Орловская искра № 45 (1364) от 1 декабря 2023 года

«Нужно развивать всё, что работает в интересах граждан»

27 ноября на сайте Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Орловской области появилась информация:

«С 27.11.2023 исполняющим обязанности директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Орловской области назначен Константин Евгеньевич Бобраков, кандидат медицинских наук.
К. Е. Бобраков в период с сентября 2013 по март 2015 года работал исполняющим обязанности руководителя Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области без освобождения от должности заместителя руководителя Департамента. В начале 2015 года возглавил БУЗ Орловской области «Орловская областная психиатрическая больница». Также с 2011 по 2020 годы являлся научным консультантом и экспертом проектов в рамках дополнительной образовательной программы «Управление в сфере здравоохранения», реализуемой Среднерусским институтом управления — филиалом РАНХиГС в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения, образования и культуры».

В последнее время Бобраков К. Е. занимал должность советника при ректорате по медицинской научно-образовательной деятельности ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева»; по совместительству преподавал студентам медицинского института в качестве доцента кафедры здравоохранения, общественного здоровья и гигиены дисциплины, связанные с организацией здравоохранения и общественным здоровьем.

Принимал активное участие в разработке проекта закона Российской Федерации «Об обеспечении граждан Российской Федерации медицинскими товарами в амбулаторных условиях» в качестве эксперта. Законопроект сейчас обсуждается в комитете по охране здоровья Государственной Думы Российской Федерации.

В 2023 году деятельность Бобракова К. Е. отмечена Благодарностью Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации за заслуги в области здравоохранения и многолетнюю добросовестную работу и Почетной Грамотой Орловского областного Совета народных депутатов за многолетний и добросовестный труд».

Медицина в России вообще и в Орловской области в частности — это очень большая проблема. Помимо ожиданий, что эта проблема будет решена федеральной властью, необходимы, как принято говорить, усилия на местах. Про прежнего, недавно ушедшего от нас со своего поста руководителя областного Фонда обязательного медицинского страхования в этом смысле трудно что-либо сказать. Даже напрягшись, усилий со стороны прежнего руководителя ТФОМСа, направленных на улучшение дел в медицинской сфере Орловщины, вспомнить не удается. Хотя, некоторые говорят, что они были. Но большинство сомневается.

Как бы там ни было, теперь Территориальным фондом руководит другой человек. В мае нынешнего года наша газета сделала материал о К. Е. Бобракове. Он показал себя профессионалом, стремящимся решать проблемы медицины в комплексе, что, на наш взгляд, является верным подходом.
Руководитель столь значимой структуры как Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования, — это публичная фигура, которая вызывает и будет вызывать к себе интерес. В здравоохранении огромное количество узких мест, которые необходимо расшивать.

В упомянутом материале Константин Евгеньевич говорил и об этом. Мы решили повторить публикацию, изменив ее название — для тех, кто не читал или читал невнимательно, поскольку статуса руководителя орловского ТФОМСа у героя публикации тогда ещё не было.

***

Всякий, кто покупал в аптеке не только пластырь, но и дорогие лекарства, выписанные, в том числе, и по рецепту врача, посчитав расходы, наверняка задавался вопросом — а почему медицинское обслуживание в нашей стране считается и называется «бесплатным»? Стационар, оказание помощи специалистами «скорой» — это, конечно, замечательно. Но как насчет лекарств в амбулаторных условиях?

Кто-то заметит, что в советские времена при той «бесплатной медицине» аптеки тоже продавали лекарства. Это правда, однако цены тогда были другие и изумления в большинстве случаев не вызывали. В пользу сегодняшней практики говорит только разнообразие «товара», однако его стоимость порой просто повергает в шок, а небогатых граждан заставляет во имя здоровья экономить даже на еде. Такую ситуацию вряд ли можно назвать нормальной.

Сигналы, идущие из народных глубин, в апреле достигли Государственной Думы, чей комитет по охране здоровья провел в некотором роде сенсационный круглый стол, посвященный лекарственному обеспечению в России. Сенсационность его заключалась в том, что депутаты и приглашенные, среди которых были и высокопоставленные федеральные чиновники из разных министерств и ведомств, помимо прочего обсудили возможность и целесообразность введения в стране бесплатной выдачи жизненно важных и необходимых лекарств по рецепту врача в амбулаторных условиях. Иначе говоря, есть лекарство по рецепту — из этого списка, иди в аптеку и просто его получай, не тратя ни копейки собственных средств.

Сенсационность таких, даже гипотетических, практик — в их расхождении с нашей капиталистической реальностью. Хотя существуют страны, тоже далекие от социализма, где отпуск жизненно важных, необходимых лекарств, выписанных врачом, уже производится бесплатно. Не будем эти страны рекламировать.

Для Орловской области упомянутый круглый стол интересен тем, что в нем участвовал советник при ректорате «ОГУ имени И. С. Тургенева» по медицинской научно-образовательной деятельности, кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены медицинского института «ОГУ имени И. С. Тургенева» Константин Евгеньевич Бобраков. Он — один из авторов законопроекта, который выше был назван сенсационным, и который в случае превращения его в полноценный закон, позволит ввести в России бесплатное лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях абсолютно для всех граждан — без деления их на льготников и не льготников, как сегодня.

Разумеется, в Думу, на круглый стол комитета по охране здоровья, орловец попал не просто так, то есть, не зашел со словами: «Ребята, у меня есть интересные идеи!». Хотя интересные идеи и даже наработки, основанные на кропотливом анализе данных, у К. Е. Бобракова действительно есть. Он не прячет их от общественности и регулярно озвучивает на форумах самого разного формата, в том числе, весьма представительных.

Например, рассказывает сам Константин Евгеньевич, то, что он предлагал, делясь своим мнением по поводу лекарственного обеспечения в России, на круглом столе в апреле этого года, он же докладывал два года назад на форуме КПРФ в Орле, где и познакомился с депутатом Госдумы от компартии А. В. Куринным, одним из авторов упомянутого выше законопроекта.

На самом деле, проект закона гораздо шире только лишь предложения сделать амбулаторное лечение (в части обеспечения жизненно важными и бесплатными лекарствами по рецепту врача) бесплатным для всех. Проблем в лекарственном обеспечении — море: механизм закупок, пресловутая монетизация, когда льготник может отказаться от лекарства в пользу его финансового эквивалента, то есть взять эти деньги и потратить их по своему усмотрению. Например, пошутил я, на сигареты. А почему бы и нет, если расходование средств никто не контролирует? Возникает в связи с такой схемой расходования денег, выделенных на охрану здоровья, резонный вопрос — причем здесь вообще медицина?

Есть и другая интересная тема. В Российской Конституции, рассказывает К. Е. Бобраков, существует ст. 72, п. «ж», мало кому известный. Смысл его в том, что координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение в субъектах Российской Федерации, находится в совместном ведении субъектов и федеральной власти.

И — чем богаче и устойчивее субъект с точки зрения экономики, тем больше он может себе позволить в развитии системы здравоохранения. В этом есть и плюсы, и минусы. Самый существенный минус — неравенство регионов, их возможностей. Плюс, продолжает советник при ректорате «ОГУ имени И. С. Тургенева» по медицинской научно-образовательной деятельности, заключается в том, что в рамках закона, прописанного в Конституции, регион в качестве равноправного партнера с федеральной властью может улучшать имеющуюся и предлагать иную систему здравоохранения, выходить с любыми предложениями. В сфере закупок лекарств, например, Москва уже перешла на новые методы, осуществляя своеобразный пилотный проект, который, убежден участник круглого стола, наверняка было бы полезно изучить и в регионах.

К. Е. Бобраков мою реплику о том, что нет ничего проще, чем советовать, предварил собственным замечанием, что является убежденным сторонником правила: если что-то предлагаешь, будь готов делать это сам. Собеседник заметил, что готов и предлагать, и делать, хотя и не находится внутри системы здравоохранения, но находится рядом — в системе медицинского образования, а в системе регионального здравоохранения неплохо разбирается, поскольку ею руководил.

Тема лекарственного обеспечения, продолжил он, многообразна. Она непрерывно развивалась более 30 лет, многое было сделано, но и накопилось масса противоречий и проблем. Настало время поменять парадигму в этом вопросе — прежде всего, сделать бесплатными все необходимые гражданам лекарства.
К. Е. Бобраков не разделил моего пессимизма, вызванного неверием в способность и, главное, желание капиталистической системы трансформироваться в сторону удовлетворения общественных нужд и гуманизма, заметив, что изменения в стране происходят в том числе и под влиянием общества, а не только по желанию власти.

Например, суммировал свои профессиональные наблюдения в этой части советник при ректорате «ОГУ имени И. С. Тургенева», в 90-е годы, когда новая система здравоохранения только формировалась, робко ставили вопрос хоть о каком-то льготном лекарственном обеспечении. Но капля камень точит — и «появилось 890-е постановление Правительства. После этого — 178-й федеральный закон дал возможность федеральному бюджету помогать регионам, появились федеральные льготники. В нулевые стали обеспечивать пациентов из числа высокозатратных нозологий и орфанных (редких) заболеваний.

В десятые годы расширялась программа обеспечения пациентов из числа высокозатратных нозологий. В их число вошли 7 орфанных заболеваний. Сейчас в этих списках 14 нозологий».
То есть система здравоохранения пошагово продвигается к обеспечению бесплатного амбулаторного лекарственного обеспечения, — делает вывод К. Е. Бобраков. — Система постепенно «раскрылась» для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, когда, не взирая на статус (льготник — не льготник), необходимыми препаратами в течение двух лет обеспечиваются все пациенты из числа переживших так называемые сосудистые катастрофы.

Ковидная история была в этом смысле показательна, — делает акцент собеседник. — Заболевших бесплатно обеспечивали всеми необходимыми лекарствами вне зависимости от наличия льготного статуса. Но в целом, — соглашается К. Е. Бобраков, — сегодня происходит сегментация в амбулаторном лечении: льготники обеспечиваются лекарствами за счет средств федерального или регионального бюджета, а не льготники — за счет собственного кармана.

И мы возвращаемся к тому, с чего начали: даже если вам выписали рецепт, и вы не льготник, или отказались от натуральной льготы, не факт, что вы купите лекарство и вообще будете лечиться. Не купите, потому что у вас банально может не хватить денег. А не будете лечиться — ухудшится ваше здоровье. Следующий шаг — стационар или неотложка с последующим стационаром. И государство все-таки потратит на вас средства, которые не захотело тратить путем предоставления возможности бесплатно получать лекарства в аптеке по рецепту врача.

Таким образом, можно сделать вывод, что круглый стол комитета Госдумы по охране здоровья вызван не только гуманистическими соображениями, но и чистым, понимаемым не в циничном, а в экономическом смысле, расчетом. Или, как говорят специалисты-медики, в политике здравоохранения исходить нужно из того, что «первичная медико-санитарная помощь является основой системы здравоохранения, а лекарственное обеспечение при ее оказании — неотъемлемой и важнейшей частью всего лечебного процесса».

Похоже, эта несложная мысль нашла или находит понимание на самом верху российской власти, если, по рассказу К. Е. Бобракова, участника события, на круглый стол, где обсуждалась возможность бесплатного амбулаторного лечения для всех граждан России, а не только для некоторых категорий льготников, прибыли зам. министра здравоохранения, зам. руководителя Фонда обязательного медицинского страхования, руководитель федерального казенного учреждения, занимающегося планированием и обеспечением лекарственными препаратами, а также многие другие достойные лица, которые в унисон говорили о том, что коль страна идет по пути обеспечения доступности лекарств, надо обсуждать и возможность полного бесплатного лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях.

Загвоздка или, скажем так, проблема в подобных случаях всегда одна: цена вопроса и схема реализации идеи.

К. Е. Бобраков: «Чтобы все жители России могли рассчитывать на бесплатное лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях по списку жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов по рецепту врача, нужно к тому, что уже есть в смысле льготного лекарственного обеспечения, прибавить еще порядка полутриллиона рублей».

Отсутствие на круглом столе представителей Министерства финансов усиливает мое сомнение в скорой реализации задумки, но один из авторов законопроекта К. Е. Бобраков не видит в отсутствии на форуме высокопоставленных финансистов ничего страшного: «Сначала должны договориться представители медицинского сообщества». Мнение собравшихся специалистов в этом вопросе совпало — бесплатное амбулаторное лечение в России должно быть.

Задача, мягко говоря, не простая, и Минздрав, по словам советника при ректорате «ОГУ имени И. С. Тургенева», намерено, судя по всему, решать ее поэтапно, расширяя и увеличивая категории льготных категорий граждан. Идеал — когда льготниками станут все.

«Мы предлагаем ускорить этот процесс», — обозначил свою позицию соавтор законопроекта.

У истории есть еще один любопытный и очень перспективный аспект.
«Новый вариант лекарственного обеспечения мог бы стать разделом нового национального проекта, — обращает внимание К. Е. Бобраков. — Ведь в 2024-м году нацпроекты, которые сейчас реализуются, заканчиваются, требуется новая повестка. Как раз доступное лекарственное обеспечение и новая его схема в амбулаторных условиях могли бы такой повесткой стать. Нужно развивать всё, что работает в интересах граждан».

С. Александрович.