Орловская искра № 30 (1208) от 25 сентября 2020 года

Новый формат — новый курс?

23 сентября 2020 года президент России В. В. Путин встретился с российскими сенаторами и выступил перед ними. Это стало одной из главных внутриполитических новостей. «Орловская искра» попросила члена Совета Федерации Федерального Собрания (сенатора) от Орловской области, первого секретаря областного комитета КПРФ В. Н. Иконникова прокомментировать это событие.

— Это совершенно новый формат общения, который существенно поднимает роль и значение верхней палаты парламента, — говорит В. Н. Иконников. — Никогда прежде такой формат президентом не использовался. Обычно глава государства выступал перед двумя палатами Федерального Собрания, и это был, в большей степени, монолог, как во время президентского послания. Здесь же было дано слово и председателю Совета Федерации Валентине Ивановне Матвиенко.

— Чем, на ваш взгляд, этот новый формат вызван?

— Президент, в общем-то, ответил на этот вопрос, сказав в начале своей речи, что после изменения Конституции статус Совета Федерации изменился. Дословно: «Возрастает роль Совета Федерации в назначении руководителей силовых ведомств, Генерального прокурора и его заместителей, прокуроров субъектов Федерации». Кроме того, я думаю, что в сегодняшней политической конфигурации, в преддверии выборов в Государственную Думу, В. В. Путин возлагает надежды на сотрудничество со стабильно работающей верхней палатой парламента, состав которой, конечно, ротируется, но, в отличие от Госдумы, одномоментно не переизбирается. Совет Федерации в некотором смысле застрахован от сюрпризов.

В своем выступлении президент уделил внимание двум основным вопросам — трансформации конституционных поправок в законодательные акты, чтобы внесенные изменения начали работать; и подготовке и принятию бюджета 2021—2023 годов, в котором предусмотрено увеличение финансирования мер социальной поддержки семьи, детства, образования и медицины, озвученных президентом в Послании Федеральному Собранию.

— Социальные и экономические инициативы, названные президентом, симпатичны — увеличение размера материнского капитала, поддержка учителей, выделение в общей сложности порядка 40 тысяч дополнительных бюджетных мест в вузах, чтобы высшее образование стало доступней; налоговые послабления для бизнеса. Это создает ощущение заботы государства о стране и ее гражданах. Но одновременно В. В. Путин после ответного слова В. И. Матвиенко, в превосходной степени оценившей и поправки в Конституцию, и названные инициативы, добавил, цитирую:

«И одно маленькое практическое замечание, которое напрямую касается вас, тех людей, которые вас делегировали в верхнюю палату парламента России. Это касается региональных бюджетов. Меры, которые принимает Правительство Российской Федерации по консолидации бюджетных средств для решения вопросов общенациональной повестки дня, так или иначе отражаются на региональных финансах и в некоторых случаях затрагивают их таким образом, что их доходы по некоторым позициям могут сокращаться. <…> Правительство это понимает и будет оказывать точечную, адресную поддержку тем регионам, которые в этом действительно будут нуждаться».

Честное предупреждение, следует отметить. Так чего в этом смысле ждать жителями Орловской области? Сокращение бюджета, судя по всему, неизбежное, напрямую, как верно заметил В. В. Путин, коснется всех. Орловщина и так не шикует. Не придется, грубо говоря, побираться?

— Что касается Орловской области, то проект федерального бюджета мы получили, и сейчас он внимательно изучается в областном правительстве. С заместителем председателя правительства В. А. Тарасовым мы договорились, что на следующей неделе будем плотно работать, определим, что дает Орловщине федеральный бюджет, после чего сформируем согласованную позицию по балансировке бюджета и выйдем на федеральный уровень со своими поправками и предложениями. Бюджет Орловской области должен быть сбалансированным, чтобы все наши обязательства были безусловно профинансированы. Это главная задача, на которой акцентировал внимание и президент, заявив, что на федеральном уровне все социальные обязательства перед страной будут выполнены.

— Как выглядел во время выступления Путин? Я имею в виду некоторые сложности государственного управления — страну нашу со всех сторон обложили, Белоруссию чуть не потеряли. На внешнем виде и внутренней уверенности президента, по вашим ощущениям, это не сказалось?

— Нет, глава государства спокоен и четок в формулировках, как всегда. Проблема в том, что правильно поставленные задачи должны реализовываться федеральным правительством. Но и здесь, я скажу, нет повода для отчаянного пессимизма. 23 сентября в Совете Федерации первый вице-премьер А. Белоусов докладывал о планах социально-экономического развития России на ближайшие три года. Я его внимательно слушал. Ранее я слышал доклады разных вице-премьеров… И замечу: это абсолютно другой подход, у Белоусова совершенно не либеральные представления о механизмах оживления отечественной экономики и социальной сферы. Поэтому у него наверняка будут конфликты с либеральным крылом в правительстве, представленным финансовым блоком — Силуановым, Кудриным и другими.

Честно говоря, у меня есть надежда, что Белоусову удастся повернуть нашу страну на путь реального импортозамещения и создания отечественных предприятий на новой технологической базе. В. Путин в своем выступлении подчеркнул решающую роль для будущего России высокотехнологичных производств и несырьевых секторов экономики. То, что на самом высоком уровне ставят задачу обеспечить нашей стране экономический, а значит и политический суверенитет, совершенно очевидно.

Не случайно, что Валентина Ивановна Матвиенко в ответном слове сделала упор на том же, даже усилив сказанное президентом. Процитирую: «…Выбранный вектор на определенную, я, может, так сформулировала бы, здоровую государственную интровертность, ориентированность на себя, на Отечество — абсолютно верный. Это подтверждает и общероссийское голосование по Конституции… Главное, что в Конституции, что называется, забетонированы суверенитет, статус социального государства и те непреходящие ценности, которые объединяют и делают нас сильнее». Здесь много ключевых слов. Одно из них — «сильнее».

— Возможно, в этом еще одна причина нового формата общения В. Путина с сенаторами? Каждое публичное выступление президента — это, как принято сейчас говорить, мессидж. Согласованная позиция с Советом Федерации этот мессидж усиливает и в еще большей степени делает его официальной государственной повесткой. Думаю, она будет прочитана — все события показывают, что чем слабее и зависимей от внешних источников наша страна, тем наглее наши «партнеры». Полагаю, что многое из сказанного президентом и главой Совета Федерации было адресовано им.

— Конечно, и им тоже. Злоба, которая исходит от Запада в адрес России — еще одно доказательство, что мы движемся в правильном направлении, в сторону усиления своего экономического и политического суверенитета. Запад видит перспективу экономического роста России и всячески пытается его ограничить. Это неудивительно, коллективный Запад никогда не любил сильную и независимую Россию, ему не нужен конкурент, и тем более — ориентирующийся на традиционные ценности, вписанные в Конституцию, новый центр силы. Отсюда — непрекращающиеся санкции, для введения которых используется любой предлог.

— Выскажу осторожную надежду соотечественников, уставших от разочарований, что после такого общения президента с сенаторами тактика дипломатических прогибов перед Западом будет окончательно заменена политикой усиления экономической мощи нашей страны. Вы, как делегированный нами в верхнюю палату парламента, солидарны с такой повесткой?

— Конечно. Только так. Если мы хотим жить в независимой и сильной России, эта повестка обречена на то, чтобы быть востребованной властью.

Вопросы задавал
Сергей Заруднев.

Лента новостей

Отчетность