Орловская искра № 16 (1237) от 30 апреля 2021 года

«Рецепт» хороших дорог прост — не нужно воровать

Депутат облсовета Руслан Фрайда выбрал комитет по строительству и ЖКХ, потому что в этих вопросах разбирается профессионально, сам капитально ремонтирует дома. Дорогами занимался еще его отец, восемь лет возглавлявший орловское городское дорожное управление. В этом МУПе была своя производственная база, свои спецы, свой асфальто-бетонный завод, своя лаборатория, полный производственный цикл. В нем Руслан «варился» с молодых ногтей, пока, по словам депутата, власти не убили производство хроническим недофинансированием. Качество стало мешать быстрому «освоению» денег — и МУП, работавший по высоким стандартам, убрали.

Плохие дороги и даже отсутствие асфальта, особенно в районах области, — это позор, считает Р. Фрайда. Нет всепогодной дороги — населенный пункт умрет. Есть качественное покрытие — у деревни и села появляется шанс не только выжить, но и развиваться.

Так почему асфальтовые дороги, появившись, долго не живут?

Основных проблем три, рассказывает Руслан Фрайда. Первые две — технические: плохое качество асфальта и давно выработавшая свой срок «по­душка» — дорожное основание. Главный компонент асфальта — битум. Он постоянно дорожает, цена на него за полгода может вырасти вдвое-втрое. А подрядчик работает по смете, составленной загодя, до подорожания. Чтобы компенсировать потери, начинается экономия — в асфальт добавляют всякую дрянь: старый, пережженный битум, или просто кладут битума меньше. Не добавляет качества и система торгов, на которых побеждает тот, кто запросит минимум. Дешево, как известно, хорошо не бывает.

Но клади ты хоть распрекрасный асфальт на негодное основание, он неизбежно просядет и «поплывет», что постоянно в Орле и области происходит. Основанию орловских дорог — по 40—50 лет, они давно свое отслужили и требуют замены.

Р. Фрайда убежден — «подушки» нужно менять везде. Если в смету дорожного ремонта заложили только фрезеровку верхнего слоя и укладку нового, такая дорога прослужит максимум два-три года, после чего неизбежно рассыплется.

Третья и, пожалуй, главная причина «вечной» российской проблемы — чиновники. Система, которую они создали и представляют, «заточена» не на добросовестность, а на воровство и быстрое обогащение, «быстрое освоение средств». Это несовместимо с качеством. Значит, нужно менять систему.
Как она работает? На что, например, рассчитывает бракодел, если существуют гарантийные обязательства, исполнять которые ему придется за свой счет?

Р. Фрайда объясняет. Во-первых, недобросовестный подрядчик может исчезнуть, тогда претензии предъявлять будет не к кому. Но при вороватых чиновниках исчезать не обязательно. Хорошо сделанная дорога служит 7—8 лет. Нынешние — 2, максимум 3 года, на это время гарантии в договоре и прописываются. Когда покрытие превращается в ямы, бракоделу направляются претензии, но срок гарантийного обслуживания уже истек… В результате довольны все: чиновники, которые «в доле», негодные подрядчики. В проигрыше только те, кто дорогами пользуется, то есть все мы, и бюджет, в котором вечно пусто.

В межсезонье, продолжает Р. Фрайда, из-за перепада температур на асфальте появляются трещины. Через год они «эволюционируют» в ямы. Чтобы этого не произошло, трещины нужно проливать битумом, разумеется, качественным. Это тоже обязанность подрядчика в рамках его гарантийных обязательств. Давно вы видели, чтобы трещины на орловских дорогах проливали битумом хоть какого-нибудь качества?

Систему, ориентированную на растаскивание бюджетных средств, развращение людей и обеднение нашей жизни, может победить только организованная политическая сила.

Но и один депутат может немало. Профессионально разбираясь в проблематике, он влияет на «дорожную политику», корректирует ее, вносит поправки в бюджет, пресекает злоупотреб­ления.

Если договор на строительство или ремонт дороги в вашем населенном пункте, смета этих работ вызывают у вас сомнение, свяжитесь с Русланом Викторовичем или другими депутатами от КПРФ. Обращения не останутся без ответа, а люди — без поддержки.