Красная строка № 3 (439) от 2 февраля 2018 года

«Обноски» — не объедки?

Америка России подарила пароход, С носа пар, колеса сзади, И ужасно, и ужасно, и ужасно тихий ход!

Песенка из кинокомедии «Волга-Волга» известна. Нечто подобное, но с заменой негодного парохода из Америки на негодящие трамваи и троллейбусы из Москвы может произойти и в Орле. Но если это случится, будет не смешно.

История такая. В ноябре врио губернатора А. Клычков с супругой проехал на орловском железном коне по рельсам в сторону ГРИННа, поинтересовался мнением местных жителей, нужны ли им трамваи, пришел к выводу, что нужны, и пообещал парк таковых обновить. В том же месяце председатель облсовета Л. Музалевский встречался с председателем Мосгордумы (где еще недавно работал врио губернатора Орловской области) А. Шапошниковым и обсуждал с ним возможность предоставления Орлу общественного транспорта, обслуживающего московские улицы.

В начале декабря представительная комиссия орловского ТТП уже обследовала в первопрестольном граде предполагаемые подарки. Председатель комиссии, технический директора МУП ТТП Ю. Гордюшин, члены комиссии — начальник трамвайного депо С. Кульков и начальник троллейбусного депо А. Березин, в политике, по всей видимости, разбирающиеся слабо, но в своем деле разбирающиеся хорошо, вместо договора о вечном мире и дружбе привезли из Москвы впечатления, которые оформили в виде «Акта осмотра подвижного состава».

Выдержки из него наверняка заинтересуют предполагаемых одариваемых, то есть орловцев. Документ и без того не являлся секретным, а после того как был отправлен в администрацию города, только приобрел в публичности.

Итак. «Настоящий акт составлен на основании приказа… 5.12.2017 г… В трамвайном депо им. И. В. Русакова… комиссии были предложены 15 вагонов… Все 15 вагонов КТМ 71-619К, предполагаемых для поставки в Орел, изготовлены на ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова» в период с 2001 по 2004 год… Пробег их с начала эксплуатации колеблется от 600 тыс. км до 811 тыс. км…

Выпуск этой модели прекращен в 2012 году из-за большого расхода электроэнергии (2—2,5 кВт на 1 км) и сильно устаревших конструктивных особенностей данной модели по сравнению с аналогами других заводов, а также с ее невостребованностью другими городами. Срок службы данной модели 16 лет…

На основании технической документации, межремонтного и общего пробега выявлено, что грубо нарушены сроки проведения капитальных ремонтов (каждые 300 тыс. км), то есть он либо вообще не проводился.., либо проводился лишь один раз…

На осмотр были представлены два вагона из пятнадцати («Что их смотреть? Они все одинаковые», — заключил начальник трамвайного депо). Первый вагон визуально был осмотрен на открытой площадке на отстое… Уже больше месяца находится на ремонте (проблемы с отоплением салона, необходимо менять проводку)… Элементы кузова, тележек и агрегатов имеют значительную коррозию металла, переходящую в сквозную… Салон обшарпанный — это мягко сказано. Элементы пола частично разрушены гнилью и коррозией, сиденья затерты и грязные, резиновые уплотнения на стеклах частично разрушены».

Осмотр второго вагона комиссию также не вдохновил. А посему она пришла к выводу о нецелесообразности поставки в Орел «подарочных» трамваев КТМ 71-619К, дополнив вышеизложенное следующими аргументами:

— эксплуатация трамваев без проведения капитального ремонта запрещена в соответствии с техническим регламентом содержания и ремонта подвижного состава;

— ремонтная база в орловском депо полностью отличается от ремонтной базы Усть-Катавского завода, что потребует дополнительных финансовых вложений для организации новых участков и их обслуживания;

— требуется закупка полностью отсутствующих запасных частей, нового оборудования и изготовление нестандартного оборудования;

— «подарочные» трамваи, использующие устаревшую (в отличие от электронной) систему пуска, в 2—2,5 раза уступают по экономичности вагонам «Уралтрансмаша» и потому дополнительным бременем лягут на экономику ТТП, так как основная строка расходов предприятия — оплата именно электроэнергии.

Осмотр троллейбусов в троллейбусном парке № 8 оказался еще интереснее.

«Представленные для осмотра 13 троллейбусов располагались на открытой площадке и были частично занесены снегом… Данные троллейбусы не эксплуатируются с июня-августа месяца и предназначены для передачи в другие города… Из 13 троллейбусов только одному… был проведен капитальный ремонт, остальные эксплуатировались на износ в нарушение существующих правил эксплуатации… В связи с невозможностью постановки машин на смотровую канаву осмотр элементов подкузовного оборудования (мостов, двигателей, компрессора) не проводился…».

Вывод комиссии после посещения троллейбусного парка № 8 полностью совпадает с заключением той же комиссии, побывавшей в трамвайном депо им. И. В. Русакова — специалис­ты ТТП пришли к твердому убеждению, что перевозить в Орел и эксплуатировать там бэушную технику нецелесообразно.

Еще несколько слов о частностях, цитата из акта осмотра: «Предполагаемый для поставки подвижной состав снят с производства: трамвай КТМ 71-619К в 2012 году, троллейбусы ВМЗ-5298 в 2009 году и Тролза-6206 «Мегаполис» сочлененный в 2011 году как невостребованные».

А это уже цитата из повторного письма в адрес главы администрации г. Орла А. Муромского, куда неделей раньше ушел акт осмотра: «Перед доставкой предлагаемых Москвой 28 единиц техники в город Орел 27 единицам необходимо обязательно провести капитальный ремонт на специализированном предприятии.

Стоимость капитального ремонта колеблется от 4 млн. рублей до 5,5 млн. рублей (свои услуги предлагает Вологда). Трамваю данной модификации на данный момент никто капитальный ремонт не делает».
В отсутствие капитального ремонта, напоминает гендиректор МУП ТТП А. Коровин, подписавший бумагу, выпуск на линию трамваев и троллейбусов категорически запрещен.

Значит — доставка троллейбусов трейлером из Москвы в Вологду, из Вологды — в Орел, оплата ремонта плюс прелести эксплуатации, выливающиеся в такую копеечку, что комиссия ТТП, побывавшая в Москве, делает в акте осмотра очень любопытный вывод: «Поставка предлагаемого устаревшего подвижного состава.., переоборудование трамвайного и троллейбусного депо повлечет за собой большие финансовые вложения, которые при существующем финансировании из городского и областного бюджетов могут привести предприятие к банкротству».

Интересный вывод, правда? Орловские областные и городские власти приучили ничему не удивляться. Случиться может все, что угодно. ПАТП-1 уже банкрот.

Ну и о главном, если хотите. Люди в Орле, видимо, второго сорта, если их приучают радоваться «обноскам» из Москвы. Да еще таким обноскам, на ремонт которых придется тратить бюджетные средства. С питанием в областном центре тоже у значительной части населения — не очень. Есть и такие, кто просто голодает. Может, порадуем их объедками? Хотелось бы, чтобы город развивался, а не доживал кое-как. Говорил же врио что-то о высоких стандартах. Это они и есть?

Сергей Заруднев.