Орловская искра № 12 (1233) от 2 апреля 2021 года

Как спасти ТТП?

Орловское трамвайно-троллейбусное предприятие ждет смена руководителя. Перед уходом Андрея Митина с должности я обсудил с ним некоторые итоги работы, приехав на предприятие.

Отмечу, что в последние годы в оценке эффективности ТТП администрация города оперируют категориями прибыльности и окупаемости. В таких рассуждениях всегда присутствует лукавая червоточина. Нужно не бояться говорить правду, а она такова: ТТП существует благодаря заделу, созданному в советскую эпоху и под советскую экономическую модель. Тогда государство брало на себя расходы по сложному и дорогому электрическому хозяйству, контактным линиям, рельсам, тяговым подстанциям. Это особенно важно для планово-убыточного хозяйства, каким является муниципальный электротранспорт. И заметьте, я не поднимаю тему ремонта и замены изношенного трамвайного пути и контактной сети (39,1 км), контактной сети троллейбуса (76,5 км), тяговых подстанций (1 шт.) и т. п.

На прошедшей сессии Орловского горсовета были жаркие и вполне понятные споры о повышении с 1 мая тарифа на проезд. По безналичному расчету поездка составит 20 руб., по наличному — 23 рубля. Для фракции КПРФ это было сложным решением. Коммунисты рассматривают его как один из факторов спасения умирающего муниципального предприятия.

Давайте спокойно разберёмся, чем депутаты-коммунисты руководствовались при принятии решения о повышении тарифа. А это вполне конкретные факторы. Красный мост — главная транспортная артерия города — закрыт на двухлетний ремонт. Следовательно, трамвайно-троллейбусное предприятие потеряло своего пассажира, что приводит ежемесячно к потерям порядка 4 млн. рублей.

Кредиторская задолженность ТТП достигла 204 млн. рублей (в т. ч. лизинг — 53 млн., задолженность по налогам — 50 млн. рублей). Одним из основных кредиторов ТТП является Орловский энергосбыт, задолженность порядка 80 млн. рублей, а это почти треть всего бюджета предприятия.

Закуплены в лизинг новые комфортабельные автобусы «ПАЗ Вектор НЕКСТ», что, естественно, привело к увеличению расходов на оплату труда и ГСМ. В 2020 году ТТП выпустило на линию 40 новых единиц. Это вынужденная мера, которая позволяет сохранять предприятию свою долю рынка пассажирских перевозок.

На муниципальном предприятии работает 640 человек, это крупный трудовой коллектив. И если технику можно перезапустить, то людей, трудовой коллектив сохранить в текущей ситуации — очень сложная задача. Численность работающих и так уменьшается: 2018-й — 831 человек, 2019-й — 714, а к концу 2020 года она составит порядка 600 человек.

Транспорт ТТП — единственный, кто обеспечивает график движения, в том числе — и рано утром, и вечером, как положено в цивилизованном городе — до 24 часов, там выше культура обслуживания и безопасность движения.

Городской власти нужно принять существующее положение дел, при котором в бюджет Орла каждый год требуется закладывать порядка 80 млн. рублей для оплаты энергии, используемой ТТП. От этого мы никуда не уйдём, если хотим сохранить муниципальный транспорт. Если же дотации не будут заложены в бюджете, то за два года предприятие придёт к банкротству. А как только уйдёт с рынка пассажирских перевозок трамвайно-троллейбусное предприятие, «частник» сразу же станет нам диктовать свои цены, а они уже, в «тестовом» режиме, обозначили стоимость в 30 рублей за поездку.

Мы понимаем, что хозяева маршруток, прежде всего, думают о прибыли. У трамвайно-троллейбусного предприятия в приоритете иная задача — возить людей. Но как это делать, если каждый троллейбус и трамвай стоит теперь миллионы, электроэнергия, материалы и прочее выросли по стоимости в разы, а на дорогах — ушлые частные маршрутки, снимающие на выгодных направлениях все сливки? Частный маршрутчик работает, только если это выгодно, а МУП пашет не взирая ни на какие экономические потери.

С 1 апреля руководить ТТП приходит новый человек. Я считаю, что уже в мае администрация города должна представить конкретную программу спасения ТТП, которую будет реализовывать новый директор. По пунктам, срокам исполнения и ответственным, а не общими фразами, как это происходит сейчас.

Как известно, критерий истины — практика. Что же можно порекомендовать новому руководителю?

Организовать разворотный треугольник на пл. Карла Маркса, тем самым трамвай в Заводском районе полностью выполнял бы свою функцию, а автобусы перераспределить на другие направления.
Отказаться от участка теплоходов. Они стоят на балансе ТТП, и поэтому предприятие вынуждено их хранить и нести расходы на охрану.

Установить стационарные валидаторы для оплаты проезда. Сейчас и кондукторов нет, и контролеров нет, платят в муниципальном транспорте, кто как хочет.

ТТП обладает хорошей базой по ремонту транспортных средств, нужно это использовать для оказания сервисных услуг, а также увеличить доход за счёт рекламы.

Дать реальные предложения по частичному пересмотру схемы движения пассажирского транспорта. Это особенно важно, потому что все многочисленные пересмотры условий и переделки схемы пассажирских перевозок в городе за последние годы проводились, в основном, в интересах частных перевозчиков и в ущерб муниципальному транспорту.

Скажу откровенно, меня очень сильно беспокоит перспектива дальнейшей работы электротранспорта в городе, и в этой связи ситуация с муниципальным трамвайно-троллейбусным предприятием будет показателем работы мэра Орла Юрия Парахина. Ведь всякий процесс необходимо оценивать по его результатам. Надеюсь, процесс спасения ТТП будет начат, а мы готовы помогать наводить порядок.

Иван Дынкович,
заместитель председателя
Орловского городского
Совета народных депутатов, первый секретарь Орловского горкома КПРФ.