Орловская искра № 33 (1211) от 16 октября 2020 года

Новый федеральный бюджет: кого теперь в жертву принесут?

Кабмин способен проигнорировать указания президента о повышении расходов на соцполитику

Проект федерального бюджета России на ближайшие три года, внесенный правительством в Госдуму, сверстан как дефицитный. Предполагается, что в 2021 году его доходы составят 18,8 трлн. руб., а расходы — 21,5 трлн. руб. В 2022 году ожидается поступление 20,6 трлн. руб., тогда как расходная часть составит 21,8 трлн. руб. В 2023 году также ожидается, что расходы будут превалировать — 22,3 трлн. руб. поступлений против 23,67 трлн. руб. затрат. Таким образом, дефицит федерального бюджета в 2021 году ожидается на уровне 2,75 трлн. руб., в 2022-м — 1,25 трлн. руб., в 2023 году — 1,41 трлн. руб.

В своем заключении на этот документ вице-президент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), доктор экономических наук Лев Якобсон указал, что «легче всего сказать, что объем стимулирующих программ (в проекте бюджета) недостаточен». При этом он предложил поставить себя на место тех, «кто разрабатывал проект бюджета в условиях кризиса и недостаточной ясности макроэкономической перспективы», и обратить внимание на очевидные приоритеты проекта бюджета.

К таковым он, в частности, отнес, прежде всего, расходы на социальную политику. «В нынешнем году при падении доходов государства они увеличились более чем на 18%, почти до 6 трлн. руб., что стало, пожалуй, основной антикризисной мерой», — подчеркнул он.
Также эксперт обратил внимание на увеличение расходов на здравоохранение: «В 2020 году эти расходы на 27% превысят величину, которая утверждалась на этот год, и превышение прежних планов, хотя и не столь значительное, предусмотрено на последующий период».

Одновременно Лев Якобсон положительно оценил работу правительства, которое нашло «иные способы увеличить поступления в бюджет»: повышение акцизов на табак и дополнительное обложение доходов тех, кто зарабатывает более 5 млн руб. в год или имеет большие банковские вклады. По его мнению, эти меры выглядят не только экономически приемлемыми, но и социально справедливыми.

Правда, при этом он счел «не очень реалистичным» заложенный в проекте бюджета восстановительный рост экономики более 3% ВВП в год. Однако все же уточнил — анализ, проводившийся в ВШЭ и других научных и экспертных организациях, показывает, что для этого имеется немало резервов. Например, более широкое использование мер целевой поддержки самых перспективных бизнесов, а также увеличение финансирования образования. «Именно оно в наибольшей степени формирует современный человеческий потенциал, окончательно ставший в XXI веке основой конкурентоспособности национальных экономик и государств», — резюмировал вице-президент НИУ ВШЭ.

«Действительно ли предпринятые кабмином меры по пополнению бюджета являются по-настоящему социально справедливыми? — поинтересовалась «СП» у других экспертов. — И способно ли наше правительство пойти на то, чтобы не только учесть, но и воплотить в жизнь высказанные одним из руководителей НИУ ВШЭ рекомендации по увеличению затрат на образование?»
Что касается первой части вопроса, то опрошенные изданием специалисты оптимизма Льва Якобсона не разделили.

— В социальной политике, конечно, меры были предприняты в этом году, но до действительно социального государства нам еще очень далеко, — отметил депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке, член КПРФ Олег Смолин. — Расходы на здравоохранение, действительно увеличились. Справедливости ради следует отметить, что они, конечно, были запланированы к увеличению и ранее, однако в основном это произошло по причине борьбы с коронавирусной инфекцией. Впрочем, по оценкам медицинских организаций, положенные доплаты получил только каждый 5—6 медработник из тех, кто на самом деле находился в зоне риска. Хотя сам президент трижды лично указывал правительству на то, что оно неправильно выплачивает врачам положенные надбавки.

Что же касается увеличения расходов на социальную политику, то они в этом году также увеличились не столько усилиями самого правительства, сколько по личному требованию президента. Так, при поправках бюджет появились дополнительные расходы — на выплаты классным руководителям по 5 тысяч рублей, для семей с детьми от 3 до 7 лет, в том числе дважды — по 10 тысяч рублей в период пандемии.

Но при этом вновь хочу заметить, что минимальная заработная плата в России по-прежнему, мягко говоря, не соответствует статусу «социального государства». Сейчас ее размер — порядка 12 тысяч рублей, тогда как минимальный потребительский бюджет по данным Минтруда составляет 31—33 тысячи рублей, а по данным Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) — 39 тысяч рублей.

— Объявленная президентом прогрессия в шкале НДФЛ никак не претендует на роль реального инструмента для наполнения бюджета. Это не более чем популистское заявление, адресованное бедным слоям населения, которые желают какой-то социальной справедливости, — добавил доцент РЭА им. Плеханова, кандидат экономических наук Олег Комолов. — Во-первых, облагаться повышенным налогом будет очень незначительная величина доходов, а, во-вторых, запланированный с этого бюджетный доход в 60 миллиардов рублей в год — сумма совершенно незначительная в масштабах федерального бюджета, составляющего порядка 19 триллионов рублей. А уж в масштабах консолидированного бюджета, составляющего все 30 триллионов руб­лей — тем более.

По сути, шкала налогов у нас как была регрессивной, так и осталась — люди с низкими доходами платят высокие налоги, а богатые либо платят их в небольшом объеме, либо фактически от них освобождены.

— К пожеланиям Льва Якобсона правительство вряд ли будет прислушиваться, — пришел к выводу Олег Смолин. — …В июне нынешнего года, предваряя свое выступление, посвященное голосованию по поправкам в Конституцию, президент России Владимир Путин заявил, что в бюджете следующего года должны быть увеличены расходы на образование и медицину. И пожелания президента, по идее, должны бы принять во внимание.

Однако хочу добавить, что в проекте бюджета на 2021—2023 годы пока не учтены, как сейчас иногда говорят, «пересобранные» национальные проекты. Способно ли правительство прислушаться к рекомендациям хотя бы президента — мы увидим только при принятии федерального бюджета, работа по обсуждению которого в думских комитетах начинается с 13 октября.

«СП»: — А разве кабмин способен взять и не выполнить прямое распоряжение первого лица в государстве?

— Я хочу обратить внимание на то, что указ президента от 7 мая 2012 года в части повышения оплаты труда педагогов и медработников всех уровней и медработников не выполняется хронически. Достаточно сказать, что, по данным ОНФ, 68% медиков, исключая тех, кому достались «ковидные» надбавки, получали зарплаты меньше 25 тысяч рублей.

«СП»: — А на каком уровне идет этот «слом»? Какое звено вертикали власти отваживается не исполнять прямые поручения президента по увеличению зарплаты медикам и педагогам?

— Прежде всего, это позиция Минфина. Например, при обсуждении федерального бюджета на 2020 год в части науки, мы напомнили, что по майскому указу президента от 2012 года расходы на науку еще в 2015 году должны были составить 1,77% ВВП, причем 1% — напрямую из бюджета, а по данным на 2020 год они едва достигали 0,44% ВВП. В ответ на это замечание коллеги из Минфина нам безапелляционно заявили, что положения майского указа президента от 2012 года они собираются выполнять только к 2035 году, хотя глава государства своих указов не менял.

Исходя из сказанного экспертами, сам собой напрашивается вывод о том, что при окончательном утверждении проекта федерального бюджета ждать от российского правительства чудес в виде реально ощутимого увеличения расходов госказны на такие значимые социальные сферы, как образование и медицина, видимо, не придется. Следовательно, ни о каком росте ВВП свыше 3% говорить не приходится, более того, в вопросе выправления положения с нашим бюджетом, который сейчас стал дефицитным, следует ждать очередных секвестров с параллельным введением более жестких мер.

— В резервы залезать государство не хочет, потому что продажа валюты из Фонда национального благосостояния может укрепить рубль, что нашим сырьевым экспортерам крайне невыгодно. Отсюда я допускаю общее повышение налоговой нагрузки в 2021 году, — резюмировал Олег Комолов. — При этом оно вряд ли будет сопряжено с дальнейшей прогрессией, народу, образно выражаясь, уже «кинули кость», ответив на чаяния общества таким формальным шагом. Так что дальше мы с вами можем наблюдать и очередное повышение НДС, и очередное движение вверх границы пенсионного возраста. Эти меры озвучивались уже давно, я полагаю, нас к ним потихонечку и готовят.

Андрей Захарченко,
svpressa.ru.
Публикуется в сокращении.