Кошмар: водитель Петров позабыл погасить сигарету!

Картина рисовалась просто блестящая: вместо хаоса, который творится на орловских дорогах, к остановкам чинно, через строго установленные и согласованные интервалы будут подъезжать ухоженные автобусы — преимущественно «ПАЗики», «ЛиАЗы», вместительные «гармошки», а вместе с ними, но в гораздо меньшем, чем раньше, количестве и вездесущие «ГАЗели», но только лучшие «ГАЗели», те, которые прошли конкурс на право перевозить пассажиров в городе Орле. А за всем этим великолепием на большом мониторе будет наблюдать оператор-навигатор, потому что каждая единица автотранспорта будет оснащена удивительной, но в некоторых регионах даже привычной уже навигационной системой. Едет водитель, чей автобус оснащен таким устройством, куда-нибудь не туда или с графика сбился, а оператор-навигатор тут же сигнал ему подает: «Петров, вернитесь на маршрут, соблюдайте установленные интервалы движения, ваши нарушения фиксируются. Примите меры к их устранению, а то мэрия еще подумает, продлевать ли с вами контракт на перевозки взыскательных орловцев. Желающих возить много, а вы, Петров, судя по всему, разгильдяй». Петров, вспотев, тут же принимал бы меры для исправления своего разгильдяйства.

Навигационная система, конечно, несмотря на уверения руководителя комитета по дорожному хозяйству и транспорту мэрии В. В. Абрамова, что это не фантастика, а реальность, пусть еще и не наша, казалась красивой и потому совершенно недостижимой сказкой. Ну и пусть. Настроение все равно подымалось от того, что порядок на орловских дорогах — с навигационной системой или без — все равно будет наведен. Порукой тому служил конкурс, по итогам которого мэрия заключила с перевозчиками договоры. Сразу убивалось несколько зайцев: наводился порядок в маршрутной сетке, исчезали непонятно как появившиеся маршруты-дублеры, убирались с дороги автобусы-развалюхи, годные для того, чтобы возить дрова, а не людей; давался приоритет большим автобусам перед маленькими и потенциально гораздо более опасными «ГАЗелями»; прекращался хаос на остановках и во время движения, когда «водилы» норовили вырвать друг у друга пассажиров из-под носа — теперь все должны были ездить строго по расписанию; частники наконец-то обязывались делать то, что всегда делали водители муниципальных автобусов, — проходить предрейсовый медицинский осмотр; уравнивались в «правах» и ответственности и сами транспортные средства: частник был обязан держать свой автобус на охраняемой стоянке, а не в цветнике под окнами квартиры, а механик был обязан перед выпуском автобуса на маршрут внимательно его осмотреть. Словом, на орловские дороги возвращалась цивилизация. Разгрузка городской магистрали Комсомольская — Московская за счет того, что многочисленные «ГАЗели» заменялись вместительными «ПАЗиками», — и вовсе мелочь по сравнению с общей картиной порядка.

Но вот прошел месяц, про-шли два. Смотрю — визуально порядка на дорогах больше не стало. Суеты, по-моему, стало даже больше.

Тревожные звоночки зазвучали сразу. Звоночки были очень простого свойства. Конкурс изменил нумерацию нескольких маршрутов: успешные конкурсанты ездили теперь с новой нумерацией. Но странно — непрошедшие конкурс тоже продолжали ездить, причем даже не меняя номера упраздненных маршрутов!

Поговорил с председателям комитета по дорожному хозяйству и транспорту мэрии В. В. Абрамовым — человеком, который отвечает за «реформу». Владислав Владимирович уверил, что порядок обязательно будет.

Ждем. Изменений — ноль. Может, нелегальные перевозчики в массовом порядке штрафуются — так, что исчезает охота заниматься незаконным промыслом, а их машины ставятся на штрафную стоянку? Спрашиваю самих «пиратов» — посмеиваются. Причем не боятся, паразиты! Видали, говорят, мы этот конкурс там-то и там-то.

Но один очевидный успех-то есть: было создано некоммерческое партнерство, в которое вошли частники, согласившиеся обслуживаться на базе ПАТП. То есть многие «бомбилы» согласились работать так, как работают муниципальные водители: машины — на стоянке, технический и весь прочий осмотр — обязателен. Уж эти «НПэшники» наверняка довольны, а ряды их, безусловно, множатся.

Встречаюсь с директором НП «Центр поддержки пассажирских перевозок» Алексеем Чесноковым. Алексей Анатольевич убил во мне последние остатки оптимизма.

— Сразу после конкурса в нашем партнерстве было 130 машин. Теперь их 90. Водители не понимают, зачем им какие-то сложности: работа строго по графику, технический и медицинский осмотры, если зарабатывать можно без всего этого.

Еще несколько месяцев такой бездарной реформы, прогнозирует руководитель НП, и объединение цивилизованных частников просто исчезнет.

Люди уходят. Дело доходит уже до анекдотов. По Орлу разъезжают десятки «ГАЗелей» и «ПАЗиков», у водителей которых есть в запасе несколько листов бумаги с номерами самых выгодных маршрутов. В зависимости от конъюнктуры они ту или иную цифру на лобовое стекло и лепят.

Самый массовый перевозчик сегодня — это общественная организация «Альтернатива». С «Альтернативой» тоже происходят очень интересные дела. Маршруты с 1-го по 24-й — это маршруты ПАТП. Без согласования с этим муниципальным предприятием ни один посторонний автобус вклиниться в упомянутые маршруты не может. Далеко ходить не станем. По муниципальному маршруту № 1 без каких-либо согласований с ПАТП ездит восемь (!) автобусов «Альтернативы». Простых нелегалов вообще считать не будем.

Процесс пошел. Скоро он оставит позади легендарные 90-е, когда единственным законом, по которому автобусы заруливали на тот или иной маршрут, были понятия. Но за понятиями следили «братки». Сегодня, когда власть номинально «братков» победила, на дорогах воцаряется полный хаос. В криминальной среде он именуется беспределом.

Требования закона, которые, по условиям конкурса, распространились на частников, по логике «реформы» и просто по здравому рассуждению должны были привести к увеличению выручки муниципальных автобусов.

Связываемся с директором ПАТП-1 А. В. Сасиным. Директор ошарашивает: выручка на муниципальном предприятии через три месяца после муниципальной «реформы» упала на 20—25 процентов по сравнению с «дореформенным периодом». Попытки же достучаться до контролирующих органов, чтобы остановить вакханалию, творящуюся сегодня в Орле с пассажирскими перевозками, ни к чему не приводят.

Управление государственного автодорожного надзора по Орловской области ситуацией или не владеет, или не способно ее изменить. «Нелегалы» надзор, видимо, просто не интересуют. Транспортный комитет мэрии во главе с ответственным за «реформу» В. В. Абрамовым абсолютно беспомощен. Обращаться в ГАИ? Проверят инспекторы у «бомбилы», работающего на городских дорогах без договора, наличие аптечки и огнетушителя, а дальше что? Нелегал все предъявит и поедет дальше воплощать в реальность великолепную транспортную реформу.

Если это не самодискредитация власти и откровенная некомпетентность, то что это?

Итог реформы пассажирского транспорта в Орле: изменилась нумерация нескольких маршрутов. Ездят как по старым, так и по новым номерам — кто хочет и как хочет. Тот, кто пытается работать по закону, в проигрышном положении и обречен на убытки.

Скоро будет еще веселее: на этот раз область провела конкурс на право междугородних и пригородных перевозок. По условиям, «ГАЗелям» вообще не разрешат возить по этим маршрутам людей. Если правила будут выдержаны, вся масса отверженных «ГАЗелей» хлынет на дороги города. Трехзначные уже сейчас «бомбят» горожан, плюя на всякие там правила и схемы. Что же будет, когда «пригородным» просто не оставят выбора? Город, похоже, проглотит и эту пилюлю. Но от пилюли такого размера у Орла может забиться пищевод.

Сегодня разговорчивый нелегал-«ГАЗельщик» назубок сообщит вам временной интервал движения муниципальных автобусов, перед которыми — за минуту, за полторы — денежных пассажиров подбирает он, не имеющий договора, плюющий на всевозможные конкурсы «бомбила». А если и вовсе войти к нему в доверие, тот же человек покажет пухлую пачку пропечатанных и подписанных путевых листов и медицинских свидетельств, без которых формально нельзя выйти на линию. Водителю остается только нужное число проставить. Цена пачки — 500 рублей. Клепают сейчас такие «документы» направо и налево, берут не разовой акцией, а количеством, поэтому рост цен на эту «отчетность» в ближайшее время не прогнозируется.

Следующий этап «реформирования» транспортной маршрутной сети по-орловски — мордобой. Должны же водители сами установить между собой подобие порядка, если власть ни на что не способна.

Кстати, мордобой уже случался. Эти факты, вошедшие было в систему, стали одним из нравственных оправданий совершенно обоснованной, но бездарно проведенной и полностью провалившейся «реформы», венчать которую должны были диспетчеры-навигаторы, следящие по большому монитору в центре навигации и диспетчеризации за Петровым, который опоздал на двадцать секунд выехать с конечной остановки и позабыл погасить сигарету, прежде чем тронуться с места. Возмутительный случай, достойный тщательнейшего рассмотрения в комитете по дорожному хозяйству и транспорту мэрии! Такие водители, как Петров, и реформу могут дискредитировать.

Сергей ЗАРУДНЕВ.