Орловская искра № 18 (1239) от 21 мая 2021 года

Лучше меньше, да лучше? Не тот случай!

По данным Орелстата, в числе организаций региона, сработавших в первые два месяца 2021 года с прибылью, оказались учреждения сферы образования. Причем успешными в финансовой деятельности, без убытков, значатся все их 100 процентов.

Надо полагать, прежде всего речь идет о частных школах. По данным Министерства просвещения, в России таковых 850 — два процента от общего числа школ. Есть и данные Росстата, согласно которым в период с 1995 по 2018 год количество частных школ в России увеличилось на 62 процента — с 525 до 851 учреждения. Соответственно, и доля негосударственных учреждений среднего образования в общем числе общеобразовательных организаций увеличилась почти в 2,5 раза. Но, как отмечают некоторые аналитики, это произошло еще и потому, что стало уменьшаться количество школ государственных: за тот же период — на 34 процента! Последнее для Орловской области более актуально, чем первое. Государственные школы у нас закрывались, а вот о возникновении новых негосударственных что-то не было слышно.

А в целом по России, оказывается, динамика была. После некоторого сокращения частного сектора в школьном образовании в период с 2005 по 2010 гг. количество частных школ достигло прежних, докризисных показателей и снова стало увеличиваться. Но всё равно доля учащихся негосударственных образовательных учреждений в общем количестве российских школьников остается очень незначительной — 0,8 процента.

На сегодняшний день является фактом, что орловские негосударственные школы не испытывают недостатка в учениках — такого, чтобы столкнуться с существенными финансовыми проблемами. Но «частники» и не принимают всех желающих, проводя ежегодные отборочные собеседования для будущих первоклассников. Это свидетельствует, прежде всего, о том, что негосударственное образование как бизнес в Орле имеет пока еще ограниченные возможности и не очень-то развивается. Спрос на негосударственное образование есть, а вот предложение — ограничено.

С другой стороны, вторым бесспорным фактом является и то, что выпускники негосударственных школ в Орле, как правило, обходятся без услуг репетиторов при подготовке к ЕГЭ. А это говорит о достаточно высоком качестве образования в них. По крайне мере, в тех параметрах, которые сегодня задает государство в рамках ЕГЭ. В то же время недовольство качеством образования в нашей массовой государственной школе, судя по сообщениям орловских СМИ, среди родителей и учащихся растет. Шагнуть из государственной орловской школы в вуз без репетиторов сегодня почти невозможно.

Однако репетиторство для абсолютного большинства орловских семей оказывается меньшей финансовой нагрузкой, чем учеба в негосударственной, частной школе. Существующее количество состоятельных людей, способных оплатить образование своих детей без помощи государства, оказывается достаточным условием для успешной и, как показывают данные Орелстата, прибыльной деятельности таких общеобразовательных учреждений. Они нашли друг друга — немногочисленный средний класс и немногочисленные школы с уровнем образования «выше среднего». Но сможет ли частная школа, став массовой, восполнить все качественные потери российского среднего образования — это тот вопрос, на который никто еще не может дать даже приблизительного ответа.

А между тем России нужна именно массовая качественная школа. Вопрос даже не в том, будет ли она государственной или частной, или будет существовать в той и другой форме. Проблема выглядит куда более зловещей: будет ли она вообще — эта массовая и одновременно крепкая школа, доступная для всех и каждого, за свои ли деньги или за государственные? Похоже, тенденция такова, что учеба в хорошей школе становится уделом избранных. И именно такой перспективы следует опасаться — и образовательному бизнесу, и государству. Первому — потому что без расширения и развития он обречен на кадровое вырождение и стагнацию, а второму — потому что необразованная бедность — это прямая угроза стабильности в стране.

Андрей Грядунов.