Орловская искра № 22 (1243) от 18 июня 2021 года

Караванинг уходит в небо…

12 июня в Спасском-Лутовинове проявили себя так называемые караванеры. Они собрались возле тургеневской усадьбы, чтобы открыть свой всероссийский слёт «ABUNA-FEST — 2021».

Иностранные названия здесь — это дань заимствованию. Явление — иноземное и имя ему, соответственно, тоже не родное. По-русски это можно назвать автотуризмом. Но опять же не просто туризмом с перемещением на легковом автомобиле и ночёвками в палатках, на съемных квартирах или в гостиницах — нет! Караванинг — это туризм в духе романов Фенимора Купера, когда караваны или отдельные кибитки переселенцев двигались по бескрайним просторам Нового Света в поисках лучшей жизни. Караванеры едут «за туманом, за мечтами», а то и «за запахом тайги» — в поисках впечатлений. Они отдыхают на колесах, в своих автодомах или прицепах-трейлерах.

Такого рода автотуризм возник еще в начале прошлого столетия в США. Но свое развитие получил после Второй мировой войны, в том числе в Европе, где началось массовое производство жилых прицепов, а потом и автодомов, позволяющих путешественникам «все свое возить с собой». Даже санузлы и газовые кухни. Среди них были и такие экземпляры, которые мог буксировать обыкновенный велосипедист.

Кстати, прежняя «наша» социалистическая Югославия тоже была заметна на этом своеобразном производственном рынке: прицепы и автодома фирмы «Адриа» были хорошо известны в Европе. Но только не в СССР. В Союзе такой автотуризм не получил широкого развития. И немногочисленным советским автомобилистам хорошо известен разве что прицеп «Скиф», чей металлический кузов на стоянке можно было превратить в палаточный брезентовый домик шестиметровой длины.

Караванинг и сегодня не самый доступный вид туризма в России. Прежде всего, из-за его дороговизны. Жилой подержанный, но достаточно комфортный прицеп английского производства, например, стоит 800 тыс. рублей. Самая низкая цена более-менее уютного трейлера — 220 тыс. рублей. Автодом с душем и туалетом обойдется уже в 1,3 миллиона, а то и поболее. В России уже есть мастера, которые переделывают обычные автомобили в автодома. Но как это и раньше бывало в нашей истории, наличие талантливых умельцев еще не означает развитой отрасли производства.

В 2011 году в Европе объем продаж техники для караванинга вырос на 20 процентов. Из России же примерно в это время ушел один из крупнейших европейских производителей этой техники — немецкая фирма «Хаммер». Ушла «из-за непривлекательности российского рынка». И дело не только в неплатежеспособном населении, которому дорогие игрушки не по карману. Проблема еще и в том, что караванинг как вид автотуризма может существовать и развиваться только при наличии развитой инфраструктуры. И если с качеством дорог у нас худо-бедно дело налаживается, то вот кемпингов и кемплощадок европейского уровня катастрофически не хватает. В Европе таковых что-то порядка 40 тысяч — и это при меньших территориях. России надо больше. Но и о сорока тысячах она только мечтает. В Европе ежегодный доход от караванинга составляет в переводе на рубли 1,3 триллиона. У нас же пока только идут дискуссии на разных уровнях власти — как сделать туризм доходной отраслью отечественной экономики.

А ведь по существу развитие караванинга будет означать, что в нашей стране действительно «жить стало лучше, жить стало веселей». Можно сказать, что этот вид туризма — один из показателей благополучия общества.

Поэтому-то 260 экипажей, приехавших в Спасское — это интересное событие. Ну, действительно, что может быть лучше путешествия с семьей или с друзьями в передвижном доме со всеми удобствами по бескрайним просторам России, где красивейших уголков и исторических достопримечательностей несравнимо больше, чем во всей Европе и Америке вместе взятых! Дело за малым — сделать этот вид туризма доступным, если не для всех, то хотя бы для граждан со средним достатком.

Андрей Грядунов.