Красная строка № 32 (338) от 4 сентября 2015 года
Иммунитет против безнравственности
«Банный» скандал, персонажами которого оказались люди из ближайшего окружения губернатора В. Потомского и руководства областной избирательной комиссии, стал поводом для разговора за «круглым столом» о нравственности в нашем обществе. Его организовал педагог по профессии, депутат городского Совета, член фракции КПРФ А. Рослов. В помещении обкома компартии собрались в основном учителя орловских школ. Ведь именно там, в школе, начинается формирование личности тех, кто потом становится активным участником, в том числе, и политических процессов.
А. Рослов:
— Совершенно очевидно, что сегодня нужно говорить об утрате нравственной компоненты в современном образовании. Увы, в прошлом остались времена, когда в школе на первом месте было воспитание честности, принципиальности, умения отстаивать свое мнение. И когда сегодня мы говорим о нарушении прав избирателей, разве не в нравственной деградации следует искать причины тех самых грязных технологий, которые сознательно отрабатывались в течение последних лет в процессе различных выборов?
Причем, как ни прискорбно, именно школы играли в реализации этих технологий далеко не последнюю роль. Достаточно вспомнить выборы в областной Совет 2011 года. Второй избирательный округ, школа № 32. Следственный комитет установил: студенты за пять тысяч рублей в день в помещении школы переписывали в подписные листы сведения из базы данных, предоставленной Железнодорожной администрацией. Делалось это в пользу кандидата-спойлера И. Гостевой от «Единой России», кстати — педагога школы № 33. Установлены были личности переписчиков. Ясно, что в школе № 32 все это не могло происходить без санкции директора — господина Сафронова. Мораль этой истории такова: если бы в коллективе школы нашлись люди, будем говорить, правильно воспитанные, подобного не могло бы произойти в принципе. И даже если бы и произошло, то потом, во время проверки, были бы даны правдивые показания, и уголовное дело не зашло бы в тупик.
Педагог И. Гостева сознательно позволила использовать себя в качестве «подставного» кандидата-спойлера, чтобы отобрать голоса у выдвиженца от КПРФ. Следственные органы установили, что было подделано 570 подписей в подписных листах — все, практически. И Гостева получила эти листы в предвыборном штабе «Единой России», после чего спокойно сдала их в избирательную комиссию.
Уровень цинизма зашкаливал в ту избирательную кампанию. На округе большим тиражом была распространена листовка, которая являлась по своему внешнему виду копией листовки в поддержку кандидата от КПРФ М. Рословой, моей супруги. Только призывала листовка голосовать за Гостеву. Кроме того, была выпущена поддельная, «контрафактная» «Орловская искра», где нацистские преступники чередовались с рассказами обо мне. И все это делали люди, которые, по идее, должны руководствоваться в своих поступках элементарными нравственными нормами. И все они фактически вышил сухими из воды, сохранив свои должности.
Стоит ли удивляться, что нынешняя избирательная кампания обрастает скандалами? Все это прямое следствие, в том числе, и деградации воспитательного процесса в школах. К сожалению, сами учителя в большинстве своем ведут себя аморфно и позволяют использовать себя в нечестных играх. У меня уже есть сведения, что в той же 33-й школе классным руководителям даны указания организовать досрочное голосование.
Так называемые праймериз, то есть предвыборное выяснение общественного мнения, которое, строго говоря, должно быть сугубо внутрипартийным мероприятием, в наших школах превращается фактически в общенародное голосование. Учителей обязывают приходить с паспортами. Паспортные данные тщательно переписываются. И можно себе представить, как будут потом использованы эти данные.
В некоторых регионах протесты учителей не позволили «Единой России» провести праймериз ни в одной школе. Но только не в Орловской области. Мы не смогли этому противодействовать. Учителя объясняют свое малодушие тем, что за неподчинение им грозят неприятностями на работе. Но выбор есть всегда. Тем более что последствия такого малодушия могут быть весьма плачевными.
Я уже говорил однажды, что нарушения избирательного законодательства нужно приравнять к госизмене. И это не преувеличение. В конце концов, систематический обман избирателей на выборах может поджечь общество. И это общество может быть просто сметено.
Н. Романова, бывший учитель школы № 32:
— Однажды я подала заявление в областную прокуратуру, чтобы она провела проверку, как директор Сафронов распоряжается надтарифным фондом. Это был 2009 год. Проверка выявила 5 миллионов растраты. Например, сын директора числился работником школы, хотя был всего-навсего студентом и в школе не появлялся. Дочь директора, оказывается, за два выходных дня сумела отремонтировать в школе столовую за 30 тысяч рублей. Причем все подтверждалось актом, подписанным нескольким учителями. Когда я стала их обзванивать, все сказали, что ничего не подписывали. Однако начальник управления образования А. Шатохин в своем ходатайстве за директора 32-й школы утверждал, что ущерб составил всего 160 тысяч с копейками, и поэтому якобы не существенен, и на том основании просил не возбуждать дело в отношении директора.
Но самое страшное, что те же учителя, которые сначала дали правдивые показания против директора, потом письменно отказались от них. И эту пачку отказных заявлений я тоже видела. У нас в 32-й школе за все годы моей работы только три учителя осмелились возражать дирекции. Зато на их примере все видели, как руководство может расправиться с неугодными.
Чтобы воспитывать достойных граждан, учитель сам должен быть личностью. У нас очень много хороших учителей. Но они запуганы в высшей степени.
А. Рослов:
— Но не под автоматом же от них требуют участия в незаконных махинациях! Дальше школы учителя не сошлют. Так что всегда действительно есть выбор…
Л. Селезнева, учитель школы № 28:
— Но авторитет школы уничтожен. А как он может быть не уничтожен, когда и родители, и ученики видят, что происходит вокруг? Рыба гниет с головы. Если бы такой скандал, который мы сейчас называем «банным», произошел лет тридцать назад, уверена: его участники не задержались бы в своих руководящих креслах. А что мы видим теперь?
Л. Ситнянская, учитель школы № 24, председатель профкома:
— Меня и в советские времена начальство критиковало за то, что я открыто делюсь с учениками своим мнением по тому или иному поводу. Но если оно у меня есть, свое мнение, считаю, что я должна его высказать. Это, кстати, один из элементов того воспитательного процесса, который теперь выхолащивается в школе. А дети всё видят и всё правильно оценивают, между прочим.
Вот наш коллектив сумел добиться отставки неугодного нам директора. А параллельно у нас в школе возник конфликт детей с учительницей математики. Возник после того, как эта учительница на все детские «Не понятно!» заявила: мол, я объясняю на ту зарплату, которую мне здесь платят, а за всем остальным идите к репетитору. И детей в этом конфликте придавили.
И вот когда мы добились отставки директора, эти дети пришли ко мне и сказали: вы молодцы, вы дошли до конца, а мы не сумели. То есть я хочу сказать, что не стоит недооценивать наших учеников. Они всё правильно понимают. Им просто нужен достойный пример. Если учитель сам аморфный и бесхребетный человек, то он достойного человека не воспитает.
Ю. Селезнев, ветеран труда, бывший инженер ЗАО «Орлэкс»:
— Когда я услышал, что директорам школ дали фонд, из которого они фактически по своему усмотрению могут поощрять или не поощрять учителя, я понял, что старый, как мир, принцип «разделяй и властвуй» продолжает действовать. Чего у нас нет, так это — к кому обратиться за защитой. Я еще помню те времена, когда у нас на заводе секретарь парткома мог воспитывать директора. И это действовало. По-моему, сегодня как никогда нужна организация, куда мы могли бы придти и сказать: призовите к порядку руководство. Правоохранительные органы, к сожалению, в этом смысле себя не оправдывают.
Т. Миночкина, учитель школы № 24:
— Учитель ни за чьи спины спрятаться не может. Дети легко чувствуют фальшь. И если я буду черное называть белым, они почувствуют эту непоследовательность. Мы всегда своим примером даем установку на будущее. Хотя довлеть над детьми мы не имеем права.
А. Рослов:
— Опыт 24-й школы, когда коллектив заставил управление образования сменить директора, на мой взгляд, дорогого стоит. Это один из первых примеров в Орле, когда наши учителя столь дружно выступили против системы кадровых решений, сложившейся в Орле за последние годы под руководством бессменного начальника городского управления образования А. Шатохина. И как вы теперь себя чувствуете?
Л. Ситнянская:
— Мы сплотились, отбросив все мелочные разногласия.
От редакции.
За нравственность общества, и в первую очередь — подрастающих поколений, нужно и можно успешно бороться. А «банный» скандал только еще более ярко высветил актуальность этой проблемы.
Органы власти, избирательные комиссии и правоохранительная система призваны стоять на страже не только Закона, но и нравственных устоев. Если же они покрывают безнравственность или даже сами поступают недостойно, то они тем самым не укрепляют, а разрушают основы общества и государства.
Вырабатывать иммунитет против этого и призвана система школьного образования и воспитания.
Записал Андрей Грядунов.