Красная строка № 15 (451) от 8 июня 2018 года

Ни тпру ни ну…

В вопросах благоустройства обычно сталкиваешься с нехваткой денег, а тут и деньги есть, и идея неплохая, а благоустройства как не было, так и нет.

Некоторое время назад ветеранская общественность предложила привести в порядок территорию вокруг «Самолета», взмывающего ввысь с постамента напротив воинской части 03013. Настоящая боевая машина давно стала орловским топонимом, узнаваемым и безошибочным ориентиром, другого такого и даже просто похожего в Орле и области не найти. Этот «Самолет» — единственный. Но, скромный и лаконичный, он никогда не воспринимался как памятник. Впрочем, его и не задумывали как памятник, когда устанавливали перед действующей частью ПВО, чьи истребители базировались на обросшем ныне многоэтажными панельными домами аэродроме «Южный».

Шло время, истребители улетели в Курск, и у нас остался один самолет — мемориальный. Бывшие лётчики и задумались: а почему бы не сделать на этом месте что-то яркое, напоминающее о роли авиации и авиаторов в истории Орловской области, имея в виду, прежде всего, её военную историю, но только ею не ограничиваясь? Постановка вопроса уместна — лётчики оказались обойдены вниманием при написании «монументальной» летописи Орловщины — памятники танкистам есть, артиллеристам — есть, воздушным асам — нет.

Форму эскизов и проектов идея обретёт позже, а пока в Министерство обороны из Орла ушло письмо с просьбой о помощи — финансовой. В оборонном ведомстве, понятно, много других, причём первоочередных забот, поэтому обращение, присланное из Орловской области, ожидаемо оказалось в администрации той же области, откуда было перенаправлено заведующему Орловским военно-историческим музеем С. Широкову — по той, видимо, причине, что это его тема.

И надо же было случиться такому совпадению — примерно в то же время орловское управление «Газпром трансгаза» обратилось к уже упомянутым орловским властям с предложением привести в порядок какое-нибудь памятное место — на усмотрение самой власти. Это предложение тоже оказалось у С. Широкова, в военно-историческом музее.

Заведующий откладывать дело в долгий ящик не стал и собрал у себя всех заинтересованных лиц, краеведов, историков, общественников, на встрече которых и было принято решение «привести в порядок» территорию вокруг «Самолета», создать там мемориал, посвященный орловским страницам авиации.

Тема в очередной раз заставляет поразиться масштабности и накалу боёв минувшей войны, всё более и более отдаляющейся от нас. Установлено более 3 тысяч имён наших лётчиков, погибших в орловском небе — рассказал давно занимающийся поисковой работой и создавший при орловском филиале РАНХиГС уникальный музей, в котором собраны находки той поры, Н. Андреев. И работа продолжается, список имён растёт… А самолёт уже послевоенной поры на ул. Комсомольской, установленный на пьедестал, — как символ связи времён, нерушимости памяти.
Идея хорошая, деньги есть, заказали проект.

Семь месяцев назад его рассмотрел областной градостроительный совет, вновь начавший собираться после забвения, вызванного не вполне адекватной активностью бывшего «главного архитектора Орловской области» В. Вермишяна. Ваагн Ваники не терпел конкурентов и даже намеки на критику переносил с трудом. Совещательный орган, состоящий из профессионалов, при том «главном архитекторе» был распущен… При А. Клычкове он возобновил работу, однако теперь нет главного архитектора — человека, который, выслушав советы, принимает решения. Место главного архитектора Орловской области вакантно…

Градостроительный совет, рассмотрев проект, нашел в нём недостатки инженерного, эстетического характера и предложил заказать новый. Активисты-общественники, обозначим этих людей данной терминологией, заказали проект, причем действующему орловскому архитектору, входящему в областной Градостроительный совет.

Прошло ещё достаточное количество времени. Активисты ознакомились с новым вариантом предполагаемого мемориала, и он им категорически не понравился. И. Абдулкин, активист, бывший замполит ВВС, говорит так: «Мы не хотим некрополь». Инициативная группа мечтает о том, чтобы в камне, металле, с самолетом в центре каким-то образом воплотились поэтические строки Е. Евтушенко: «Погибшие в небе за Родину Становятся небом над ней». То есть скорбь в этом мемориале не должна превалировать. Отсюда в первоначальном эскизе — стилизованные бетонные белые облака, спустившиеся на землю и разбивающие строгую, правильную, но унылую архитектуру «кладбищ».

У Градостроительного совета свои резоны, с которыми трудно не согласиться — «проект с облаками», помимо чисто инженерных недочётов, массивен и не вписывается в динамичную ось Комсомольской.
Но проект, предложенный на замену, тоже вызывает вопросы, в том числе и эстетического порядка.
Словом, есть идея, есть деньги, власть не против, глупости никакие не предлагает, что случается редко, а дело не двигается.

В «Газпроме», по рассказам активистов, уже просят не беспокоить — утвердите проект, тогда обращайтесь.

Уникальная история. И объясняется она, на мой взгляд, только тем, что в Орловской области нет человека, который бы принимал решения. Нет его в градостроительной сфере. Нет компетент­ного и опытного главного архитектора, причем, нет его довольно давно. Это тоже уникальная ситуация. Одна уникальная ситуация влечет за собой другую.

Повторимся — деньги не бюджетные, их дарят.

Сергей Заруднев.