Орловская искра № 17 (1238) от 14 мая 2021 года

«Идёт откровенная дебилизация общества»

Е. Е. Прокопов, директор школы № 17 г. Орла, кандидат технических наук, секретарь Орловского обкома КПРФ:

— Положение в области образования вызывает в последние годы особое беспокойство и тревогу. Вряд ли нужно доказывать, что от качества образования зависит будущее молодёжи, прочность государства и его безопасность.

В 1917 году в России 75% населения было неграмотным. Чрезвычайная комиссия по борьбе с безграмотностью решила эту задачу в считанные годы. Это были выдающиеся достижения, беспрецедентные в истории человечества. Советская система образования позволила провести индустриализацию страны и культурную революцию, создать мощные оборонную науку и промышленность, которые внесли решающий вклад в Победу над гитлеровским фашизмом. Немецкие генералы прямо говорили, что в той войне победил советский учитель.

Наша система образования обеспечила невиданные темпы восстановления страны после чудовищных разрушений. Запуск первого в мире спутника Земли, полёт Юрия Гагарина, создание ракетно-ядерного паритета были триумфом не только советской науки и техники, но и, прежде всего, советской школы. Всего за несколько десятилетий наша Родина превратилась из сугубо аграрной в ведущую индустриальную державу.

Однако понимая, что фундамент отечественного образования слишком крепок, недруги нашей страны сразу после 1991 года развернули целенаправленную преступную практику по ликвидации классического русского и советского образования. Сегодня в Российской Федерации, обладающей огромными средствами в Фонде национального благосостояния и золотовалютных резервах, на образование выделяется 3,6—3,9% государственного бюджета. Между тем все развитые страны ассигнуют на эти цели не менее 8% госбюджета. Не скрывается и задача изменить цель образования и воспитания гармонично развитого гражданина на создание слоя «квалифицированных потребителей», неполноценных морально, слабых умственно и нездоровых физически.

Внедренные ФГОСы разрушили единое образовательное пространство и утвердили принцип вариативности. Как результат, ушли чётко сформулированные требования к качеству и содержанию образования. Государство фактически бросило школы на выживание. Средств на их содержание и развитие выделялось явно недостаточно. Эти проблемы перевели на регионы, у которых часто денег тоже не было, поэтому всё взвалили на «добровольную помощь» родителей.

Но худшее произошло с введением ЕГЭ. Учителей и родителей убеждали в неоспоримом преимуществе этой системы перед традиционными экзаменами: новая форма якобы позволяет поступить в любое престижное учебное заведение из самого дальнего уголка России. На практике, в результате внедрения ЕГЭ, из школы ушли активные формы обучения, практически ушло речевое общение, дискуссии. Сегодня выпускники не умеют логически и самостоятельно мыслить, сопоставлять и анализировать, выстраивать свой ответ.

Жуткая бюрократизация учебного процесса лишает школьных учителей и преподавателей вузов возможности эффективно готовиться к урокам и лекциям, лишает их возможности заниматься самообразованием, повышением профессионального уровня. Да и материальное положение основной массы учителей остаётся полунищенским (работа за МРОТ). И сокращение расходов на образование в бюджете ближайших лет эту ситуацию только ухудшит.

Сильнейшим ударом не только по системе образования, но и по экономике России была фактическая ликвидация лучшей в мире системы профтехобразования. Её финансирование возложили на нищие региональные бюджеты. Затем попытались переложить ответственность за подготовку рабочих на крупный бизнес. Он, естественно, отказался. И сегодня страна остро испытывает нехватку квалифицированных рабочих. Как результат, отказ техники, техногенные катастрофы.
Не осталась вне зоны повальных разрушений и высшая школа. Проведена ужасающая череда слияний институтов и университетов, что уничтожило сложившиеся десятилетиями научные и преподавательские коллективы и ликвидировало их специализацию и уникальность.

Идёт откровенная дебилизация общества. О каком суверенитете и возрождении научно-технической мысли в России можно вести речь, если из школьной программы пытаются выбросить физику, химию и биологию. А ведь это основные предметы, на которых держится научно-технический прогресс. Те, кто стоит за погромом изучения естественных наук в школе, стремятся ликвидировать инженерное образование. Отсюда и упорные попытки заменить инженеров на магистров и бакалавров. Как следствие, лишить Россию возможности развивать собственные великие проекты и вновь выйти на передовые позиции в мире.

Сейчас на нас наваливается ещё одна напасть под видом цифровизации и дистанционного обучения. Почему-то во главе этого процесса встал финансист и банкир г-н Греф, который уже проводит сомнительные эксперименты в ряде российских школ. Ещё в ноябре 2016 года правительство утвердило проект «Современная цифровая образовательная среда», реализация которого приведёт к полному аннулированию традиционной школы. Учитель школе в прежнем качестве станет не нужен. Он должен будет выступать в роли куратора. С 2025 года произойдёт переход, как определено в проекте, к российской электронной школе (РЭШ). В их планах к 2030 году исключить традиционную очную школу из перечня образовательных учреждений.

Дистанционное обучение, на которое под предлогом борьбы с эпидемией коронавируса пытаются перевести среднюю и высшую школу, обоснованно вызывает полное отторжение родительской и учительской общественности. Введение «дистанта» означает, что дети и подростки будут часами сидеть у экранов компьютеров и крошечных экранов мобильных телефонов. Вред для здоровья молодёжи от этого уже сейчас вызывает глубокую тревогу специалистов по профессиональным заболеваниям.
Сегодня уже появился термин «цифровое слабоумие». Погружаясь в виртуальный мир, ребёнок вместо полноценного нравственного и интеллектуального развития получает примитивные навыки, просто тупо тыкая пальцем. Компьютер заменяет мозг, предоставляя нужную информацию.

Если в советской школе дети получали качественный обязательный для всех минимум образования, а потом решали, чем будут заниматься в профессиональном направлении, то теперь это будут решать за них уже на самых ранних ступенях обучения. Используются электронные учебники со встроенным в них искусственным интеллектом. Этот интеллект будет отслеживать успеваемость каждого ученика и определять следующий алгоритм: слабым — упрощённый, сильным — опережающий. Таким образом, одних детей постепенно будут превращать в людей «одной кнопки», а других — в разработчиков этой «кнопки». Но будет и образование для «элит», детей богатых родителей, к которым не применяется цифровизация.

Исходя из этого, цифровое обучение мыслится как кастовое. Продвигают эти идеи Агентство стратегических инициатив и фонд «Сколково», Московская школа управления, Высшая школа экономики и другие структуры. А также финансовый бизнес, IТ-компании, представляющие интересы транснациональных цифровых корпораций, и, конечно, чиновники.

Неудивительно, что, по данным ВЦИОМ, 93% граждан, у которых есть дети или внуки школьного возраста, считают необходимым вернуться к традиционному формату обучения.
Замысел инициаторов всех этих диких «реформ» прост: осуществить духовно-культурное уничтожение нации, изменить её генетический код. Суть таких «преобразований» — превратить Россию из страны высочайших духовных, культурных, научно-технических достижений в «карьер, лесоповал и нефтегазовую трубу». Это означает в дополнение к физическому истреблению русского народа как государствообразующего ещё и интеллектуальное разложение общества.

По образованию в конце 50-х — начале 60-х годов ХХ века Россия вышла на 3-е место в мире и с того времени постепенно «пятилась назад». Мы не можем допустить этого. Варварским экспериментам в области образования немедленно должен быть положен конец.

КПРФ много лет настаивает на принятии закона «Образование для всех». Этот закон предусматривает всеобщее, полноценное и бесплатное обучение и воспитание. Мы убеждены, что при поддержке родительского и учительского сообщества, всех граждан России мы опрокинем планы «реформаторов» и вновь сделаем наше образование лучшим в мире. Страна вновь будет гордиться своими выдающимися достижениями.