Красная строка № 26 (377) от 12 августа 2016 года

Ловкость рук — и Орел в ступоре

Градостроительная
политика грозит катастрофой

В прошлом месяце 15 ведущих архитекторов Орловщины выступили с открытым письмом против той градостроительной политики, которую проводит региональная власть. «В полной мере осознавая свою профессиональную и гражданскую ответственность за развитие города Орла и области, за сохранение его своеобразия, культурных традиций, Орловское отделение Союза архитекторов России вынуждено открыто выразить свое несогласие с создавшимся сегодня в г. Орле и Орловской области в целом, положением дел в сфере градостроительства и архитектуры. Наши недоумение и протест разделяют также орловские проектировщики, инвесторы, застройщики, представители общественности», — заявили специалисты.

Если люди, не раз критикуемые в прошлом неравнодушной общественностью за недостаточную любовь к городу Орлу, возмутились новыми порядками, заведенными вермишяновской командой, это значит, грядет катастрофа. И тут уже не ответишь презрительно, что «не специалисты», «не имеют права критиковать, потому что не архитекторы по образованию», «не понимают», «самопиарятся». Понимают. Именно в силу образования и опыта. Они как никто другой видят: большинство проектов новой губернаторской команды губят не просто облик их родного города — «нам больно смотреть, как наш любимый город коверкается», а перспективу его развития.

Не в ногу со страной

Открытое письмо орловских архитекторов — свидетельство жесточайшего кризиса в градостроительном деле в целом и отрасли строительства в частности. В то время как замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Олег Бетин заявляет, что в последние 5 лет темпы ввода жилья в России значительно выросли, что 2015 год оказался рекордным и Минстрой России прогнозирует дальнейший рост — количество построенных квартир в 2016 году может вырасти на 38%, Interfax-Russia.ru со ссылкой на Орелстат сообщил, что ввод жилья на территории Орловской области в январе-декабре 2015 года уменьшился на 16,5% и составил 391,6 тыс. квадратных метров (в 2014-м, когда область еще не забрала себе градостроительные полномочия, и главный архитектор Вермишян еще не рулил, — 468,8 тыс. кв. м). Что касается ближайшей перспективы, то она вовсе катастрофична: с января по июль выдано в десять раз меньше разрешений на строительство многоквартирных домов, чем за тот же период прошлого года. Это значит, что через три года, а именно за такое время возводится среднестатистический многоквартирный дом, в Орле будет, во-первых, колоссальный дефицит жилья; во-вторых, взлетит цена квадратного метра; в-третьих, разорится орловский строительный бизнес, поскольку 12 тысячам работников, которые заняты в отрасли сегодня, будет просто нечего строить, а их семьям, которые останутся без кормильцев, — нечего будет есть. Я уже не говорю о судьбе предприятий, обеспечивающих строительную отрасль — карьеров, кирпичных и бетонных заводов и т. д., и т. п., которые останутся без заказов, и о сотнях миллионов рублей, которые недополучит бюджет в виде налогов.

Летальный исход орловской строительной отрасли ощущается не только из-за сокращения объемов строительства жилья. Некогда процветающее ОАО «Гражданпроект» — в долгах, в судах и почти без заказов. А ведь там — штучные специалисты. Мы уже потеряли инженеров, классных токарей, инструментальщиков, из-за чего на регионе поставили крест инвесторы-промышленники: нет специалистов. Что будет, если те, кто умеет рассчитывать прочность фундаментов, кто знает, как проектировать внутренние и внешние коммуникации и т. д., переквалифицируются в продавцов, — вопрос риторический.

Беда и с АИЖК — Агентством ипотечного жилищного кредитования, созданном правительством РФ для помощи россиянам в приобретении жилья эконом-класса, доля государства в котором сегодня почти 100%. Организация, которая во всех регионах тянет паровозом всё строительство и решает важнейшую проблему — обеспечение жильем молодых, многодетных, да просто небогатых семей, — на Орловщине едва жива. Долги — сотни миллионов рублей, проекты заморожены, исполнение обязательств перед дольщиками переносится из месяца в месяц, за последние 2,5 года меняется вот уже второй гендиректор. Сначала, как «КС» уже писала, замгубернатора по финансам М. Бабкин с супругой создали было цепочку по перекачке бюджетных денег из госкармана в собственный. Не успели освободиться от этих симпатичных губернатору личностей, как появилась другая — г-н Кочергин, пользующийся таким доверием, что его поставили даже региональной главой общественно-политической «ляльки» власти — Изборского клуба.

Чуть больше года проработал сей птенец Потомского, вместе рассказывали сказку про «Малый Петербург» в Орле — и на тебе: «Сегодняшнее предприятие поражено», — провозгласил губернатор на совещании 25 июля. Однако народу, перед которым он так любит выступать при открытии всего и вся, ситуацию не разъяснил, виновных не наказал, данные КРУ, которая проверяла АИЖК, не огласил, свою очередную кадровую ошибку не признал. Вот он все хлопочет за Ивана Грозного — нравится ему его жесткая рука. А ведь будь такой правитель в стране — давно бы уж остался без языка Вадим Владимирович, а то и без головушки.

На днях совет акционеров проголосовал за освобождение от должности Кочергина, продемонстрировав таким образом очередной провал кадровой политики Потомского. При этом представитель облправительства, начальник департамента госимущества Андрей Синягов вместо того, чтобы представить кандидатуру нового руководителя, вдруг попросил… проголосовать против избрания на должность гендиректора некоего Василия Бурова. Кто сей муж — Бог весть. Но очевидно, что сначала его захотели, а потом передумали. Раз власть сама себе дала зданий ход, — отчего ж не уважить просьбу?! Проголосовали, обалдев от таких продуманных кадровых кульбитов. Кажется, губернаторская команда до сих пор не понимает, что игры и время надувания щек закончились: не сегодня-зав­тра дольщики пойдут в суды и на митинги. А резерва, чтобы исправить ситуацию, просто нет, и орловские строители не помогут — сделано все, чтобы их обескровить.

Заводской район по-вермишянски:
рай или ад?

Но вернемся к письму архитекторов. Профессионалы не могли обойти самые громкие градостроительные скандалы года и выразились вполне определенно: «Можно сказать, что улица Ленина безнадежно испорчена. Складывается впечатление, что авторы проекта никогда не видели фотографий ул. Болховской и других памятных мест старого Орла. Камерная, уютная улица превратилась в нагромождение ступеней, пандусов и цветочниц в виде саркофагов, облицованных легкомысленной полированной плиткой. До реконструкции улица Ленина даже с ее полуразрушенным мощением была гораздо уютнее и привлекательнее». А «недавно в сквере Танкистов поставили памятник маршалу Баграмяну. Скульптура для данного места не масштабна, нелепа и выглядит совершенно случайной… Ныне памятники в Орле ставят, как придется… Но эта ситуация — всего лишь одно из последствий системы управления, сложившейся в области и областном центре».

Действительно, «одно из». Признаем: как бы ни были нелепы новые памятники и ул. Ленина, они нарушает лишь душевное спокойствие. А вот то, что еще не состоялось, но чему дал отмашку г-н Вермишян в Заводском районе, поистине опасно для всего города и всех горожан. «В нарушение градостроительных норм и генплана, без какого-либо рассмотрения, вопреки логике и здравому смыслу, разработан и принят проект красных линий и транспортной схемы половины Заводского района. Это улицы 1 и 2-я Посадские, Карачевская, Васильевская, Панчука, Энгельса и т. д.

По этому проекту в совершенно неожиданных местах появляются кольцевые развязки, а крас­ные линии по улицам заужаются настолько, что дома располагаются в 5-8 метрах от проезжей части магистральных улиц с движением в четыре полосы! Здесь будет невозможно разместить магистральные инженерные сети, пешеходные дорожки пройдут вплотную к домам, а на улицах не останется места для зеленых насаждений. О загазованности, шуме от транспорта не говорим».

Эта история началась в 2013 году. Тогда горадминистрация выставила на торги за 10,8 млн. рублей небольшой участок земли, ограниченный улицами Левый берег реки Оки, Розы Люксембург, Гагарина, Красина, Панчука, Зелёный Ров, набережной Есенина и ул. Правый берег реки Орлик, на которой стояло 10 ветхих домов, где проживали 32 семьи. Застройщикам предлагалось переселить людей в благоустроенные квартиры, провести снос и построить на этом месте многоквартирный дом. В конкурсе победило ЗАО «Зенит», предложившее за участок 14,585 млн.

Часть домов расселили. Параллельно «Зенит» обязали предоставить проект планировки территории (ППТ), то есть предоставить проект того, как он видит в дальнейшем развитие данного кусочка города в целом и привязку дома, который намерен построить, в частности. Точка отсчета в таких случаях — исключительно Генеральный план города Орла.

Надо сказать, что строители такими работами не занимаются — они заказывают их в специализированных организациях. В данном случае ППТ разработал наш «Гражданпроект». По закону этот документ должен выноситься на публичные слушания, поскольку затрагивает интересы большого числа горожан. Что и было сделано. Впрочем, представитель застройщика неожиданно пришел на слушания не с одним проектом, а с двумя. Другой, который официально не выносился на обсуждение, захватывал гораз­до большую территорию Заводского района — как раз ту, о которой написали в своем письме архитекторы, и принципиально отличался от первого. Кто его подготовил — остается только догадываться. Этот проект игнорировал все: СНиПы, генплан, но зато значительно увеличивал для застройщика участок под строительство и позволял по-иному размещать многоэтажки. Каким образом? За счет будущего Орла.

Как известно, улица Васильевская является магистралью районного значения по обоим существующим на сегодня Генпланам Орла — и действующему, разработанному в 2008 году, и обновленному в 2014 году, но до сих пор упорно не утверждаемому областной властью. Планы предусматривают четыре полосы движения общей шириной 14 метров, чтобы в городе рано или поздно появился дубль ул. Комсомольской — всем очевидно, что в ближайшие годы она просто не выдержит нагрузки из-за увеличивающегося числа автотранспортных средств. И город встанет. Именно поэтому генпланы предусматривают не просто сохранение дорог в этом месте, а их расширение — и на Васильевской, и на 2-й Посадской. Более того, обе улицы ограничены так называемыми красными линиями. Они отделяют жилой квартал — зеленые насаждения, коммуникации, тротуары от общественных зданий и сооружений и не случайно так называются: красные. Значит, стоп! «Сдвинуть» их может своим решением только горсовет, внеся корректировки в генплан. Так вот, по СНиПам крас­ные линии должны иметь ширину 40 м (включая проезжую часть). В проекте же № 2 (как выяснилось позже) их одним росчерком карандаша уменьшили до 24 метров. Простая арифметика: если ширина трассы 14 м, то по обе стороны остается всего по 5 метров до домов, которые здесь появятся в недалеком будущем. Но это совершенно недопустимо! А главное, что недопустимо — похоронить идею расширения дорог и навсегда зажать транспортный Орел в этой части в рамки одной улицы Комсомольской. Еще раз: навсегда. Поскольку другого варианта разгрузить Комсомольскую вслед­ствие существующей географии города просто не существует. Что и было высказано на слушаниях.

Итог: «гражданпроектовский» ППТ был рассмотрен и обсужден, замечания занесли в протокол. По процедуре его в дальнейшем должна рассмотреть областная власть и принять решение: одобрить или забраковать. Однако в управлении градостроительства, архитектуры и землеустройства проигнорировали всё и приняли… второй проект, который даже не обсуждался, который вне закона во всех смыслах! В угоду кому и чему?

…Главный архитектор области любит повторять, что он приехал сюда навести порядок. Если всё это — порядок, то что же тогда своеволие и безумие? А что тогда мошенничество? Впрочем, ответ на последний вопрос, надеемся, дадут правоохранительные органы. Ведь как утверждают специалисты, огромная часть города будет теперь развиваться по подложному документу!
А вообще, для начала, разобраться б тут нашему наиглавнейшему! Но нет, молчит. Видно, не планирует лет через 5—10 ездить по Комсомольской. Вот и с архитекторами встречаться не захотел. Впрочем, как и Музалевский, и Новиков, к которым они тоже обращались. То ли сказать нечего, то ли плевать на все. А ведь первый звоночек прозвенел: на юбилей города никто из руководства страны не приехал. Даже соседи-губернаторы проигнорировали. С таким «доверием» и с такими провалами можно до конца срока и не дотянуть…

Николай Амеличкин.

первая

второе

третье