Орловская искра № 44 (1265) от 26 ноября 2021 года

Официальный отзыв фракции кпрф в Орловском областном совете на проект федерального закона № 17357-8

«О внесении изменений в федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в части введения некоторых ограничительных мер в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции).

В Орловском областном Совете народных депутатов рассмотрен представленный проект федерального закона.

Законопроектом предлагаются изменения, направленные на урегулирование порядка предоставления гражданам услуг в случае распространения новой коронавирусной инфекции, а также порядка уведомления физических лиц о результатах исследований на наличие возбудителя новой коронавирусной инфекции, в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.

Так, законопроектом предлагается Федеральный закон дополнить статьей 311 «Порядок оказания услуг в случае угрозы распространения новой коронавирусной инфекции», предусматривающей в частности установление перечня мероприятий и объектов, а также порядка допуска граждан на эти объекты с учетом наличия медицинской документации, подтверждающей наличие профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции, медицинского противопоказания к проведению профилактической прививки и (или) перенесенное заболевание инфекцией, а также документа, удостоверяющего их личность.

Также законопроектом предусмотрен отдельный порядок допуска на мероприятия и объекты военнослужащих, приравненных к ним лиц, иностранных граждан, привитых незарегистрированными в Российской Федерации вакцинами.

Отдельно предлагается установить порядок посещения мероприятий и объектов при отсутствии у граждан (за исключением военнослужащих и приравненных к ним лиц) соответствующей медицинской документации, который будет определяется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно.

Одновременно предлагается установить и порядок допуска граждан на федеральные объекты.
Кроме того, предлагается Федеральный закон дополнить статьей 331 «Порядок уведомления физических лиц о результатах исследований на наличие возбудителя новой коронавирусной инфекции в случае угрозы возникновения и распространения такого инфекционного заболевания», предусматривающей порядок и сроки передачи сведений о результатах исследований на наличие возбудителя новой коронавирусной инфекции методом полимеразной цепной реакции от лаборатории, проводящей такие исследования, в личный кабинет гражданина в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Также законопроект преду­сматривает дополнение статьи 35 Федерального закона положением, согласно которому финансовое обеспечение проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции, при распространении которой применяются мероприятия, указанные в статье 311 настоящего Федерального закона, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

При этом статью 51 Федерального закона, регламентирующую полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей, предлагается дополнить положением, в соответствии с которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при получении предложений данных врачей обязаны в трехдневный срок принять меры, указанные в данных предложениях, или направить главному государственному санитарному врачу Российской Федерации свою позицию по полученным предложениям. В этом случае главный государственный санитарный врач Российской Федерации принимает необходимые меры реагирования.

Вместе с тем предлагаемые законопроектом изменения противоречат ряду статей Конституции страны и действующему законодательству Российской Федерации.

Так в части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».

Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Однако, ни одним законодательным актом не определены критерии, в соответствии с которыми могут быть ограничены конституционные права граждан России. Также законодательно не определена степень достаточности или избыточности этих ограничительных мер.

Согласно части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации установлено, что «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а в части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации закреплено, что «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

Рассматриваемые Законопроекты ограничивают указанные конституционные права граждан на перемещение и на труд (например, увольнение тех граждан, кто не прививается в сфере услуг, образования, торговли и т.п.)

В части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что: «Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам». Однако, рассматриваемый законопроект, вводящие ограничительные меры против граждан, которые используют свое конституционное право отказаться от прививки, нарушают:

пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 года № 157-ФЗ  «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней, которым устанавливается право граждан на отказ от профилактических прививок, а также положения части 2 статьи 11 указанного Федерального закона, в которой сказано, что «профилактические прививки проводятся только при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина.».

Если же гражданина Российской Федерации любым способом вынуждают подписать согласие на прививку (например, путем угрозы потери работы) — добровольным согласием оно являться не может.

Согласно части 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.». Поэтому требование предоставлять сертификаты (QR-код) о вакцинации, предъявлять паспорт вместе с результатом ПЦР-теста перед входом в кинотеатр, музей, кафе и т.д. нельзя считать законными. Федеральными законами охранники в торговом центре или контролеры в театре, на транспорте и т.п. не наделены правом проверки документов граждан, содержащих их личные персональные данные.

Требование о предъявлении в общественных местах сведений о вакцинации, о результатах ПЦР-тестов противоречит статье 13 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья и граждан в Российской Федерации», которая гласит, что: «Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну».

Кроме того, разве не является дискриминацией проводимая политика в отношении граждан Российской Федерации в возрасте старше 65 лет, когда им предписывают оставаться дома, лишая их возможности доехать до медицинского учреждения для лечения и т. д.? Разве не дискриминация — лишение права на труд лиц, которые не хотят прививаться, а дистанционно не могут по многим причинам осуществлять свои трудовые функции?

Учитывая вышеизложенное, фракция КПРФ в Орловском областном Совете народных депутатов не поддерживает внесенный Правительством РФ законопроект № 17357-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в части введения некоторых ограничительных мер в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции).