Красная строка № 24 (330) от 3 июля 2015 года

Не открывайте «ящик Пандоры»!

В Орле вновь заговорили о «реконструкции» Красного моста. Губернатор В. Потомский даже «засветил» этот вопрос на высшем уровне, пообещав поддержку со стороны председателя правительства Д. Медведева. Поразило выступление В. Потомского, показанное телекомпанией «Истоки», где губернатор проявил крайнюю неосторожность, продемонстрировав своё полное незнание истории города и тонкостей законодательства об охране культурного наследия. Губернатор заявил, что будет восстановлен облик Красного моста, каким он был в XVIII веке. Но в XVIII веке нынешнего моста не существовало, а примерно на этом месте был деревянный мост, который периодически сносило паводком. И потом, что значит — «реконструкция», если речь идет об охраняемом объекте культурного наследия?

Мост через Оку в створе ул. Гостиной был построен в 1879 г. по проекту выдающегося инженера А. Лебединского. Назывался он Мариинским. Проект его найден бывшим орловским главным архитектором С. Фёдоровым ещё в 70-е годы в центральных архивах страны. В современном виде Красный мост представляет собой восстановленный после Великой Отечественной войны Мариинский мост, от которого уцелели сводчатые эстакады — виадуки и центральный бык посреди Оки. При восстановлении в начале 1950-х гг. мост лишился металлических ферм и был расширен вдвое.

Из слов губернатора можно было понять, что речь уже идёт о некоем утвержденном проекте реконструкции Красного моста. Но это просто невозможно по российским законам. Сразу возникает нехорошее подозрение, что вся прописанная законом процедура перевёрнута с ног на голову, что телега катится впереди лошади, а лошадь — дохлая клячонка российской законности в сфере охраны памятников — послушно потащится туда, куда погонит её хлыст административно-командного, волевого управления. Слишком хорошо мы, горожане, знаем эти методы, и слишком велик мартиролог наших утрат.

Всё это до жути напоминает ситуацию с уничтожением другого памятника инженерного искусства — Александровского моста, который погиб вместе с памятником архитектуры позапрошлого столетия — зданием бывшего «Депо готового платья» (ул. Ленина, 2). Это был уникальный архитектурный комплекс в центре города — дом и мост. Совершенно аналогичная ситуация — с Красным мостом, «спутником» которого является комплекс старинных зданий на Гостиной, 1. И совершенно отчётливо здесь видится перспектива повторения ситуации с Александров­ским мостом — уничтожение обоих. Орёл никогда не оправится от той утраты. Поэтому потеря второго моста просто недопустима.

Итак, на начало XXI века культурным достоянием Орла и частью национального достояния всей России были два исторических моста, сооружённые в конце 19 века по проекту выдающегося инженера А. Лебединского — Ленинский (Александровский) и Красный (Мариинский). Оба хорошо сохранились в войну, пострадали только металлические фермы в пролётах — они были взорваны. Каменные арочные эстакады обоих мостов и бык Красного моста были отреставрированы и продолжали служить их конструктивной основой. В начале 2000-х годов оба были приняты на государ­ственную охрану как региональные памятники градостроительства и архитектуры.

При этом даты постройки обоих мостов указаны неверно — они отражают лишь послевоенный строительный период в их истории.

В середине 2000-х гг. началась «реконструкция» Александров­ского (Ленинского) моста, в ходе которой обнаружились сводчатые эстакады первоначального сооружения с белокаменными архивольтами арок — всё в великолепной сохранности: ни единой трещины или выщербленного кирпича! Помимо архитектурной ценности они являлись шедевром строительного искусств.

Много было красивых слов в прессе, сладких обещаний: и «ретро-кафе», и «лавки художников» под этими старинными арками… Но в один момент они были превращены бульдозерами в груду развалин. Были построены новые железобетонные конструкции — грубая имитация прежних, самобытных конструктивных решений. И, словно в насмешку, новый мост продолжают называть Александровским. Ведь теперь это фиктивный «памятник», хотя он и «охраняется государством» как подлинный объект культурного наследия.
Прошло 10 лет, и теперь, если отнестись серьезно к словам губернатора Потомского, Орёл рискует потерять последний подлинный памятник инженерно-градостроительного  искусства, а вместе с ним — с каждым годом слабеющее «послевкусие» исторического города. К сожалению, «вкус» перебит бездарными строительными авантюрами последних пяти десятилетий.

Красный мост нуждается в ремонте. Но никак не в «реконструкции». Не нужно увеличивать количество полос на мосту: ненасытность общества потребления растёт в геометрической прогрессии, и сколько мост ни расширяй — будет мало. Но если поддаться этой потребительской логике, то вслед за проезжей частью моста придётся расширять и Гостиную улицу, а это запрещено градостроительными регламентами и противоречит принципам охраны наследия, экологичности городской среды. Потом, чего доброго, возникнет и вопрос о сносе Торговых рядов. Это неизбежно, если открыть сейчас «ящик Пандоры».

И. Кушелев.