Орловская искра № 46 (1315) от 2 декабря 2022 года

Нам песня строить и жить помогала…

Размышления на концертах, посвященных 100-летию Советского Союза

Обком КПРФ начал серию встреч — концертов, посвященных 100-летию СССР. Первыми адресами были Хомутово и Красная Заря.

В местных домах культуры собрались все, кто смог прийти в объявленный час. Вокалисты Орловского городского Центра культуры (художественный руководитель Е. Ф. Майорова) начали концерт со знаменитой песни на стихи В. Лебедева — Кумача «Широка страна моя родная».

Вот, вроде бы, и нет давно той страны, а песня волнует. И можно сколько угодно спорить об успехах и ошибках Советского Союза, но песня эта волновать не перестанет. Почему? Да потому что в ней отражено то, чего, может быть, и не достиг в полной мере Союз, но к чему бесспорно надо стремиться всем и всегда. Может быть даже — всему миру, нам подражая, надо стремиться! «Всюду жизнь и вольно, и широко, точно Волга полная течет…» И даже исчезнув с карты мира, СССР будет долго жив именно этим — нравственными, жизнеутверждающими идеями, с которыми он в этот мир пришел.

Первый секретарь обкома КПРФ В. Н. Иконников вышел на трибуну, как только отзвучали последние аккорды знаменитой песни.

— Мы все родом из СССР, — начал он свое выступление. И в зале люди закивали головами: верный знак, что слова, сказанные со сцены, нашли отклик в сердцах слушателей.

В. Н. Иконников подчеркнул, что СССР создавался как первое в мире государство, действующее в интересах трудового большинства, что в СССР понятие прав человека основывалось на базовых принципах — права на труд, на отдых, на образование и лечение, на обеспеченную старость.
Скажете, не все было так гладко? Но ведь было! А дорогу в конечном итоге, как известно, может осилить только идущий. Движение же по этой дороге — тут уж никто не возразит — в СССР было активным.

— Мы должны учесть ошибки прошлого, — сказал вышедший на трибуну вслед за Иконниковым глава Новодеревеньковского района С. Н. Медведев. Главе районной администрации по должности положено держать руку на пульсе. И чувствуя пульс времени, Медведев говорил о том, что в который раз в истории России враждебный нам западный мир пытается разрушить нашу государственность.

Так уже было в начале 20 века, подчеркнул Медведев. Но народу удалось возродить государство в новой форме — в виде Союза Советских Социалистических Республик. Новый удар был нанесен в 90-е. Но Россия вновь начала возрождаться, пугая коллективный Запад одним только призраком возрождения страны в границах бывшего СССР. И вот теперь нас снова испытывают на прочность, спровоцировав по сути — гражданскую войну на Украине.

Спасение лишь в том, чтобы не отбрасывать с высокомерием богатый опыт государственного и общественного строительства. В разные времена он был разным, но в чем-то на удивление схожим. Может быть, это «что-то» и выразилось в знаменитых строчках Лебедева-Кумача: «И никто на свете не умеет лучше нас смеяться и любить»?

А потом со сцены зазвучало: «Красу твою не старили ни годы, ни беда, Иванами да Марьями гордилась ты всегда…» И протянулась ниточка в прошлое — через советскую эпоху. Попробуй отдели Россию от СССР и СССР от России.

Развернувшаяся на сцене хореографическая композиция «Высота» под фонограмму из одноименного фильма про монтажников-высотников и голос знаменитого артиста Н. Рыбникова была лишним тому подтверждением. Тема — советская, а движения — русские, те самые, которые когда-то так чутко уловила Наташа Ростова. Не растерять бы эту способность впредь…

А со сцены уже гремело: «Не думай, что все пропели, что грозы все отшумели. Готовься к великой цели, а слава тебя найдет…». А ведь в свое время еще Ф. М. Достоевский писал: «Всякий великий народ верит и должен верить, если только хочет быть долго жив, что в нем-то, и только в нем одном, и заключается спасение мира, что живет он на то, чтобы стоять во главе народов, приобщить их всех к себе воедино и вести их в согласном хоре, к окончательной цели, всем им предназначенной». Пока была такая вера на Руси, «сплотившей Союз нерушимый…», был крепок СССР. Иссякла — и не стало страны.

«Листья желтые над городом кружатся», — пели со сцены молодые голоса, стараясь вернуть зрителей в прошлое, под все более жесткий дискотечный басовый ритм, рвущийся из усилителей. И кружились воображаемые листья, и кружились головы от счастья былого призрачного беззаботного существования. Как там у Гайдара? «Гоп, гоп — хорошо, не свистят пули, не грохают снаряды. Живи да работай — хорошая жизнь». Только зря расслабились, выходит! В 80-х, кажется, оглохли и закружились все…

«Летящей походкой ты вышла из мая и скрылась из глаз…», — пытались напоследок «завести» зал талантливые молодые исполнители из городского Центра культуры. Но не так ли — под гром дискотек и «приплыли» мы к началу 90-х? «Приплыли» и «поплыли» так, что даже катастрофы не ощутили, когда страны не стало: «Зарплату вот только стали задерживать, — растеряно вспоминали свои ощущения тех лет женщины в зале краснозоренского ДК. — А так — что же? Жили как жили, надо было детей растить…»

И вроде все правильно — «…откладывать жизнь — нельзя». Но только что же нам делать теперь, когда «той страны на карте — нет, в пространстве нет»? Это Марина Цветаева писал не об СССР, а как актуально звучит сегодня: «Выпита как с блюдца — донышко блестит. Можно ли вернуться в дом, который срыт? Той, где на монетах — молодость моя, той России нету, как и той меня».

Мы лишились не только бесплатных благ, но и чего-то гораздо большего, о чем так выразительно пелось в лучших советских песнях. Эти песни не всегда отражали действительное положение дел в Союзе, но всегда указывали верные нравственные ориентиры. Вот, пожалуй, и ответ. «Жить стоит ради того, за что не страшно умереть», — написал в свое время русский философ В. Ильин. Будем умирать за бесплатное образование или медицинское обслуживание? При всей важности этих «завоеваний Октября», сами чувствуете — не дотягивает! За это ли сражаются сегодня наши ребята в Новороссии?

«За что люди насмерть бьются», — спрашивает мальчик в чапаевском обозе у казака-перебежчика в знаменитом советском фильме братьев Васильевых. И тот, сначала растерявшись, вдруг находит ответ: «За что? За жизнь!» Но каким содержанием должна быть наполнена эта жизнь — вот вопрос! После крушения СССР он так и остается без ответа. И понятно же, что не только и ни столько о материальном благополучии здесь должна идти речь.

СССР остался в прошлом. И нам ничего не остается, как согласиться с главой администрации Новодеревеньковского района С. Н. Медведевым — спокойно и без «комчванства», так нелюбимого даже Ильичом, вписать СССР в историю России как один из выдающихся этапов ее все еще не завершенного развития. Как период, который нельзя, как предлагают нам враги Отечества, просто так перешагнуть и предать забвению. Но тогда нам придется и найти нечто общее, что в той или и иной степени одухотворяло, то есть наполняло живительным нравственным содержанием жизнь страны в разные эпохи, и в советскую — может быть, наиболее ярко.

Это «нечто» есть идея преображения человека, рожденная в христианстве и отчасти получившая современное практическое развитие в СССР. Пока эта идея ставилась во главу угла государственной политики — в стране победившего социализма были и песни, и кинофильмы, и литература и замечательное радио, и вся полнота культуры, которая сеяла разумное, доброе, вечное, стараясь сделать людей лучше, чем они есть «от природы». Были и производственные достижения, и более-менее благополучные отношения между народами — как внутри страны, так и с соседями. Было духовное развитие, что на языке русской философии означает «переживание красоты, тайны, справедливости». Чтобы такое развитие продолжилось, идею преображения человека нужно вернуть в общественное сознание. И роль государства в этом — ключевая. Как было когда-то — в СССР.

Андрей Грядунов.