Орловская искра № 44 от 15 ноября 2019 года

Резервы есть. Надо знать, где их искать

В прошлом номере (№ 43 от 8 ноября 2019 года) «Орловская искра», что называется, по горячим следам, уже начала обсуждать и анализировать Инвестиционное послание губернатора. Тогда этот документ по нашей просьбе прокомментировал член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам В. Н. Иконников. Он считает, что в целом стратегические направления развития Орловской области в послании обозначены правильно.

Но, как гласит народная мудрость, самые грандиозные схемы всегда рисуются на гладкой бумаге, а вот практически реализовывать их приходится на сильно пересечённой местности. И об этом нельзя забывать. Например, любые хорошие планы требуют финансирования. А значит, все самые добрые намерения неизбежно упираются в размеры регионального бюджета.

О том, как эти размеры можно увеличить, сегодня на страницах «Орловской искры» размышляет доктор экономических наук, профессор, декан факультета «Государственное, муниципальное управление и экономика народного хозяйства» Среднерусского института управления РАНХиГС Андрей Витальевич Полянин:

— Ключевыми источниками формирования доходной части бюджета Орловской области являются налоговые поступления. Анализ их реальных объемов свидетельствует о росте налогового потенциала региона. Так, в 2018 году по сравнению с 2016 годом он возрос на 9,6%. Увеличились и объемы налоговых поступлений в местный бюджет, при этом их рост в 2018 г. по сравнению с 2017 г. составил около 6,5%.

Увеличение по налогу на прибыль организаций составило 9,5%, по НДС — 1,4%, по НДФЛ — 6%, налогу на добычу полезных ископаемых — 31,7%, по транспортному налогу — 3,7%.
Однако, качество платежной дисциплины налогоплательщиков оставляет желать лучшего. Только в 2018 году активные меры налоговых органов позволили доначислить в бюджеты различных уровней 464,4 млн. рублей. Это как раз и говорит о необходимости проведения своевременных контрольных мероприятий и активизации работы налоговых органов по своевременному выявлению возможных налоговых нарушений.

Основное решение проблемы видится во введении системы налогового мониторинга, когда традиционные проверки будут заменены на онлайн-взаимодействие с налоговым органом. Такая система успешно реализуется в ряде регионов РФ. По официальным данным ФНС России, это позволяет сокращать затраты бизнеса на сопровождение налоговых проверок практически на 30% и способствует своевременному поступлению налоговых платежей в бюджеты всех уровней.

Ещё одним положительным моментом налогового мониторинга является дифференцированный подход к отраслевой специфике ведения бизнеса. Это наиболее актуально для Орловской области, поскольку около 11% налоговой задолженности приходится на предприятия сельского хозяйства, 29,6% — на обрабатывающие производства. Сложившаяся ситуация требует детального изучения и выстраивания согласованных мер повышения качества отраслевой налоговой дисциплины.

Далее, меры по совершенствованию региональной налоговой политики могли бы включить переход на исчисление налога на имущество организаций по кадастровой стоимости в отношении торговых центров, торговых комплексов, а также нежилых помещений, используемых для размещения офисов, объектов общественного питания, бытового обслуживания и торговли. Пока же налогообложение таких объектов осуществятся по среднегодовой стоимости, определяемой на основании данных бухгалтерского учета.
Вместе с тем, при переходе на исчисление налога на имущество по кадастровой стоимости, разумно было бы полностью освободить от уплаты этого налога субъекты малого бизнеса, применяющие специальные налоговые режимы.

Также целесообразно рассмотреть предложения по патентной системе налогообложения, которая призвана заменить собой единый налог на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов предпринимательской деятельности. Патентная система налогообложения в настоящее время рассчитана только на плательщиков — физических лиц. В связи с эти предлагаем расширить плательщиков патентной системы за счет организаций, соответствующих базовым условиям применения данного специального налогового режима. Поскольку патент вводился с целью замены ЕНВД, предлагаем распространить правила уменьшения суммы исчисленного с налоговой базы единого налога и на патентную систему, а именно предусмотреть возможность уменьшения исчисленного патента на страховые взносы с заработной платы работников, но не более чем на пятьдесят процентов. В том случае, если индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность без привлечения наёмных работников, необходимо предусмотреть возможность уменьшения патента без ограничений на сумму страховых взносов, уплаченных за себя.

Отдельный вопрос — меры по увеличению неналоговых поступлений в региональный бюджет, которые необходимо выводить на более высокий уровень. Основными статьями неналоговых поступлений в бюджет Орловской области в 2019 году являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (0,13% от всей доходной части бюджета и 7% от суммы неналоговых доходов), доходы от оказания услуг (работ) и компенсации затрат государства (0,13% от всей доходной части бюджета или 6% от суммы неналоговых поступлений в бюджет), а также штрафы, санкции, возмещение ущерба (1,55% от всей доходной части бюджета или 79% от суммы неналоговых доходов бюджета Орловской области).

Доля налоговых поступлений в бюджет Орловской области составляет порядка 98 %, а это значит, что бюджет носит скорее фискальный характер, который в значительной мере зависит от законодательства РФ, постоянно меняющихся условий, на которые часто регион не может оказать существенное влияние.
При этом доходная часть бюджета Орловской области должна пополняться неналоговыми поступлениями по таким статьям как «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности». Для этого следует рассмотреть один из элементов взаимодействия государства и бизнеса — государственно-частное партнерство и его значимый инструмент — концессию.

В национальном рейтинге регионов по позиции реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства Орловская область занимает 70 место из 85. По данным Национального центра государственно-частного партнерства, на сегодняшний день из 16 проектов государственно-частного партнерства в Орловской области лишь 3 проекта являются региональными, реализуемыми в сфере социальной инфраструктуры, остальные являются муниципальными, реализуемыми в районах Орловской области и нацеленными в основном на коммунальную инфраструктуру. Это, в частности, концессионные соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, реализуемые на территории ряда сельских поселений районов Орловской области (Орловский, Верховский, Знаменский, Хотынецкий, Шаблыкинский и др.). Объемы финансирования данных концессионных соглашений не велики (от 300 тыс. руб. до 8,1 млн. руб.).

Очевидно, что региональным властям необходимо усилить внимание к разработке инвестиционных проектов в части увеличения договоров концессии, как на муниципальном, так и на региональном уровне — и не только в ЖКХ и здравоохранении, но и в сферах образования, культуры и спорта, средств массовой информации, обращая внимание на опыт реализации таких проектов в других регионах РФ. Внедрение государственно-частного партнерства в рамках концессии будет способствовать успешной реализации основных государственных программ, действующих на территории Орловской области, способствуя получению дополнительного экономического, социального и бюджетного эффекта.
Для этого необходимо направить законодательное нормотворчество региона на создание благоприятных условий, способствующих не только пополнению регионального бюджета неналоговыми доходами, но и притоку частных инвестиций во все сферы экономики Орловской области.

* * *
С проблемой формирования регионального бюджета тесно увязано и управление долговой политикой области. Дальнейшее снижение нагрузки по государственному долгу Орловской области обозначено в инвестиционном послании качестве одной из приоритетных задач на 2020 год. Уровень долговой нагрузки на областной бюджет планируется снизить со 106,5% в 2017 году до 88,2% к концу 2019 года и до 82,7% от объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета к концу 2020 года. Это планируется обеспечить не только за счет увеличения объема налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета (в 2020 году планируется их увеличение до 21,4 млрд. рублей с приростом к 2019 году на 5,2%), но и за счет снижения долговых обязательств области с 18135,0 млн. рублей на 1 января 2019 года до 17928,6 млн. рублей на 1 января 2020 года и до 17,7 млрд. рублей (расчетные данные) к концу 2020 года. Таким образом, заявленная долговая политика региона предусматривает в планируемом периоде всё более значительное отклонение долговой нагрузки на областной бюджет от установленных бюджетным законодательством предельно допустимых значений (100% объема налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета) и переход Орловской области в 2020 году в категорию субъектов федерации, относящихся к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости.

В то же время, прогнозируемые темпы роста региональной экономики, учтенные при формировании параметров областного бюджета, не позволяют в полной мере обеспечить решение задач социально-экономического развития в регионе. В этой связи представляется целесообразным перейти к более умеренным темпам снижения долговой нагрузки, а высвободившиеся финансовые ресурсы областного бюджета направить на финансирование новых инструментов развития, обеспечивающих мультипликативные эффекты для развития экономики и социальной сферы региона. К таковым можно, например, отнести полное субсидирование за счет средств областного бюджета уплаты процентов по ипотечным кредитам для молодых семей, приобретающих первое жилье. Такая мера при относительно небольших затратах бюджетных средств будет, с одной стороны, стимулировать рост в строительном комплексе региона и смежных с ним отраслях, а с другой — позволит более эффективно решать жилищную проблему для молодых орловцев и будет способствовать достижению целей национального проекта в сфере демографии.

В январе 2017 года Президент РФ В. В. Путин указал руководству органов исполнительной власти всех уровней на необходимость активно использовать облигации — как источник долгосрочного финансирования дефицита бюджетов и инвестирования в реализацию целевых программ с целью минимизации привлечения кредитов коммерческих банков. Эта идея нашла свое отражение в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

В ноябре 2017 года Орловская область впервые использовала эмиссию облигаций суммарной стоимостью 5 млрд. руб. и сроком обращения 1825 дней, успешно разместив региональные ценные бумаги на Московской бирже «ММВБ — РТС». Стоимость этого источника (8,3%) оказалась существенно ниже, чем кредиты коммерческих банков.

Представляется, что целесообразно и дальше использовать фондовый рынок как перспективный источник государственных заимствований для снижения долговой нагрузки и финансирования инвестиций в развитие социально-экономического комплекса региона. Тем более, что в настоящее время это единственный способ привлечения средств в экономику Орловской области через эмиссию облигаций, поскольку потенциальных корпоративных эмитентов этих долговых инструментов на территории региона нет. Кроме того, снижение ключевой ставки до 6,5% снизит и стоимость облигационных заимствований.