Орловская искра № 45 (1314) от 25 ноября 2022 года

История счастливых людей

Мой отец считает себя счастливым человеком. Он уверен, что ему очень повезло в жизни. Потому что родился и вырос при социализме, при СССР. А еще потому, что всю жизнь проработал в Государственном специальном проектно-конструкторском бюро стекольного машиностроения. Социализм, СССР и ГСПКБ для моего отца взаимосвязанные понятия: одно без другого, уверен он, было бы просто невозможно.

В 2001 г. в орловской типографии «Труд» была издана книга «Лестница в 45 ступеней» — сорокапятилетняя история уникальной проектной организации, которая до приватизации так и называлась — ГСПКБ. Принято считать, что уникальными могут быть конструкторские бюро, связанные с авиацией или космосом, на худой конец — с кораблестроением. Но стоит только представить себе, что в стране победившего социализма и одолевшей фашизм не умели делать нормальных автомобильных стекол, а элементарные банки выдували с риском для здоровья рабочие-стеклодувы, и тогда станет понятно, какое значение имело создание современного стекольного машиностроения «со своей проектно-конструкторской и научно-экспериментальной базой». Орловское ГСПКБ было одним из главных звеньев в этой системе.

Автор книги — Юрий Иванович Исаев, один из ведущих специалистов и ветеранов ГСПКБ — хорошо знал, о чем писал. Несмотря на то, что СССР к середине 50-х годов уже существовал более 30 лет, советская промышленность значительно отставала от Запада по производству стекла и стеклянных изделий. 200 специализированных стекольных заводов работали, но использовали «дедовские» технологии, которые уже не могли удовлетворить растущие потребности страны.

В книге приводятся данные статистики: «Выпуск всех видов стекольной тары в 1958 году составлял: в США — 20, 2 млрд. шт., в СССР — 3,4 млрд. шт. Производство прокатного стекла в 1968 г. в СССР составляло 3,2 млн. кв. м в год, в то время как в США — 48,2 млн. кв., т.е. в 16 раз больше.

Уровень механизации и автоматизации в стекольной промышленности был низок. Даже в процессе производства строительного и технического стекла более 55% всех рабочих было занято ручным трудом. Еще ниже был общий уровень механизации на заводах сортового стекла, где ручным трудом было занято более 65 %всех рабочих».

Кстати, работу стеклодувов воочию можно было наблюдать в Орле на фабрике «Победа» и в 80-х, и в 90-х годах прошлого века. Но это уже была экзотика, тогда как в 50-х — вполне обычная и распространенная технология.

Но чтобы создать стекольные машины, их сначала нужно было спроектировать. И в июле 1956 года приказом министра машиностроения СССР № 253 в Орле было создано ГСПКБ. Кстати, как отмечает автор книги — первая проектно-конструкторская организация в нашем городе!

На тот момент было еще московское ГСПКБ, впоследствии — ВНИПКИ стекломаш, — организация, возглавившая проектно-конструкторскую работу в отрасли. Ее филиал открыли в Одессе. В столице со временем был создан и специализированный Государственный институт стекла (ГИС), а в Ленинграде — научно-исследовательский институт «Гипростекло». Но по масштабу машиностроительных задач и количеству наименований проектируемого оборудования орловское ГСПКБ в этом списке было единственным в своем роде.

Территориально ГСПКБ изначально располагалось на территории завода им. Медведева. Но ГСПКБ не было конструкторским бюро при заводе. Оно создавалось как самостоятельная организация. И вот ведь метаморфоза: казалось бы, такой масштаб задач, а ютились первые создатели отечественного современного стекольного машиностроения в бывших заводских бытовках. Как сказано в книге — в небольшом одноэтажном домике «по соседству с конюшней завода».

Помните, как у Маяковского: «Сидят в грязи рабочие, подмокший хлеб жуют». И мечтают о городе-саде, который они создадут. Конструкторы тоже не унывали:

Им было трудно — пионерам
На голом месте
в первый век:
Ведь не могли осилить леры
Всего двенадцать человек!
Но силы были молодые!
И был поэтому прогресс:
«Сдирать» начали
первый пресс,
Узнали термин «штыревые»,
И каждый «зав»
тогда чертил,
Шутил, выдумывал,
любил…»

Так отразилась история ГСПКБ в стенгазете «Конструктор» в 1976 году, когда организация праздновала свое 20-летие. Кстати, государственному специальному конструкторскому бюро в Орле за 45 лет существования так и не построили свое здание. Стекольное машиностроение СССР создавалось в цеховом помещении на самом верхнем, третьем этаже одного из корпусов завода им. Медведева. Он и сейчас смотрит тремя рядами своих огромных окон на ул. Московскую, чуть прячась под гору.

Там, под горой и была незаметная для посторонних и нелюбознательных проходная ГСПКБ. И только благодаря личным усилиям одного из директоров СКБ А. И. Куликова холодный цех с цементными полами без перегородок в середине 70-х годов был превращен в более-менее уютное помещение для конструкторской кропотливой работы.

Компьютеров не было — чертили на кульманах карандашами, считали «вручную» или на арифмометрах, позже — на калькуляторах, знания были в головах, а не в компьютерных программах. Обедали тем, что принесли из дома.

Что же касается ироничного слова «сдирать», то оно вовсе не случайно в стихотворении и несет в себе самый что ни на есть исторический смысл. Ведь ничто новое не возникает на пустом месте. И если вы чего-то не умеете или не знаете, значит вам придется обратиться за опытом других, если вы, конечно, хотите этому научиться, а не просто «за доллары покупать». Советский Союз не мог себе позволить «все покупать», но зато ведущие специалисты ГСПКБ на государственные деньги ездили в командировки за границу. И не только в «страны соцлагеря».

«Вот Пищиков идет по Праге,
А это Спростынь у рейхстага.
А вот он, посетив Версаль,
Идет по площади Пигаль.
Вот Крохину Брюссель встречает.
Вот бал в Уиндзорском дворце…
И средь гостей-Бояринцев…»

Перечисленные в этих строках фамилии — люди-легенды, о каждом из них мой отец, например, может рассказывать часами.

В 1976 году, читая праздничную стенгазету, они смеялись вместе с коллегами. А ведь и в Бельгии, и во Франции, и в других странах «посланцы ГСПКБ» по крупицам собирали знания, которых так не хватало советскому машиностроению.

Так, например, ведущим мировым производителем печей отжига стекла и стеклоизделий в то время и вплоть до окончания века была бельгийская фирма «Кнуд». «В начале 1961 года во Львов на электровакуумный завод была направлена группа конструкторов из отдела №1 для изучения термических печей бельгийской фирмы «Кнуд» — читаем в книге Ю. И. Исаева. — Материал, собранный во Львове, оказался исключительно полезным при проектировании аналогичный печей».

Одна страна — общее дело. Но бельгийцы, принимая советских командированных специалистов и даже продавая кое-что из своего оборудования Советскому Союзу, не раскрывали свой главный секрет, свое ноу-хау —точный расчет режимов отжига. А без него хорошую печь, как ее не «передирай», не сделаешь.

Свои методики расчетов у советских инженеров, конечно, были, но весьма приблизительные. И как результат — при отжиге получался большой процент брака, много стекла трескалось в печах. Из-за этого случались и аварии. Но к середине 70-х годов именно в ГСПКБ решили и эту задачу. Не сразу, но цепочка формул была выведена и более того — обработана на ЭВМ в киевском, но тоже — Всесоюзном институте автоматизации строительных материалов, что со временем позволило создать специальную компьютерную программу расчета.

Куратором этой работы был главный конструктор ВНИПКИ стекломаш А. Я. Старожицкий. Он подбирал литературу, договаривался и поддерживал связь с киевским институтом. Расчетами занимался мой отец, В. М. Грядунов. Ему было тогда всего 35 лет…

А вот другой, не менее знаковый этап становления отечественного стекольного машиностроения. И у нас в стране, и за рубежом была распространена технология получения полированного стекла механическим способом. Как дерево полируют наждаком, примерно также получали и полированное стекло: «на громадных станках очень сложной конструкции» — подчеркивает в своей книге Ю. И. Исаев.

Но в Великобритании после войны освоили так называемый флоат-процесс, когда жидкое стекло льют на расплавленное олово, по которому стекломасса равномерно разливается, как масло по воде. Поверхность получается настолько идеальной, что уже не требует никакой дополнительной обработки.

В конце 60-х годов в Англии у фирмы «Пилкингтон» Советским Союзом была куплена установка для расплава олова. А в 1969 советские конструкторы разработали целую линию агрегатов, на которых осуществлялся весь технологический цикл дальнейшей обработки полированного стекла, всего 29 единиц различного оборудования. Их изготовили на заводе им. Медведева по чертежам орловского ГСПКБ, московского ВНИПКИ стекломаш и его одесского филиала. Это уже было заметное достижение отечественного стекольного машиностроения.

Для монтажа линии специально реконструировали старинный Борский стекольный завод в Горьковской области. «…Невиданными темпами построили комплекс громадных цехов, смонтировали оборудование и растопили стекловаренную печь», — рассказывается в книге «Лестница в 45 ступеней». — В августе 1970 года пошла непрерывная лента стекла. А уже в ноябре завод выдал первый миллионный квадратный метр полированного стекла».

Оно предназначалось в первую очередь для изготовления автомобильных стекол. Ведь в Тольятти в 1966 году началось строительство впоследствии знаменитого автомобильного завода. Две грандиозные задачи в стране решались практически одновременно и ударными темпами.
Но чтобы производить автомобильные стекла типа триплекс (полированное стекло с пленкой внутри) и закалённые лобовые стекла (безопасно осыпающиеся вниз при аварии), тоже нужно было поучиться у «западных парт­неров».

«В ГСПКБ понимали, что дорогостоящего зарубежного оборудования по производству автомобильного стекла не накупишься, и что конструирование подобных линий, очевидно, поручат ГСПКБ, — читаем в книге Ю. И. Исаева. — Летом 1971 года П. Н. Петраков (директор ГСПКБ — «ОИ») посылает большую группу конструкторов из всех отделов в г. Борна изучение и эскизирование западногерманского оборудования по производству автомобильного стекла триплекс. Впоследствии знания, полученные конструкторами на борнском стекольном заводе, очень пригодились, т. к. ГСПКБ спроектировало много линий по производству полированного и автомобильного стекла триплекс». А вот еще факт: в 1972 году в г. Лисичанске (Донбасс), группа конструкторов ГСПКБ изучила бельгийскую линию по производству узорчатого армированного стекла.

Это сейчас любят много говорить о международном разделении труда, предпочитая умалчивать об обратной стороне такого порядка — технологической и технической зависимости от других, не всегда дружественных держав. Впрочем, после известных событий говорят все меньше…
А в СССР еще сильно было чисто отечественное, не побоюсь этого слова — русское представление о том, что каждый уважающий себя человек должен как можно больше уметь делать сам. Россию этому сама жизнь учила с незапамятных времен.

Вот и ГСПКБ училось, и училось достаточно быстро. Назовем только некоторые достижения советских конструкторов из Орла, подробно описанные в книге «Лестница в 45 ступеней».
1958 год — выполнен проект автоматической линии для производства стеклянных изоляторов для ЛЭП. Стекло позволило заменить применяемые до сих пор дорогостоящие фарфоровые изоляторы.

В 1963 года в г. Славянске (в ныне — многострадальном, а когда-то — в процветающем промышленном Донбассе) запущена линия по производству стеклянных блоков, в свое время широко применяемых в строительстве. 1965 год — на московском заводе «Автостекло» начала работу печь моллирования (изгиба путем нагрева) и закалки лобовых автомобильных стекол для автомобиля ЗИЛ-130.

1968 год — закончен проект линии для производства коврово-мозаичных плиток.
В 1975 году –— в Киеве на заводе художественного стекла смонтирована печь для отжига больших хрустальных ваз с толщиной дна 30 мм. «Стекло такой толщины требует длительного отжига — 9 часов», — поясняет значение этой работы Ю. И. Исаев.

В том же 1975 году закончен проект линии для центробежного формирования изделий из технических ситаллов. «В то время об этих линиях не принято было говорить, так как из ситалла формировали обтекатели для ракет…», — пишет Ю. И. Исаев. Изготавливал это уникальное оборудование орловский завод «Стекломаш», выделенный специально для создаваемой отрасли из состава завода им. Медведева.

1969 год — на гомельском стеклозаводе в Белорусской ССР пущена печь отжига стеклянных труб, которые в те времена стали широко применяться на советских заводах химической и пищевой промышленности.

1977 год — внедрена печь отжига на Константиновском заводе «Автостекло». В том же году группа молодых инженеров ГСПКБ получает премию Орловского комсомола. Годом раньше одна из автоматизированных линий, в создании которой участвовали эти комсомольцы, получила серебряную медаль на ВДНХ.

И даже в переломном 1990 году в г. Токмак Киргизской ССР начался монтаж печи отжига полированного стекла, спроектированной в ГСПКБ. «Монтаж печи идет одновременно с реконструкцией завода, — пишет Ю. И. Исаев. — Выстроена громадная пятиэтажной высоты стекловаренная печь, смонтирована ванна расплава олова советского (!) производства, монтируется линия в двух новых больших цехах».
Советский Союз на пороге последнего десятилетия двадцатого века не думал умирать, он намерен был развиваться дальше.

Но вот какая любопытная деталь, упомянутая в книге об орловском ГСПКБ: в Токмаке под контролем орловских инженеров «…сборку печи осуществляет казахская бригада из Экибастуза, — пишет Ю. И. Исаев. — Помогает механический цех Токмакского завода, который сплошь состоит из местных немцев. Большинство работников завода — русские».
Это к вопросу о том, «кто кого кормил» в СССР, и какой народ был основой этого многонационального государства.

Одно несомненно — Советский Союз был пытлив и стремился многому научиться. Говорят, он не был законодателем в научно-техническом прогрессе? Но он не стеснялся учиться — буквально по заветам Ильича. И кто знает, каких высот этот «отстающий» ученик достиг бы со временем! ГСПКБ и советское стекольное машиностроение в целом за каких-то 30 лет достигли очень многого. Как говорит мой отец: «У нас начало все получаться». В том числе компьютерное управление технологическим процессом.

С другой стороны, важен не только результат, но и сам процесс. Пытливость и реальное творческое дело всегда развивает людей, а значит и общество, в котором мы живем. Кстати, это очень ощущалось в ГСПКБ, где всегда была особая атмосфера. Отчасти, будучи мальчишкой, я сам чувствовал ее на праздничных «вечерах» в ГСПКБ, на которых бывал вместе с родителями. Пытливые и думающие люди умеют и отдыхать: шутить, делать стенгазеты, сочинять и читать стихи, петь и… пить. И даже просто разговаривать друг с другом, так, что эти беседы не забываются.

Советский Союз умел ставить задачи (что тоже немаловажно для результата), умел выращивать и привлекать к делу талантливых специалистов, не жалел средств на разработку и внедрение проектов, даже если не все они оказывались удачными.

Может быть, не всегда, как хотелось бы, заботился о благосостоянии тех, кого мобилизовывал на свершения? Но грандиозность задач вдохновляла и смягчала обиды: «Жила бы страна родная…» Она потому и пелась, эта песня, что находила отклик в сердцах.

И не вина этих людей, что их свершения были в чем-то вторичны, что мы позже других чему-то научились: войны и вызванная ими разруха отняли у страны драгоценное время. Но поздний СССР, который «сплотила великая Русь», готов был упущенное наверстать. Так уж вышло, что в стране победившего социализма многое создавалось заново, с нуля. Но главное в том, что СССР все-таки вышел на проектную мощность и готов был «догнать и перегнать» западных конкурентов.

Не дали… Но это уже другая история.

Андрй Грядунов.

самые читаемые за месяц