Орловская искра № 28 (1206) от 11 сентября 2020 года

Логос или инфосфера?

«В сентябре и нояб­ре 2020 года во всех регионах России пройдет выборочное наблюдение по вопросам использования населением информационных технологий, а также информационно-коммуникационных сетей. Полученные сведения в дальнейшем будут использованы при анализе эффективности госпрограммы «Информационное общество», — сообщил Орелстат.

Это значит, что специалисты областного статистического учреждения будут опрашивать жителей Орла и области, чтобы на основе полученных ответов потом кто-то оценил «уровень распространения навыков использования современных информационных технологий населением». Будет составлен рейтинг регионов — где этот уровень выше.

До столицы мы точно не дотянем: там уже «продвинутые» граждане живут в «умных домах», помещения в которых, например, чистит «умный» пылесос, включаемый на расстоянии с помощью компьютера или смартфона, которыми пользуется хозяин, качаясь в гамаке на пригородной даче. И это уже не фантастика. А один из наших российских банков крутит рекламный видеоролик, где вот в таком же «умном» доме происходит «бунт машин», в результате которого не слишком прогрессивного хозяина выставляют за дверь, а «умный» электронный чайник занимает его место в постели рядом с его женой. Вот такая программа на ближайшее будущее. В шутку, конечно. Но, как известно, в каждой шутке…

Впрочем, та же статистика подсказывает, что смеяться или пугаться по этому поводу еще рановато. Россия отстает по уровню компьютеризации от так называемых развитых стран. Объем производства вычислительной техники, например, у нас составляет 10% от уровня США, а объем программных средств и того меньше — 5%. Надежность отечественной вычислительной техники в разы уступает зарубежным образцам. Мы отстаем и в использовании промышленных баз данных, и в развитии сетей связи и передачи данных, от которых зависит в целом информатизация регионов страны.

Но вот что заставляет задуматься. В публикациях на эту тему можно встретить, например, утверждение, что «информатизация представляет собой процесс преобразования человеком среды своего существования, биосферы в ноосферу, результатом которого будет создание высокоразвитой инфосферы». Наш знаменитый соотечественник академик В. И. Вернадский, которому, собственно, и принадлежит авторство понятия ноосфера., все-таки имел в виду нечто иное. Его представление о ноосфере связано, прежде всего, с человеческим сознанием. Причем не только рациональным, что в русской философии, наследником которой безусловно был и Вернадский, называлось Логосом.

Рациональное мышление и нравственная интуиция — вот что соединяет в себе ноосфера «нераздельно и неслиянно», по мысли Вернадского. Именно такое сознание способно преобразить, поднять на новую высоту. Не покорить, а раскрыть скрытые возможности в окружающей нас природе. И не иначе как вследствие творческой деятельности самого человека. Компьютеризация и информатизация несут нам нечто другое — искусственный разум как параллельную природе реальность. Сегодня очевидно, что такая перспектива не может не принести с собой целый ряд проблем. Они уже сформулированы специалистами.

Материально-техническая проблема, пожалуй, занимает в этом рейтинге не самое высокое положение. Нет сомнений, что в ближайшем будущем Россия преодолеет «разрыв между существующим состоянием материально-технического обеспечения информационной сферы и уровнем этого обеспечения, необходимого для информационного общества». Это вопрос технологической оснащенности нашей экономики. А как показывает даже наш отечественный исторический опыт, проблема эта вполне решаемая, стоит государству всерьез озаботиться этим вопросом.

На втором месте «снизу» можно поставить правовые проблемы. Как отмечают специалисты, они возникают в связи «с превращением информации в основной ресурс развития общества, необходимостью правовой регламентации производства, обработки и использования этого ресурса и отсутствием таковой в настоящее время». Иными словами, нужно договориться о правилах получения и использования информации. Но это тоже «дело наживное».

А вот «психическая и физиологическая совместимость человека и новой информационной техники», «проблема воздействия на человека новых информационных технологий» — это уже гораздо серьезнее. Потому что Логос и искусственный интеллект две вещи несовместные или, как минимум, очень разнородные. Достаточно сказать, что о природе и происхождении человеческого сознания ученые и философы до сих пор спорят и не могут договориться по существу вопроса. А искусственный интеллект — очевидно — есть продукт человеческого творчества, то есть нечто вторичное.

Это как фотосъемка на светочувствительную пленку или с помощью цифровой камеры. Пленка улавливает массу естественных оттенков освещения. А цифровая камера воспроизводит только тот набор цветов и оттенков, который в ее программу заложен. Но цифровая фотосъёмка уже почти вытеснила пленочную из массового обихода. И мало кто замечает подмену и способен оценить эстетические потери. Вроде ничуть не хуже получается, а то и даже лучше, чем в жизни. Но по существу — подмена. Вместо подлинного — искусственное. И в этом главная опасность — искусственный интеллект, не будучи в силах превзойти своего создателя, со временем может просто подменить его, сделать ненужным, лишним. И что? Да, собственно, ничего особенного. Плавное течение потребительской жизни общества не нарушится, а местами даже, может быть, и превзойдет нынешний уровень. Вот только человеческая культура неизбежно деградирует.

Своеобразной метафорой, образом такого будущего является придуманная советским кинорежиссером Георгием Данелия «цивилизация Кин-Дза-Дза». Смотрели, наверное, эту комедию? Собственно, мы уже видим признаки этой духовной деградации. Преподаватели орловских вузов, например, рассказывают, что современное студенчество порой проявляет себя неспособностью адекватного восприятия возвышенной классической поэзии. Они смеются. Да что там отдельные представители отдельно взятого депрессивного региона! Сама наука все откровеннее отказывается от познания мира и человека и сосредотачивается на технологиях. То есть на решении прикладных задач потребительского общества, потребности которого растут и растут. В тех же компьютерах, например.

В области культуры тоже странные тенденции. Постижение смыла жизни и тайн человеческой души уже всё меньше становится сферой интересов писателей, художников и композиторов. Развлечение потребителя — вот основная задача современной культуры. Не отсюда ли всё это так называемое «современное искусство» с его откровенно вульгарными формами? А какую, с позволения сказать, «музыку» слушают наши дети, маленькие и постарше — вы не прислушивались?
Из всего этого складывается целый пласт социальных проблем, «обусловленных коренным изменением образа жизни членов общества под воздействием информатизации». Проще говоря — подмена настоящей человеческой жизни суррогатом.

И уже, так сказать, в качестве сопутствующих издержек компьютеризации можно назвать проблему кадров, которые просто будут выброшены за ворота своих предприятий и учреждений просто потому, что их человеческие руки, «привыкшие к труду», и Логос заменит искусственный интеллект машин.

Точно так же как в свое время научно-технический прогресс, индустриальная цивилизация заставили человечество отказаться от множества ручных ремесел, которые сегодня являются лишь уделом избранных мастеров, называются декоративно-прикладным искусством и прочими терминами, обозначающими давно ушедшее прошлое, по недоразумению или чьей-то блажи задержавшееся в мире «умных» машин. А между тем даже в педагогике всё громче звучит мнение, что для нормального интеллектуального развития ребенка крайне важно что-то мастерить руками и даже просто пальчиками. И каждый сентябрь у дверей Домов творчества в Орле собираются очереди на регистрацию в различные кружки, которые по существу являются неосознанной ностальгией нашего общества по тому самому Логосу, о котором уже не говорят и не пишут «прогрессивные» ученые.

Да, мы забыли упомянуть еще финансовые и организационные проблемы. Но их роль в процессе компьютеризации очевидна. Деньги требуются огромные, а организационные усилия — последовательные. Иначе никак не заставить человеческое естество окончательно пристроиться на машинный лад. Идеологи компьютеризации так и говорят — мол, консервативные члены общества весьма болезненно воспринимают изменение нравственных основ, неизбежных на данной стадии научно-технического прогресса. Значит, нужно включать «механизмы сглаживания остроты восприятия таких изменений». Но это приведет к тому, что процесс формирования инфосферы затянется. А стало быть, станет более дорогостоящим. Человеческий фактор дорого обходится научно-техническому прогрессу и технологической (цифровой) цивилизации.

Андрей Грядунов.