Орловская искра № 27 (1248) от 23 июля 2021 года

На языке музыки и любви

История любви великого русского писателя и той, которую называли золотым голосом Франции, — одна из самых романтичных историй в русской литературе, она полна драматизма и страсти. Впервые Иван Сергеевич Тургенев увидел Полину Виардо, которая стала его музой, — на сцене, когда певица приехала на гастроли в Санкт-Петербург в 1843 году. Он был очарован выдающимся голосом примы французской оперной труппы. Когда она начинала петь, то по залу прокатывался вздох восхищения, публика готова была слушать её бесконечно.

Ценители оперного искусства утверждали, что второго такого голоса не сыскать на всех пяти континентах. Да, её голос завораживал современников, на сцене она царила, и неудивительно, что Тургенев влюбился в певицу с первого взгляда. Увлечение было столь сильным, что 25-летний Иван Сергеевич бросил всё и уехал вслед за певицей и её мужем в Париж. Впоследствии он стал близким семейным другом. Они вместе проводили музыкальные вечера, ставили домашние спектакли, в которых исполнялись произведения Виардо, положенные на литературную основу Тургенева.

О романе длиной в 40 лет написано много. Но в эти выходные в Спасском говорили больше о легендарной певице, композиторе, педагоге, ставшей другом и музой писателя. 17 и 18 июля музей-заповедник принимал гостей, приехавших на торжества в честь 200-летия французской примадонны, одной из самых ярких личностей в европейской культуре 19 века, — Полины Виардо.
Программа, подготовленная к юбилею певицы, была интересной и разнообразной — музыкальные, литературные и театральные выступления и встречи, спектакли, арт-пленэр, мастер-классы, концерты, экскурсии и работа тематических площадок.

Главным событием торжеств стало открытие в выставочном зале выставки «Полина». Виардо родилась в музыкальной среде, её отец Мануэль Гарсиа был известным тенором (любимым тенором Россини) и педагогом, мать тоже выступала на сцене. Покоряла публику своим талантом и старшая сестра, легендарная певица Мария Малибран.

Полина училась у Ференца Листа. В 1837 году состоялся дебют юной певицы в концерте, а в 1839 году Полина впервые выступила на оперной сцене. В дальнейшем она блистала на сценах Лондона, Дублина, Берлина, Дрездена. Современники писали об удивительном сочетании скромной внешности, специфическом певческом голосе и огромном артистическом таланте.

Виардо неоднократно посещала Россию, выступала в Санкт-Петербурге, Москве. Здесь стала знакомиться с русской музыкой, осваивать русский репертуар. Параллельно со сценической карьерой развивалась и её композиторская деятельность. Перу Полины принадлежат оперы и оперетты, камерная, вокальная и инструментальная музыка, аранжировки сочинений других авторов. Новым источником вдохновения Виардо в 60-е годы стали стихи русских поэтов. Полина была хозяйкой литературно-музыкального салона. Музыкальные вечера, которые она организовывала, сразу становились событием в культурной жизни того времени, эпицентром внимания. Певица дружила с Жорж Санд, став прототипом героини романа «Консуэло», была знакома со многими великими композиторами, поэтами, писателями того времени — А. А. Фетом, А. Г. Рубинштейном, П. И. Чайковским.

На выставке представлены предметы из фондов Российского национального музея музыки, создающие цельный образ Полины Виардо — портреты примадонны, её фото, графика родных, друзей, учениц, фотокарточки с уникальными автографами. Здесь же можно увидеть иконографию, письма, афиши и ноты её произведений, редкие музыкальные записи и музыкальные инструменты — свидетелей эпохи, предметы женского туалета, интерьерные украшения салонов. Представлены и мемориальные предметы из фондов музея-заповедника Спасское-Лутовиново и Орловского литературного музея И. С. Тургенева. А ещё в зале звучит музыка, её можно услышать и с помощью аудиогида. Сочинения Полины Виардо и музыка, звучавшая в ту эпоху, погружает в атмосферу 19 века. И, что удивительно, композиторское творчество Виардо известно и востребовано в наши дни, её произведения звучат в концертах, записаны на дисках, их исполняют выдающиеся певцы и музыканты.

В эти дни музыка царила и в усадьбе Спасское-Лутовиново, в её тенистых аллеях, над живописными прудами. На открытой сцене 17 июля выступил симфонический губернаторский оркестр, исполнив миниатюры П. Виардо, а в солнечный воскресный день здесь звучали произведения композиторов-современников легендарной французской певицы в прекрасном исполнении пианистки, лауреата Всероссийских и международных конкурсов, москвички Алеси Наривончик в музыкальной программе «Эпоха Виардо».

В этот же день состоялись литературная встреча с историком и журналистом Арутюном Амирханяном и спектакль «Песнь ясеней» (пьеса М. Звигильского, реж. А. Карташов) — история самой красивой любви XIX века во вдохновенном исполнении артистов Орловского академического театра им. И. С. Тургенева А. Карташова, Н. Ткаченко и А. Моисеева.

Для Антона Карташова роль Ивана Тургенева — одна из самых сложных.

— Изучая творчество великого мастера слова, мы должны дать свою оценку, понять, кем является для нас Тургенев. Тогда возникнет диалог, писатель станет ближе, понятней, — говорит Антон. — Очень многие думают, что достаточно школьной программы для понимания Тургенева. Но это не так. Если мы сами не будем искать в нём, в его произведениях, жизни ответы на свои вопросы, он останется закрытым. Выражая мысли и чувства своих современников, Тургенев передавал грядущим поколениям духовный опыт эпохи. Он был наставником. Конечно, потрясает овеянная тайной история любви двух необыкновенных талантливых людей — Ивана Тургенева и Полины Виардо.

Необъяснимое чувство величия, покоя, светлой грусти ощущаешь, когда ступаешь на эту благословенную землю, гуляешь по тенистому парку чудом сохранившейся старинной дворянской усадьбы, любуясь вековыми дубами и липами. Солнечные блики, пробиваясь сквозь листву, играют на стволах деревьев, на дорожках, уводящих в глубь парка. Усадебный дом, окружённый клумбами роскошных роз. Старинный дуб, посаженный самим Тургеневым и огороженный кованой решёткой… Гений русской литературы прожил здесь 17 лет. Тургенев не раз приглашал свою возлюбленную в родовое имение, но она так и не побывала в Спасском. Но в эти дни она стала здесь незримой хозяйкой. И сегодня, спустя двести лет, благодаря языку музыки и любви мы можем больше узнать об этой удивительной женщине и её талантах.

Юлия Рютина.