Стратегия «От ярмарки до ярмарки». «Маркиз» до новой пятилетки не дожил

Не так давно циклы экономического развития мерили пятилетками. Ровно пять лет назад к ярмарке инвестиций-2003 издательство Орловской региональной академии госслужбы выпустило рекламный буклет с красноречивым названием «От ярмарки до ярмарки». Главные его составители — ныне заместитель председателя коллегии области, руководитель департамента экономической политики Н. Н. Цикорев и просто советник губернатора С. В. Фефелов.

Многостраничное цветное издание рассказывало об успехах, достигнутых областной экономикой, и планах, которые еще предстоит реализовать. Вступительное слово губернатора: «…Связав воедино инвестора и производство, мы не просто спасли от развала экономику и социальную сферу региона, но и создали плацдарм для мощного прорыва вперед… Уверенно набирают обороты машиностроение, приборостроение, электроника» — заставляло серьезно относиться к размещенной информации, воспринимая ее как бизнес-план целого региона.

Пятилетка начиналась так (цитируем буклет).

1. «В Орле намерены собирать американские комбайны «Джон Дир» (протокол о намерениях подписывают губернатор области Е. С. Строев и генеральный директор компании «Джон Дир» Роберт Лейн» — подпись к снимку.

2. «Немецкие «Холмеры» на свекловичных плантациях Орловщины (подписание Протокола о намерениях по передаче лицензии и сотрудничеству между Коллегией администрации Орловской области, фирмой «Холмер Машиненбау ГмбХ» и компанией «Алма Груп». Использование свеклоуборочных комбайнов «Холмер Терра Дос» позволит в 3—4 раза увеличить площадь полей, засеянных сахарной свеклой, полностью обеспечить сырьем сахарные заводы и повысить рентабельность агрокомплекса области» — еще одна подпись к снимку. «Холмеров» на свекловичных плантациях Орловщины на фото не видно, но документы перед губернатором и каким-то опрятным господином, действительно, лежат.

3. «Торговый дом «Белый фрегат» организует собственное производство в Орле (ноябрь 2002 г.) (подписание Соглашения о сотрудничестве между Орловской областью и ООО ТД «Белый фрегат»). Один из крупнейших инвесторов приобрел контрольный пакет акций Орловского мясокомбината и планирует его полное техническое перевооружение» — очередная подпись к снимку, на котором орловский губернатор подписывает еще одно соглашение.

Далее рекламный проспект предлагал картину успешно работающей орловской экономики. Несколько примеров из не очень длинного списка.

4. «Главная новость этого года в машиностроении — на карте России в Орле появился новый комбайновый завод… В апреле текущего года прошла презентация продукции Орловского комбайнового завода — комбайнов «Орел», появившихся на свет благодаря реализации Соглашения, подписанного администрацией области, Орловской промышленной компанией и ОАО «Сибмашхолдинг».

5. «На ОАО «Погрузчик» выпускаются машины восьми модификаций, на совершенствование производства, улучшение качества продукции, дизайна направлено в прошлом году 2 млн. рублей. Особое внимание уделено новому для предприятия погрузчику грузоподъемностью 6 тонн. Изготовлены и проданы уже 2 такие машины».

6. «Работу ЗАО «УК «Мценский алюминий» по загрузке мощностей ОАО «Орловские металлы» и ОАО «Мценский литейный завод» можно признать успешной. Расширяется номенклатура выпускаемой продукции…».

7. «Изменение организацион-но-управленческой структуры в ОАО «Ока-обувь» позволило в значительной степени увеличить рост инвестиций… Так, в сентябре 2002 года приобретено пять единиц итальянского отделочного оборудования на сумму 800 тыс. рублей, которое позволило внедрить в производство более 20 новых моделей обуви, в частности высокого модельного женского сапога».

8. «Крохотные камушки сияют ослепительным блеском. Это орловские бриллианты, превращенные из невзрачных алмазов в великолепные изделия с названиями «Принцесса», «Маркиз». Это конечный этап гранильного производства, стратегически важного для нашей страны и области, в ЗАО ПИК «Орел-Алмаз». Пять лет назад мало кто верил, что в Орловской области можно создать производство огранки алмазов. Время показало, что учредители (компания «АЛРОСА», крупнейший в стране смоленский гранильный завод «Кристалл», Орловский областной комитет по управлению имуществом и ОАО ОЦРО «Развитие») успешно справились с задачей… Орел становится одним из гранильных, ювелирных центров страны».

9. «Уже более трех лет эффективно работает ОАО «Стройтрансгаз» — стратегический инвестор нашей области… Начал выпуск продукции Мценский спирто-водочный комбинат «Орловская крепость», продукция которого пользуется заслуженным спросом как на внутреннем рынке, так и за пределами области».

10. В ходе ярмарки инвестиций-2002 «представителями индустриального сектора экономики было подписано… Соглашение о сотрудничестве с Российской Ассоциацией Венчурного Инвестирования по привлечению венчурного капитала для инвестирования региональных проектов в различных отраслях промышленности».

По завершении пятилетки принято подводить итоги.

1. Собирать комбайны «Джон Дир» ни в Орле, ни в его окрестностях так и не начали. По всей видимости, никто и не собирался этого делать. Предприимчивый Роберт Лейн провел в областном центре успешную и довольно своеобразную экономическую разведку. Подписанные бумаги его ровным счетом ни к чему не обязывали, зато после визита Роберта область, вместо того чтобы собирать у себя современные комбайны, начала их у американцев активно покупать, используя при этом бюджетные средства. Фермеры, вложившиеся в новую технику, в спешном порядке сооружали на подворьях мини-заводы по очистке отечественной солярки: «Джон Дир» оказался капризной машиной. Чрезвычайно дорогими оказались и детали к этому комбайну. Как и где проходили переговоры, приведшие к отказу создавать сборочное производство в обмен на банальную торговую операцию, буклет умалчивает.

2. Лицензионные «Холмеры» также не выбрались из протокола о намерениях. Немецкие коллеги, видимо, просто шли по следам Роберта Лейна, гения продаж.

3. Деятельность «Белого фрегата» — «одного из крупнейших инвесторов», скупившего контрольный пакет акций Орловского мясокомбината и нацелившегося на его «полное техническое перевооружение», закончилась известно чем. Орловского мясокомбината больше не существует. В процессе конкурсного производства все оборудование с предприятия вывезли. «Стены» выставили на продажу.

4. «Орловский комбайновый завод» не успел стать анекдотом по причине краткости своего существования. Два десятка рабочих не делали его заводом по определению. На свободные площади «Дормаша» вагонами привозили частично разобранный «Енисей». Двадцать рабочих под присмотром инженеров проводили нехитрую сборку, шлепали наклейку «Орел» — получалась продукция местного «комбайнового завода». Она была замечательна тем, что кроме названия не содержала в себе ничего орловского, ни единого болта. Предприятие свернули.

5. «Погрузчик», в начале пятилетки направивший на улучшение качества продукции 2 млн. рублей, видимо, доживает последние дни. Завод выкуплен, оборудование вывозится, оставшиеся цеха дорабатывают свое. Информация, размещенная в буклете, интересна тем, что даже очень скромное достижение: «Изготовлены и проданы уже две такие машины» (всего две?) — преподносится как свидетельство динамичного развития. Рекламный буклет надо было чем-то наполнять.

6. «Работу ЗАО «УК «Мценский алюминий» по загрузке мощностей ОАО «Орловские металлы» и ОАО «Мценский литейный завод» больше нельзя признать успешной. Хотя бы потому, что ЗАО «УК «Мценский алюминий» больше не существует. Да и загружать уже некого. У ЗАО были серьезные планы. Но при сокращении производства нужда в управляющей компании (УК) отпадает. Кем управлять? «Орловские металлы» законсервированы.

7. «Ока-обувь» — банкрот. Завод остановлен, площади распродаются.

8. «Одним из гранильных, ювелирных центров страны» Орел, увы, тоже не стал. В центры в один день не превращаются. «Орел-алмаз был обанкрочен вскоре после шумной истории с исчезновением партии алмазов. Партию отправили из Орла в хорошую страну Бельгию, но денег отправитель так и не получил. Впрочем, может быть, кто-то и получил, но не «Орел-алмаз». «Маркиз» до новой ярмарки инвестиций не дожил.

Любопытно, что вина за скандальное фиаско ювелирно-гранильных планов, «страте-гически важных для нашей страны и области», почти целиком лежит на администрации Орловской области. Акционерами «Орел-алмаза» являлись: Орловский областной центр рыночных отношений «Развитие» (40%), компания «АЛРОСА» (34%), смоленское ОАО «ПО «Кристалл» (15%) и фонд имущества Орловской области (11%). Таким образом, орловской стороне принадлежал контрольный пакет акций — 51 процент. Контрольный пакет — это полнота ответственности. И вдруг — такой конфуз.

Впрочем, почему вдруг? Информированный «КоммерсантЪ» достаточно иронично анализировал причины исчезновения нового «ювелирного центра», озаглавив свой материал так: «АЛРОСе дорого обошлась орловская огранка». «Создававшееся в середине 90-х предприятие рассматривалось одним из его акционеров, АЛРОСА, в качестве рычага воздействия на высокопоставленного выходца с Орловщины — тогдашнего спикера Совета Федерации Егора Строева… Начало же финансовых проблем на «Орел-алмазе» совпало с уходом Егора Строева с поста спикера. Это и неудивительно — возможности орловского губернатора в качестве алмазного лоббиста близки к нулю». И ни слова об инвестиционной привлекательности Орловщины. Какая бестактность!

9. «Стратегический инвестор нашей области» ОАО «Стройтрансгаз» больше не работает — банкрот. «Орловская крепость» закрыта, производство остановлено, несмотря на то что «продукция» этого «спиртоводочного комбината пользуется заслуженным спросом как на внутреннем рынке, так и за пределами области». Точнее, пользовалась. Впрочем, в этой оценке есть некоторое преувеличение. Разрушенное производство куплено осетинской компанией, и останется ли после этого «крепость» орловской, покажет время.

10. Десятый пункт успехов — подписание «соглашения по привлечению венчурного капитала для инвестирования региональных проектов в различных отраслях промышленности» выбран как типичный пример пустословия. Здесь вообще никто ничем никому не обязан.

«Венчурный капитал будем в региональные проекты инвестировать? — Будем, почему нет? — А в какие проекты? — Да в разные!». Это еще реальнее, еще конкретнее, чем сборка «Джона Дира» в Орле. Там хоть название было, здесь вообще ничего. Философия, удивительно напоминающая знаменитый диалог из фильма «Брат», помните: «А давай фирму с тобой откроем, брат! «Братья Багровы»! Звучит? — А делать чё будем? — Бизнес, брат! Все, то есть». Не ручаюсь за дословную точность, но смысл сохранен.

Вообще рекламный буклет удивляет своей неполнотой. Среди успешно действующих предприятий названо ООО «Фригогласс Евразия», но почему-то забыты первопроходцы и пионеры Орловщины «Кока-Кола» и «Велор».

Еще одна особенность — запись к себе в актив того, что развилось не благодаря, а вопреки. Характерный пример. Раздел «Металлургия» открывается так: «Работа ОАО «Межгосметиз-Мценск» показывает, что только постоянное отслеживание ситуации на рынке и быстрое освоение новых видов продукции могут принести сегодня предприятию успех в производственной деятельности».

Жаль, составители не обмолвились ни словом про то, как «Межгосметиз-Мценск» возник. Как уходил, выдавленный из Орла, на убитые площади Костюченко с товарищами и начинал производство с нуля. Вообще прослеживается удивительная закономерность: чем несговорчивее по отношению к областной власти предприниматели, чем сильнее у них характер, тем они успешнее.

Есть еще один вариант успеха — стать полностью независимыми, как предприятия со стопроцентным иностранным капиталом «Фригогласс», «Велор», «Кока-Кола» — наша гордость.

«От ярмарки до ярмарки» — убийственное название. Хотели, наверное, сказать что-то свое, пропагандистское, но попали в самую точку. Проходит одна ярмарка инвестиций — и область шалеет от чудовищных цифр предполагаемых вливаний в экономику. Но течет время — и вкрадываются сомнения: а не надули ли нас? Где обещанные производства, куда делись старые? А тут как раз новая ярмарка подоспела! Народ снова шалеет.

Очень грамотная стратегия. Эйфория ожиданий нон-стоп. Пятилетка «От ярмарки до ярмарки».

Сергей ЗАРУДНЕВ.