен октябрятского движения

Уже в первых детских объединениях, в создании которых принимал участие комсомол, существовали группы детей младшего школьного возраста. Стремление малышей примкнуть к пионерам было естественно. Их привлекали пионерские атрибуты: барабан, горн, галстук, знамя, а также игры и общественно-полезные дела. Они сами, а часто и родители, приходили с просьбой записать в отряд. В 1922—1923 годах на некоторых партийных и общих рабочих собраниях возникал вопрос об организации работы с детьми допионерского возраста.

Так и получалось, что во многих регионах Советского Союза в пионеры вступали 8—9-летние дети. На 1 июля 1926 года по стране пионеры до девятилетнего возраста составляли 7,1% от всего состава пионерской организации.

В апреле 1923 года Замоскворецкое бюро юных пионеров столицы решило создать при карандашной фабрике опытный отряд из детей восьми-двенадцати лет. Вскоре в Замоскворечье возникли подобные отряды при 1-й городской больнице и текстильной фабрике имени М. И. Калинина. Они уже имели название октябрятских — в честь Октябрьской революции.

Поиск организационных форм работы с детьми допионерского возраста в 1923 году начался и в других местах: в Одессе возникли «зёрнышки», которые объединялись в «колосок», во главе с «пахарем» (пионером), а «колоски» — в «сноп», которым руководил «мальчик» (пионер или комсомолец); на Кавказе появились «веточки», объединявшиеся в «букет», составлявшие «садик»; в Твери — «майчата»; в Харькове — «красные звёздочки» и др. Однако вскоре для отрядов детей семи-десяти лет повсеместно закрепилось единое название — группы октябрят, как наиболее полно и ярко отражающее суть нового явления в пионерской организации.

Группы октябрят делились на «звёздочки» по семь человек. Пять членов «звёздочки» символизировали пять концов звезды Октября, а ещё двое — вожатый звёздочки (пионер) и его помощник (октябрёнок) — символизировали собой серп и молот. Изображение красной звезды, в центре которой располагались серп и молот, стало первым значком октябрят. Позже на звёздочке октябрят помещалось изображение В. И. Ленина в детстве. Окончательный вариант значка был утвержден Постановлением Бюро ЦК ВЛКСМ в 1958 году.

Каждая группа и звёздочка имела своё название или носила имя одного из выдающихся деятелей рабочего движения.

В ноябре 1925 года в Центральном бюро юных пионеров была создана комиссия по работе среди октябрят. Проблемы работы с октябрятами стали предметом специального изучения Н. К. Крупской, руководителей пионерских организаций.

По воспоминаниям одного из первых организаторов работы с октябрятами в Москве, заместителя председателя Замоскворецкого бюро юных пионеров Б. Кайдалова, эта работа с самого начала рассматривалась не как «какое-то самостоятельное движение или организация, а лишь как составная часть детского движения, младшая ветвь пионерской организации с теми же основами и принципами построения», с учётом возрастных особенностей малышей.

Вопрос о работе с октябрятами явился предметом внимания VII съезда ВЛКСМ (март 1926 года). По итогам съезда Александр Смирнов в журнале «Вожатый» писал о задачах, которые стояли перед Центральным Бюро юных пионеров по расширению работы среди октябрятских групп:

«во-первых, укрепить работу самой группы (организационная структура, содержание работы, руководство и руководители); создать условия, чтобы октябрята могли посещать сборы, для чего провести беседы с родителями;

во-вторых, развернуть клубную работу октябрят или участие в клубной работе пионерского отряда: спектакли, утренники, праздники, издание стенгазеты, работа с книгой, посильный труд…;

в-третьих, выявить, каким образом октябрята могут участвовать в школьном строительстве, в проведении там общественной работы;

в-четвертых, расширить работу с октябрятами в деревне;

в-пятых, продолжить оздоровительную работу, так как оздоровительная кампания среди пионеров и октябрят должна проводиться «всерьез и надолго».

Комсомол разворачивает кампанию по расширению рядов октябрят. Поддерживая её, Н. К. Крупская в 1930 году пишет статью «Охватить всех детей организацией октябрят», в которой подчёркивает, что высокая загруженность взрослых на работе и общественной жизни зачастую приводит к «домашней беспризорности». Чтобы ее изжить, необходимо организованное воспитательное влияние детского коллектива, которое должно охватывать всю внешкольную жизнь учащихся первой ступени.

В печатных изданиях ЦК ВЛКСМ вводили специальные рубрики, посвященные работе с младшими школьниками. На страницах журналов и газет выступали вожатые октябрятских групп с рассказами о своем опыте работы. Так, Таня Петроченко, вожатая октябрят 30-й школы Октябрьского района г. Москвы, организовала для своих четырехсот восьмидесяти октябрят «конструкторский кружок, кружок кройки и шитья, музыкальные занятия, тематические праздники, вела индивидуальную работу, чтобы у ребят было радостное детство…». Лида Цикалевич, вожатая октябрят 1-й школы Октябрьского района г. Москвы, делилась опытом интернационального воспитания. Выходили методические сборники, посвященные играм, песням для октябрят.

В 1963 году состоялась Всесоюзная научно-методическая конференция, одна из секций которой была посвящена работе с младшими школьниками. Там было утверждено методическое письмо в помощь советам пионерской организации, пионерским работникам, вожатым, учителям. В нем, в частности, особо отмечалось, что работа с октябрятами — одно из серьезных поручений комсомола пионерской организации, а пионерские отряд — организатор и старший друг октябрят, причем долг каждого пионера отряда — забота о каждом октябренке. В письме очень подробно описаны рекомендации по работе с октябрятами первого, второго и третьего классов с учетом возрастных и психологических особенностей.

В программе «Ориентир» (1967 год), утвержденной ЦК ВЛКСМ, кроме разделов по организации и методике работы с пионерами разных возрастов, один непосредственно был посвящен работе с октябрятами. Основой содержания деятельности стали следующие направления: «Октябрятам о В. И. Ленине», «Октябрятам о Родине», «Октябрятам о защитниках Родины», «Октябрятам о дружбе детей в Стране Советов», «Труд октябрят», «Октябрята прилежно учатся», «Октябрятам о прекрасном», «Физкультура у октябрят», «Октябрятам о пионерах» и «Октябрята становятся пионерами». Фактически все эти направления были сохранены вплоть до 1990 года, варьируясь в зависимости от насущных задач, традиций, местных и национальных условий.

Логическим продолжением программы «Ориентир» в работе с октябрятами стала игра-путешествие «Октябрята по стране Октября» (с 1970 года до конца 1980-х), победители ежегодных этапов которой получали значки с одноименным названием. В Свердловской области, например, так называемые пионерско-октябрятские экипажи, поисковые группы в рамках маршрута путешествия по направлениям октябрятских правил овладевали новыми знаниями, умениями и навыками. В частности, правило: «Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут», предполагало участие октябрятских групп во Всесоюзных пионерских операциях «БАМу — пионерские поезда!», «Живи, книга!», «Малышок», когда в совместной деятельности октябрята ремонтировали наглядные пособия, изготавливали раздаточный материал для подшефного детского сада, собирали металлолом. А в направление «Октябрята — правдивые и смелые, ловкие и умелые» входили не только спортивные соревнования «Олимпийские искорки», «Зарничка», «Парад октябрятских войск», но и встречи с «Мойдодыром», знакомство с правилами дорожного движения «Светофор».

В 70-е годы прошлого века появилась «октябрятская страничка» «Пионерской правды», стали выходить теле— и радиопередачи, посвященные октябрятам; в НИИ общих проблем воспитания и на кафедрах пионерской работы вузов разрабатывались научные проблемы работы с октябрятами, в начальных классах в книгах для чтения много времени отводилось теме «пионеры и октябрята».

В рамках Марша «Всегда готов!» стала традиционной Всесоюзная неделя октябрят (1970 г.), когда вожатые подводили итоги своей работы в группах, рождались новые пионерские отряды, а младшие школьники в своем рапорте отчитывались в игровой форме о том, что «нового и интересного они узнали, какие навыки и умения получили, какие общественно полезные дела провели». Особое внимание в ходе подготовки и проведения недели октябрят уделялось малокомплектным начальным школам. Для участия в ней привлекались передовики производства, ветераны пионерского движения, детские писатели, журналисты, поэты, родители.

Каждый день недели был тематическим — например, День книги, в рамках которого проходило знакомство с новыми детскими книгами в библиотеках; День здоровья, когда младшие школьники выходили на экскурсию в лес или парк, участвовали в различных соревнованиях; День вожатого, в течение которого октябрята поздравляли своих вожатых, дарили им подарки, сделанные своими руками. В День труда собирали макулатуру, проводили выставки своих работ и поделок, встречались с людьми разных профессий и так далее.

В семидесятые годы прошлого века работа с октябрятскими группами находилась в зоне пристального внимания и орловского комсомола, а в отчетах пионерской организации шла отдельным разделом. Так, в отчете Орловского областного совета пионерской организации (1977 год) о работе с пионерами в свете требований XXV съезда КПСС, решений XVII съезда ВЛКСМ отмечалось, что областной совет пионерской организации «осуществлял в отчетном периоде контроль за работой дружин с октябрятами по программе Всесоюзной игры «Октябрята по стране Октября». Заслуживает одобрения опыт работы с октябрятами, накопленный в школах №№ 1, 6, 31 г. Орла; Новосильской средней школе Новосильского района, детском доме № 4 г. Мценска, Глазуновской средней школе Глазуновского района, Колпнянской средней школе № 1».

Кроме того, в отчете говорилось, что заметно улучшилась работа пионерских дружин по подготовке октябрят к вступлению в пионеры. Активно велась учеба вожатых октябрятских групп Дворцом пионеров, Мценским, Болховским, Малоархангельским домами пионеров.

В то же время отмечались недостатки — к примеру, плохое выполнение отдельными октябрятскими вожатыми своего поручения; отсутствие помощи со стороны учителей начальных классов и старших пионерских вожатых по развитию инициативы и самодеятельности, воспитанию коллективизма в октябрятских группах; нарушение установленных правил подготовки и приема в пионеры.

Так, постоянно общаясь со старшими товарищами, октябрята проходили школу коллективной общественной жизни, постепенно становясь ее активными участниками. С другой стороны, работа с октябрятами воспитывала и самих пионеров, способствуя развитию общественных интересов, организаторских способностей и умений, чувства ответственности.

Таким образом, многолетнюю историю создания и развития октябрятских групп как эффективного и результативного подготовительного этапа участия детей в деятельности пионерской организации можно без преувеличения считать феноменом преемственности поколений в отечественном детском и молодежном движении.

Людмила Орлова,
кандидат политических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-
культурной деятельности ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры».