Красная строка № 28 (379) от 26 августа 2016 года

Лукавые пункты, или Все во имя человеков, все во благо человеков… с пл. Ленина?

В начале августа орловская антимонопольная служба вдруг заинтересовалась официальным сайтом Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области — и возмутилась. Оказывается, на сайте много чего есть, но мало чем можно воспользоваться.

К примеру, размещены территориальные сметные нормативы, предусмотренные для применения на территории Орловской области. Однако скопировать их не может даже продвинутый программист, осуществить поиск по документам — невозможно, и вообще не получается, как ни старайся, работать с документами, там размещенными. При том, что (дословно) «содержащаяся в территориальных сметных нормативах документированная информация является необходимым элементом для создания программных продуктов, предназначенных для создания проектно-сметной документации, а также для разработки собственно проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, в связи с чем невозможность свободного доступа к данной информации создает препятствия для выполнения своих функций хозяйствующим субъектам и иным лицам, осуществляющим разработку проектно-сметной документации для собственных нужд или на договорной основе».

То есть госорган создал сайт и размещает на нем крайне важную информацию таким образом, чтобы люди не могли ею пользоваться. Случайно? Насколько нам известно, правоохранители выяснением этого вопроса не занимались, ну а УФАС, организовавшая проверку, конечно же, не «вдруг», а по поручению Федеральной антимонопольной службы, куда, видимо, и шли жалобы орловцев, выдала предупреждение департаменту «о прекращении упомянутого действия (бездействия)».

Почему мы вспомнили о правоохранителях? Да потому что вот уже две-три недели редакция занимается поиском утвержденного другой областной структурой — Управлением градостроительства, архитектуры и землепользования Проекта планировки территории в Заводском районе (читайте материалы «Ловкость рук — и Орел в ступоре», «Внимание: подмена!», «На заметку прокурору»). По логике, он должен быть на сайте управления в разделе «Публичные слушания». Однако его нет. И кто бы прекратил «упомянутое действие (бездействие)»?!

Чтобы понять, отчего это происходит, стоит вникнуть, каким образом произошло в свое время перераспределение полномочий между органами местного самоуправления Орловской области и органами государственной власти региона, как минимум, в части осуществления обязанностей в градостроительной сфере.

До сего действа все было понятно и четко в соответствии с Градостроительным кодексом и Правилами землепользования и застройки города Орла, где прописаны права и обязанности застройщика, горожан и органа власти. «КС» в данном случае волнует соблюдение прав горожан, а они, надо сказать, прежде всего, обеспечиваются публичными слушаниями. Может, кому не нравится, но государство наше полагает, что простые люди имеют право, во-первых, знать, что будет построено на территории, где они проживают, во-вторых, обсудить проект и высказать свои замечания, пожелания и претензии и, в третьих, знать окончательный результат, в том числе, для того, чтобы его можно было оспорить. Система построена просто: местный орган власти сначала оповещает о публичных слушаниях, публикует проект, подлежащий обсуждению, затем проводит эти самые слушания, добросовестно протоколирует и, наконец, публикует решение, которое принимает руководитель местного органа самоуправления. В случае утверждения публикуется и сам проект.

Ст. 46, п. 10 ГрК РФ гласит: «Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте… городского округа в сети Интернет». Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Орел» в ст. 31 подтверждают: «заключения о результатах публичных слушаний подлежат опубликованию в законном порядке, установленном…» и т. д., как в только что процитированном Градостроительном кодексе РФ. А что же написано в областном законе о передаче полномочий? Прежде всего, ст. 5 п. 3 оговаривает: «Правительство Орловской области или уполномоченный им орган исполнительной государственной власти специальной компетенции осуществляет полномочия органов местного самоуправления городских округов Орловской области по… подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки территории…) на основании генеральных планов, правил землепользования и застройки, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний…». А п. 7 добавляет, что правительство или орган берет на себя и полномочия «по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городских округов». Заметили, какая витиеватая размытость? Не «в законном порядке, установленном» ГрК РФ и местными ПЗЗ, а в рамках «ведения информационных систем обеспечения…».

Не оттого ли и ищут горожане скандальный проект, словно иголку в стоге сена, и не находят? И никто за это не отвечает. По закону?

Сергей Февралёв.

Просим считать этот материал официальным запросом к прокурору Орловской области И. В. Полуэктову.