Орловская искра № 6 от 15 февраля 2019 года

Реформа с душком

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» в нескольких номерах опубликовала материалы о начале так называемой «мусорной реформы». Она была запущена в 69 субъектах РФ — тех, что успели в отведенные сроки провести конкурс и определить регионального оператора, а также установить новые тарифы на вывоз мусора. Для тех, кто не успел, реформу отсрочили: для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — на три года, для регионов — на год. Орловская область, однако, оказалась в числе тех самых шестидесяти девяти…

Сообщения из регионов начали поступать уже в первые январские дни, показав, что ни местные власти, ни региональные операторы, ни население не готовы к «мусорной реформе» в том виде, в каком ее запустили. И даже в самой Госдуме оказались не слишком довольны её первыми результатами. Глава думского комитета по экологии Владимир Бурматов на заседании 15 января сказал следующее: «У нас в некоторых регионах нормативы накопления отличаются друг от друга в 500 раз. Мы с вами понимаем, что не может один человек мусорить в 500 раз интенсивнее, чем другой, но фактически, на бумаге, в квитанции, это зафиксировано».

Еще одна заявленная цель «мусорной реформы» — повсеместный переход к раздельному сбору и переработке мусора. Однако эту тему, по данным комитета, большинство регионов просто-напросто проигнорировали. «В 80% случаев (в территориальных схемах размещения отходов) нет ни слова о раздельном сборе мусора. Регионы не упоминают даже эту систему. Это значит, что в этих регионах реформа сведется к тому, что просто вместо одних ребят сваливать отходы под открытым небом будут немножко другие ребята», — заключил Бурматов.

«Солидарность» приводит такие данные о самых высоких тарифах на вывоз мусора на одного человека по состоянию на 1 января в многоквартирных / частных домах (в месяц):

Ханты-Мансийский АО — 133,4 руб. / 200,11 руб.
Тверская область — 116,81 руб. / 177, 22 руб.
Воронежская область — 165,02 руб. / 157,64 руб.
Ставропольский край — 143 руб. / 160,16 руб.
Ямало-Ненецкий АО — 151,1 руб. / 150 руб.

Самые низкие тарифы на вывоз мусора на одного человека по состоянию на 1 января в многоквартирных / частных домах (в месяц):

Республика Дагестан — 16,5 руб. / 40 руб.
Республика Башкортостан — 58,88 руб. / 35 руб.
Новгородская область — 57,39 руб. / 39,86 руб.
Алтайский край — 53,68 руб. / 61,73 руб.

Премьер-министр Дмитрий Медведев напомнил губернаторам об их личной ответственности за справедливость тарифов на вывоз мусора.

— Полнота ответственности за качество и справедливость тарифов лежит на региональных властях, на губернаторах, — заявил он на совещании с вице-премьерами и добавил, что в феврале планирует совещание с представителями регионов на эту тему. Медведев также предложил подумать над тем, чтобы включить это направление в систему ключевых показателей эффективности работы губернаторов.

Местные власти оказались меж двух огней: с одной стороны — недовольство граждан и угроза социального взрыва, с другой — нежелание региональных операторов работать себе в убыток и, как следствие, перспективы экологической катастрофы. В итоге чиновники начали спешно снижать утвержденные тарифы, вводить компенсации и субсидии для отдельных категорий населения.

Так, в пресс-службе главы Хакасии Валентина Коновалова пояснили, что цены на вывоз мусора формировались еще до вступления вновь избранного руководителя в должность, и теперь правительственная комиссия работает над пересмотром тарифов. Региональный оператор уже согласился выставлять счета в соответствии с реальными расходами по фактическим затратам. В Мурманской области в закон «О мерах социальной поддержки многодетных семей по оплате коммунальных услуг» тоже внесены изменения. Речь идет о 30-процентной компенсации. Снизить стоимость вывоза мусора потребовал врио главы Республики Башкортостан Радий Хабиров. Депутаты заксобрания Славгорода Алтайского края, где средняя стоимость вывоза мусора на семью выросла на 300%, подключили антимонопольную службу для проверки тарифов регионального оператора. В Твери губернатор Игорь Руденя назвал новые сниженные единые тарифы на вывоз мусора: вместо 116,81 и 177,22 рубля жители многоквартирных и частных домов будут платить 96,5 рубля с человека. На Ямале готовы субсидировать вывоз мусора из окружного бюджета. Для ветеранов Ямала и ветеранов труда субсидия составляет 50%. Для участников и инвалидов Великой Отечественной войны льгота стопроцентная. Семьям, воспитывающим трех и более детей, будут возмещаться 30% от коммунальных затрат. Власти Калмыкии пообещали, что тариф на вывоз мусора для жителей останется прежним. Выпадающие доходы оператора возместят из регионального бюджета.

На местах раздельный сбор мусора никак не отразился на тарифах. А министр природных ресурсов и экологии Калининградской области Олег Ступин даже считает, что в России, в отличие от всего остального мира, введение раздельного сбора мусора приведет не к снижению, а к увеличению тарифа для населения.

— Мы же не станем в один мусоровоз сваливать отходы из двух баков. Это означает, что нужно скорректировать график, увеличить количество техники, количество баков. Либо, как сейчас, стоимость аренды и покупка этих баков ляжет на управляющие компании (но они в конечном итоге все равно перекладывают это на население), либо покупка ляжет в тариф, — сказал Ступин.
Так что же нужно, чтобы основная цель реформы — раздельный сбор мусора и его переработка — была достигнута? И что этому мешает?

Как сказал вице-премьер Алексей Гордеев, «в первую очередь надо ввести на всех площадках накопления мусора контейнеры двух типов. Один из них предназначен для сухих отходов (бумага, пластик, стекло и металл), второй — для мокрых. Первая категория ТБО подлежит повторному использованию и может быть востребована в промышленности. Предполагается, что во вторичный оборот пойдет 35% ТКО».

Региональные же операторы должны наладить вывоз раздельно собранного мусора двумя видами мусоровозов в места, где отходы перерабатываются или сжигаются. Казалось бы, все просто. Однако европейские и азиатские страны, где этот процесс налажен, десятилетиями приучали своих граждан к раздельному сбору мусора и создавали соответствующую инфраструктуру.

По мнению директора группы корпоративных рейтингов АКРА Максима Худалова, без госсубсидий развитие переработки мусора нерентабельно. Проекты смогут окупиться лишь при должной поддержке правительства и на крупных полигонах, считает эксперт. Остается и еще одна проблема — убедить жителей близлежащих районов, что мусоро­сжигание не будет их отравлять.

Александр Василевский, председатель Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, считает, что регионы были не готовы к запуску реформы.

— У нас не было «пилотных» проектов. Сначала следовало изу­чить международный опыт и попытаться в течение семи, десяти лет приучать людей к раздельному сбору мусора в одном регионе. У нас равняются на Японию. Я считаю, это неудачный пример. В Японии живут японцы. Нам все же ближе норвежцы. Они 20 лет приучали людей к раздельному сбору мусора, и даже сейчас не все проблемы решены. А у нас все пытаются решить наскоком, через революцию, что плохо заканчивается.
В России накоплено уже 100-120 млрд. тонн твердых бытовых отходов, и задаваться решением мусорной проблемы, по мнению профлидера, нужно было еще позавчера.

Новые регоператоры по вывозу ТКО оказались не готовы к исполнению своих обязанностей с 1 января, в результате чего многие площадки были заполнены мусором, который в некоторых местах еще и поджигали.

Тарифы на вывоз мусора выросли в разы. А схемы, по которым они устанавливались, и нормы накопления отходов вызывают недовольство жителей и социальную напряженность в регионах. В результате губернаторы вынуждены понижать тарифы и компенсировать регоператорам финансовые потери, а отдельным категориям граждан — платежи.

Не хватает контейнеров, машин и перерабатывающих комплексов. Не введен дифференцированный тариф для «сухих» и «мокрых» отходов. И даже там, где официально приступили к раздельному сбору, зачастую отсортированный мусор сваливают в одну машину и свозят на несанкционированные свалки.
Временные полигоны, на которые разрешили свозить мусор до 1 января 2023 года, переполнены. Строительство перерабатывающих комплексов и мусоросжигательных заводов наталкивается на протесты граждан, так как среди населения не проводится достаточная разъяснительная работа и не учитывается мнение жителей о местах строительства объектов.

Для успешного запуска пирамиду «мусорной реформы» необходимо было перевернуть, считает эколог Лариса Гузова:

— Для начала пусть Минприроды вложит деньги в раздельный сбор твердых коммунальных отходов разных классов опасности, определит места утилизации, построит мусоросжигательные заводы и т. д. А вот уж потом собирайте деньги с граждан. А то очень похоже на очередной блеф.
И как следствие — 3 февраля на акцию по всей стране «Россия не помойка» вышло рекордное число граждан, протестующих против такой «мусорной» реформы.

Обзор подготовлен
Агентством печати
«Красная строка».