Орловская искра № 11 (1189) от 27 марта 2020 года

Почему 65 работников ТТП вышли из «Единой России»

65 человек — работники Орловского ТТП — слесари, водители, начальники подразделений, люди разных профессий и должностей — написали заявления о выходе из «Единой России», прикололи их к партбилетам с медведями и отослали в «штаб-квартиру» «Едра» в Заводской район, по месту прикрепления ТТП.

Написали заявления о выходе транспортники давно, еще когда власть снимала с должности А. Я. Коровина, а лидер партии (местного разлива) председатель облсовета Л. С. Музалевский самолично приезжал на подыхающее предприятие и успокаивал собравшихся, обещая много и убедительно. Дескать, не беспокойся, рабочий люд, я сам вышел из низов, знаю ваши проблемы, разберемся, всё будет тип-топ. Народ мрачно послушал, подождал, увидел, что опять навешали лапши на уши, и в отчаянии, демонстрируя, что не верит никому и ничему, а власти в особенности, начал из партии этой власти выходить. Делалось это стихийно — один написал, другой, ещё группа. Набралась целая стопка заявлений. Они долго лежали в ТТП…

А когда заявление о выходе из «Единой России» написал Ю. В. Гордюшин, ставший на место А. Я. Коровина после победы на конкурсе и поддержанный предприятием (сам проработал на нём много лет, начав со слесаря и поднявшись до зам. генерального), заявления и полетели — в Заводской район, партийному районному едроссовскому начальству, чтобы не сомневались — вышли!

Что же происходит с Орловским трамвайно-троллейбусным предприятием? Да то, что происходило несколько последних лет — ТТП, о социальной значимости которого не устают вещать власти большие и малые, медленно, но верно загибается, несмотря на заверения властей — больших и малых, что они, власти, такого кошмара никогда не допустят. Народ почему-то не верит.

И это «почему-то» имеет под собой, следует признать, железобетонные основания.

А. Я. Коровин, которого многие не любили за особенности характера, держал вверенный ему объект на плаву благодаря, прежде всего, своей наглости и упёртости, выразившихся в том, что генеральный подал в суды на федеральные структуры, задолжавшие ТТП, и суды эти выиграл. Пришли деньги, они позволили погасить долги, закупить запчасти, словом, подышать ещё какое-то время. Разумеется, помогали предприятию держаться дисциплина, отлаженный график работы и золотые русские люди — сотрудники предприятия, готовые работать честно и за очень небольшую зарплату в надежде, что власть воздаст им сторицей, ценя такую вот их покладистость и невзыскательность. Ну, привык наш народ просто работать, профессионально делать свое дело, не ища хитрых ходов. К сожалению, такая философия сегодня плохо оплачивается.

А. Я. Коровин в своей борьбе дошел до того, что подал в суд даже на администрацию области, задолжавшую ТТП за провоз льготников по единому социальному проездному. Схема простая: тариф сегодня — 20, стоимость поездки по ЕСПБ — от 8 до 11 рублей, разницу возмещает областной бюджет. Не возмещает — убытки повисают на предприятии и тянут его на дно.

Не доплачивает область в месяц миллион, два миллиона… И длится эта бодяга с 2014 года. Коровин пошел на родное областное правительство… Я его понимаю. Сдохнет ТТП — на площади Ленина, 1, может быть, повздыхают, даже венок пришлют, а у директора за спиной — тысяча без малого человек.
Иск он выставил на 56 млн., тогда было столько. Дело, рассказывают, практически уже было выиграно, нужно было, фигурально выражаясь, прийти на заседание и получить деньги. Но Коровину передали, как уверяют, «с самого верха» настойчивую просьбу на заседание не ходить, пообещав долг МУПу отдать без скандала.

И «кинули»…

А. Я. Коровина, убранного за строптивость и «по совокупности причин», сменил Ю. В. Гордюшин. Знаю достоверно — Юрий Викторович, технарь до мозга костей и ни на грамм — политик, не хотел этой должности, его упросил коллектив.

Поездил Гордюшин на заседания в центре Орла, послушал пустую болтовню. Ничего не меняется, ТТП уверенно идёт на дно. Невозможно транспортному предприятию работать без заработанных денег, а их не отдают.

Долг областного бюджета по ЕСПБ достиг тем временем более чем внушительной суммы в 97 млн. рублей.

Гордюшин плюнул на политес и тоже подал на родное областное правительство в суд, оформив иск уже на новую, подросшую со времен Коровина сумму.

Казалась бы — проблема давно рассмотрена, схема не изменилась, осталось прийти за деньгами. Ан нет… Арбитраж одного хочет заслушать, другого, процедура закрутилась по новой.
На предприятии решили: понятно, власти дешевле «нас под нож пустить, чем рассчитаться».

Совершенно неожиданно на ТТП нарисовалась новая тема — автобусная. Точнее, нарисовалась она не сама, за кисть взялась муниципальная власть. Директора начали таскать на заседания и принуждать (настоятельно советовать) загнать в троллейбусное депо автобусы.

В самом деле, почему не затащить на троллейбусную парковку автобусы и не начать на них зарабатывать?

Но чтобы ТТП вышло на конкурс маршрутчиков, нужно, как минимум, быть платежеспособным и располагать соответствующим транспортом. Ни одного, ни другого на трамвайно-троллейбусном предприятии нет. ТТП на картотеке, его счета заблокированы еще в августе 2019-го года.
Дважды в месяц МУП выдает зарплату, а собранное за перевозку с заблокированных счетов тут же слизывают энергетики — они в очереди первые. За ними — налоговики. Налоги копятся, но их заплатить нельзя, поскольку со счетов всё забирают энергетики.

У налоговой кончается терпение, теперь уже она арестовывает счета ТТП, и предприятие начинает платить налоги, а энергетиков — побоку. Налоговики отстают, и очередь вновь меняется. В такой весёлой карусели ТТП и живет, а общая сумма долга продолжает расти!

За энергию МУП задолжал более 60 млн. рублей. Областной бюджет, в свою очередь, должен МУПу порядка 100 млн. Простой люд на ТТП почесал репу, посмотрел на своё нищее житьё-бытьё и грешным делом подумал: а не хочет ли власть обанкротить ТТП? Ведь проще заплатить из бюджета 60 млн. энергетикам, чем отдать 100 млн. МУПу. Ничего, как говорится, личного, чистая математика. И попробуйте людей переубедить.

Автобусная тема между тем не утихала. Но что это за автобусы, ломали на электротранспортном предприятии голову, где их брать? Загнать частников под свою крышу и делать вид, что ТТП участвует в конкурсе? И за этих же частников отвечать — за то, что они не соблюдают график, не ездят в вечернее время… Раньше за это отвечал город, теперь будет МУП? Частнику что-то не понравилось — он развернулся и ушел, но маршруты, как бы выигранные на конкурсе, останутся ведь за ТТП. И что тогда делать? Какой вменяемый директор пойдет на подобную авантюру? И, главное, зачем частникам МУП? Зачем им нужен посредник между ними и их деньгами?

Но должно же быть какое-то объяснение этой автобусной лихорадке! Началась конспирология.
Заговорили так: будет новая губернаторская маршрутная схема. По ней трехзначные (пригородные) маршрутки уберут из города, в котором они, в общем-то, и зарабатывают. Поэтому влиятельные хозяева «трехзначных» решили затащить свои автобусы под крышу ТТП, чтобы заявиться на городской конкурс в новом муниципальном обличии с соответствующими преференциями. При этом ТТП им лучше, конечно, обанкротить, создать какое-нибудь АО. Зачем, в самом деле, брать на себя какие-то трамвайно-троллейбусные долги? И попробуйте убедить работников ТТП, что и эта версия не имеет права на существование.

Тем более, что в кулуарах здания на Пролетарской горе, 1 регулярно повторяются мантры: трамваи будут ходить, пока не закроется на ремонт Красный мост. Затем движение по рельсам останется только на коротком плече от трамвайного депо до «Химмаша». Ремонт продлится года два–три, за это время пассажиры из трамваев уйдут и о трамваях забудут. А троллейбусы вообще убыточны! Им нужны контактные сети, опоры, тяговые подстанции, кабельные линии… Трамваям, кстати, тоже! А автобусу — только заправка. Сопоставьте расходы!

И как убедить работников ТТП, которые за смешные деньги всё еще водят троллейбусы и трамваи, надеясь, что власть одумается и повернется к ним лицом, что их предприятие не хотят пустить под нож? Версии, говорите? Опровергните их другими версиями. На ТТП работники так заявляют: банкротить нас в открытую у власти мужества не хватает, ждут, когда сами «дойдём».
Хотелось бы их разубедить, но аргументов нет. Нет их и в ТТП. Лучший аргумент — погашение областной властью своего долга. Долг не погашен.

Неудивительно, что появился новый слух — из троллейбусного депо хотят сделать отстойную площадку для утилизации списанных московских автобусов. В Орел якобы со дня на день пригонят 50 «убитых» московских ЛиАЗов, чтобы столице самой не тратиться на их утилизацию. Возраст транспорта — десять лет. По столичным меркам — рухлядь. Но по Орлу, подремонтированные, ещё могут побегать. Москве — выгода, Орлу — как бы благодеяние. Являются ли «объедки» благом — вопрос, но, говоря строго, объедки ведь тоже съедобны.

В ТТП любую версию рассматривают всерьёз — это же их предприятие. О «подарке»… Даже выводя за скобки тему качества, проблемой остается технология его принятия. При заблокированных счетах и непогашенном долге присланные автобусы будут немедленно арестованы. Переписала же недавно налоговая в ТТП все трамваи, троллейбусы и даже контактную сеть, чтобы, надо думать, должник не утаил что-то от бдительных кредиторов.

«Убитые» автобусы в счет погашения долга? Смелая схема. Только кому рухлядь нужна, кто ее купит?
В ТТП всё очень серьёзно считают. Хорошо, допустим, автобусы пригнали. Чтобы их выпустить на линию, необходимо, как уже было сказано, погасить кредиторку, заплатить страховку ОСАГО, страховку пассажира, провести первичный ремонт, заменить масло, фильтры и т. д., и т. п., набрать водителей, слесарей (последних — для планово-предупредительного ремонта, капремонта и ТО). На всё это нужны деньги. А их нет. Их никто предприятию не дает. Где логика? Стали искать.

Говорят так: тему с автобусами активно продвигает муниципальная власть. Почему она усердствует? Да потому, что сроку ей осталось до сентября — очередных выборов. Вот она и старается в надежде, что областная власть, приводящая бэушные московские автобусы в Орел, послушных городских чиновников без работы не оставит, возьмет к себе. А что там будет с ТТП, никого не интересует. Убедите работников предприятия, что это не так. Попробуйте.

Это будет очень трудно сделать, и вот по какой причине. 13 марта на ТТП пришла очень интересная бумага от ООО «Орловский энергосбыт» — кредитора — с настойчивым предложением ТТП — должнику — признать себя банкротом и «утвердить временным управляющим МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» Зомитева Станислава Юрьевича — члена Ассоциации МСРО «Содействие»… с вознаграждением в размере 30 000 руб. ежемесячно».

Практически одновременно гендиректор ТТП Ю. В. Гордюшин, которому кредитор настойчиво предложил «Содействие», из интернета (!) узнает, что на его, Гордюшина, место будет назначен новый человек — депутат областного Совета А. Митин, и это «Орловским новостям» «подтвердили сразу несколько источников в правительстве Орловской области».

Депутат А. Митин известен, прежде всего, торговой активностью в районе Выгонки, а также тем, что несколько недель возглавлял МУП ПАТП-1, которое вскоре обанкротилось. Достойная смена.
Депутат А. Митин вскоре, действительно, появился на очередном заседании, посвящённом «спасению» ТТП, и даже предложил создать на базе электротранспортного предприятия единый диспетчерский пункт для частных орловских автобусных маршруток…

Худшие опасения работников МУПа начали подтверждаться.

Что тут сказать… Орловщина велика и стабильна, мало кто может сравниться с нами хоть по какому-то показателю. Это известно всем. Но всё же в пиковых, таких поганых ситуациях, как с ТТП, есть смысл отбросить лицемерие и посмотреть, как другие решают проблемы. Далеко ходить не станем, заглянем в соседний Брянск.

Там два транспортных муниципальных предприятия — автобусное и троллейбусное. Проблемы схожие. Долг МУПов составлял 92 млн. рублей на окончание 2019 года — почти наша сумма. Брянская областная власть закрыла этот долг, купила 100 новых (не списанных) автобусов, поставила их на главные городские маршруты, убрав оттуда частников и оставив проезд по социальным проездным только в муниципальном транспорте. Результат: есть деньги, порядок, МУПы на плаву. А еще у брянской власти в планах купить несколько десятков новых троллейбусов. Подчеркиваю — новых, а не старых.

Словом, посмотрели работники орловского ТТП на все эти дела, вспомнили обещания Музалевского (глава областной представительной власти!) и сдали свои едроссовские партбилеты (всё, что было) партийному начальству. Чем ещё они могут привлечь к себе внимание?

В ответ, как водится, тишина…

Сергей Заруднев.

P. S. Когда верстался номер, стало известно, что с 26 марта сего года распоряжением главы администрации г. Орла А. Муромского гендиректор МУП ТТП Ю. Гордюшин уволен со своей должности.

Лента новостей

Отчетность