Орловская искра № 28 (1249) от 30 июля 2021 года

Они морковь давно покупали?

Чиновники говорят, что цены в России за год выросли всего на 6,5%. Почему официальная инфляция отличается от нашей личной

Что случилось?

В июне годовая инфляция в России составила 6,5% — настолько выросли цены по сравнению с июнем 2020 года. После этого инфляция прекратила рост, и первые две недели осталась такой же. При этом Центробанк хочет, чтобы за 2021 год в целом инфляция выросла не больше, чем на 4% — и эта цель остается неизменной.

Но и сами чиновники признают, что как потребители ощущают рост цен совсем по-другому. «Я, как и все, хожу в магазины и для себя я как человек вижу рост цен никак не меньше 10%», — признался недавно директор департамента исследования и прогнозирования ЦБ Александр Морозов на финансовом конгрессе, обсуждая проблему инфляции.

Даже Владимира Путина уже тревожит подорожание продуктов из так называемого «борщевого набора».

Так насколько на самом деле выросли цены в магазинах?

Сильно. Морковь с начала года подорожала уже на 151,89%, картофель на 80,42%, капуста на 88,69%, куры на 15,19%. Очень заметно — больше, чем на 50% — подорожали стройматериалы — древесные плиты и доски, металлочерепица. Продолжают расти цены на бензин и многие другие товары.

И почему власти тогда говорят о такой низкой инфляции?

Проблема в том, что власти, при оценке, учитывают цены на многие товары, которые могут вообще не интересовать значительную часть граждан.

В потребительской корзине России сейчас учитывается 556 товаров и услуг, для расчета инфляции всем им присвоен определенный вес. Информацию по ценам Росстат собирает из 282 городов, по более 82 тысячам торговых точек.

Но для каждого конкретного человека актуально не больше трети этих товаров и услуг из потребительской корзины, поэтому персональная инфляция всегда отличается от официальной.
«Личное ощущение инфляции основано на том, что мы, в первую очередь, фиксируем внимание именно на подорожании товаров, не обращая внимания на стоящие на месте и даже снижающиеся цены», — объяснял на том же финансовом конгрессе председатель Росстата Павел Малков.

Может, надо поменять состав корзины, чтобы все стало адекватнее?

Это могло бы сделать картину адекватнее, но, к сожалению, изменения потребительских привычек в корзине учитываются небыстро. Только в прошлом году Росстат убрал из потребительской корзины кнопочные телефоны, меховые шапки и ковры, зато добавил онлайн-кинотеатры, каршеринг и медицинские маски. В корзине россиянина все это время остаются и туристические поездки в Турцию, Грецию, ОАЭ, Испанию и на Таиланд, экскурсии во Францию, Германию, Финляндию и по городам Европы.

При этом важно помнить, что в потребительскую корзину входят самые разные вещи. Например, памперсы и игрушки, металлочерепица и автомобильные шины, уголь и дрова или, например, стоимость изготовления гроба. На жизни многих людей изменения цен на эти товары никак не отразятся, но для кого-то они важны. Поэтому менять корзину приходится осторожно, а индекса, который идеально бы отражал восприятие ситуации всеми группами населения, все равно не получится.

По словам председателя Росстата Павла Малкова, рассчитываемый в России индекс потребительских цен должен отражать не потребление отдельного человека, а ценовые процессы в экономике, и с этой задачей он справляется. Расчеты российского индекса, как утверждает Малков, соответствуют международным стандартам и «регулярно проходит оценку со стороны МВФ».

Проблема в том, что эти расчеты на самом деле годятся для оценки ситуации в целом и не очень подходят для того, чтобы говорить об изменении благосостояния конкретных людей.

А можно как-то точно рассчитать, насколько выросли цены на то, что покупаю лично я?

Да. На сайте «Финансовая культура», сделанном сотрудниками ЦБ, есть довольно удобный калькулятор персональной инфляции с учетом специфики регионов. Для примера там подсчитан «индекс окрошки»: для Москвы в апреле этот индекс составил 6% — на столько подорожала московская окрошка за год.
Председатель Росстата Малков советует еще коллекционировать чеки или вести таблицу на основе своей потребительской корзины — и отслеживать цены по нужным позициям на сайте Росстата.

Всё равно непонятно, почему продукты так сильно дорожают…

Это мировой тренд. Продовольствие в России, как и во всем мире, дорожает быстрее других товаров еще с прошлого года.

В феврале 2021 года «Bloomberg» писал, что цены на продовольствие в мире достигли шестилетнего максимума из-за пандемии, последующего роста спроса со стороны Китая и случившегося в прошлом году коллапса на рынке контейнерных перевозок (тоже из-за пандемии).

Мировые цены отслеживает Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO). Она ежемесячно рассчитывает индекс цен на корзину продовольственных товаров, куда входят зерно, мясо, молоко, растительное масло, крупы, кофе и другое продовольствие. Индекс FAO непрерывно рос с мая прошлого года, только в июне 2021 года он немного понизился, но все равно цены на 34% выше, чем год назад.

В результате потребительские цены очень быстро растут и в США — годовой показатель поднялся до максимального уровня с июля 2008 года и составил 5,39%. С опережением прогнозов растет индекс потребительских цен в Великобритании: в июне он составил 2,5% год — за счет продовольствия, топлива и одежды.

Вы хотите нас убедить, что в России не хуже, чем на Западе?

Не хотим. Для россиян дорожающее продовольствие — более чувствительный фактор, чем, например, для европейцев. Большинство семей в России тратит на еду более 40% семейного бюджета, пишет профессор Чикагского университета Константин Сонин, а значит, для них персональная инфляция гораздо выше, чем называемые ЦБ цифры.

Оценку инфляции по ощущениям людей (она называется «наблюдаемая инфляция») мониторит Центробанк. В июньском докладе ЦБ сказано, что прошлогоднюю инфляцию в 3,5% люди чувствовали, как 9,6%. В свежем июльском опросе этот показатель еще хуже — сейчас люди оценивают годовую инфляцию уже в 16,5%. Почти всю первую десятку товаров, очень сильно подорожавших за прошедший месяц (по мнению людей), занимают продукты, лекарства и услуги ЖКХ.

И что будет дальше? Цены продолжат расти?

Видимо, да. Нынешние 6,5% — не пик инфляции, признается ЦБ в бюллетене о трендах от 14 июля: «Вероятно, ее пиковое значение еще не достигнуто, учитывая инерцию инфляционных процессов и значительную задержку в их реакции на процесс нормализации денежно-кредитной политики»

А делать с этим власти что-то собираются?

Да. Чтобы сбить темпы инфляции, Центробанк 23 июля поднял ключевую ставку сразу на 100 базисных пунктов (или один процентный пункт), то есть с 5,5% до 6,5%. Это максимальный рост ключевой ставки, и ЦБ применяет его именно чтобы бороться с инфляцией — впервые с 2014 года.

Ключевая ставка напрямую влияет на инфляцию: чем ставка выше, тем дороже становятся кредиты и выгоднее — депозиты (то есть хранить деньги в банках). В результате потребление замедляется, спрос на товары падает и рост цен тормозится.

«Своим решением повысить ключевую ставку на целый процентный пункт Банк России посылает сильный сигнал о том, что он воспринимает инфляционные риски очень серьезно и не будет скупиться в борьбе с ними», — считает профессор РЭШ Константин Егоров.

Но, опять же, важно помнить, что это касается цен в целом, а не конкретных групп товаров, в том числе самых важных. Кроме того, Егоров предупреждает: рост ставки «неминуемо повышает стоимость заимствований не только для частного бизнеса, но и для российского правительства. Это ограничивает его возможности по выпуску гособлигаций, что, в свою очередь, может привести или к снижению госрасходов, или к повышению налоговой нагрузки».

Татьяна Лысова.
«Медуза», 24 июля 2021 г.

(Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента).

Лента новостей

Отчетность

самые читаемые за месяц