Орловская искра № 3 от 25 января 2019 года

Минфин скомандовал: «Нельзя!»

Но в школах Орловской области бесплатное питание для всех категорий учащихся сохранено. Исключением стал сам областной центр, где бесплатно питаются теперь лишь ученики 1–4 классов и дети из малоимущих семей.

Итак, с началом этого года в школах г. Орла больше не будет бесплатных завтраков и обедов для абсолютного большинства учащихся. С 1 января вступило в силу решение Орловского городского Совета о переходе на адресное питание школьников в 2019 году. Как сказано в пояснительной записке к проекту решения горсовета, «определены льготные категории учащихся, которым предлагается предоставление меры социальной поддержки в размере 40 рублей в день на одного учащегося, посещающего общеобразовательное учреждение…». Не будем перечислять эти категории. Речь идет о нуждающихся, то есть самых бедных. Отметим однако, что с подачи горсоветовского профильного комитета по образованию, культуре и социальной политике депутаты проголосовали за сохранение поголовного бесплатного питания детей в начальной школе.

Налицо очередное «секвестирование» социальных расходов, которые до сих пор областной и городской бюджет тянули сообща.

Можно много говорить о причинах произошедшего. О хронической нехватке денег в городском да и областном бюджетном карманах знают все. Однако есть главная, хотя и малоизвестная широкой публике, но тесно связанная с бедностью региона причина. Называется она «Соглашение о предоставлении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Орловской области». Его подписывают руководители Минфина и губернаторы всех регионов России каждый год, начиная с 2017-го.

Вот в этом-то документе, в частности, есть такие требования к регионам: «Не устанавливать расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; утвердить… план по отмене установленных субъектом РФ расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией и законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; утвердить… программу оптимизации расходов бюджета субъектов Российской Федерации…».

Иными словами, если региону не хватает финансов на текущие нужды и он просит их у Минфина, тот отвечает: вы тратите средства на обязательства, не преду­смотренные вашими расходными полномочиями. Значит, у вас есть лишние деньги, и эти затраты мы вам не компенсируем.

Так-то вот! А массовое бесплатное питание детей в школьных столовых, с точки зрения действующего законодательства РФ, это и есть трата денег субъекта РФ на что попало. Не предусмотрена, оказывается, ни Конституцией, ни федеральными законами такая забота о детях. Этим и объясняется решение горсовета, которое было принято в декабре прошлого года и теперь вступило в законную силу.

Почему же раньше кормили всех детей в школах и это не вызвало проблем с Минфином, а вот теперь не получается? Прокомментировать ситуацию мы попросили члена Совета Федерации, первого секретаря Орловского обкома КПРФ В. Иконникова.

— Орловщина была первым из всех регионов страны, кто ввел в середине 90-х годов бесплатное питание для всех школьников. И в 2018 году наша область оставалась единственным регионом в России, где ещё кормили всех учеников. Остальные области, края и республики под нажимом федерального правительства свернули эти программы и перешли на адресное питание детей из малоимущих семей. И нас заставляют это сделать.

Политика федерального центра заключается в том, чтобы ограничить траты региональных бюджетов по социальным и прочим обязательствам, которые по действующему законодательству не относятся к расходным полномочиям регионов. В России же подавляющее их большинство являются дотационными. В том числе и Орловская область.

Есть такая дотация, которая выдается для сбалансированности областных бюджетов. Ранее она выделялась без каких-либо письменных договоренностей между Минфином и руководством субъектов. Но с 2017 года федеральное правительство заняло жесткую позицию и стало требовать подписания соглашений. Кто не подписал, тот не получает дотацию.

Орловская область в прошлом году получила дотацию, превышающую 5,5 миллиарда рублей. Это очень большая сумма, и она существенно влияет на сбалансированность нашего бюджета.

Если следовать указаниям из Москвы, массового и бесплатного питания школьников в Орле и области уже не должно было быть с начала 2018 года. Но губернатор стоит на своем и сохраняет питание, используя комбинированную схему. На сегодня во всех школах Орловщины сохранено бесплатное питание для всех категорий учащихся, за исключением Орла, где бесплатно питаются школьники 1–4 классов и ряд категорий детей из малоимущих семей. На фоне отмены бесплатного питания по всей России действия команды губернатора безусловно позитивны. И это несмотря на риски применения Минфином к Орловщине штрафных санкций.

Возможные потери от таких санкций составят 300 миллионов рублей. А это стоимость строительства нового детского сада. Ещё раз повторю: такова политика федерального центра, который использует финансовые рычаги для давления на региональные власти с целью сокращения бюджетных расходов, в том числе — на социальные программы.

До сих пор губернатору удавалось договариваться в федеральном правительстве, и Орловщину не наказывали дотационным рублем. Будем губернатору помогать и вместе отстаивать интересы населения области.

Подготовил А. Грядунов.