Орловская искра № 5 (1183) от 14 февраля 2020 года

Спецоперация «Транзит»

Великая неопределенность в планах Путина и конечных целях проводимых им трансформаций продолжает мучить и политиков, и экспертное сообщество. До второго чтения по поправкам данное состояние тревоги и неуверенности в элитах явно будет нарастать.

В настоящий момент эксперты выделяют 5 базовых сценариев «транзита».

Сценарий 1. Полновластный «самодержавный Преемник» и «гарантии» для В. Путина (повторение «ельцинского сценария») с «зачисткой» целого ряда «элитных кланов».

Сценарий 2. Госсовет или Совбез как новый центр власти во главе с В. Путиным и создание системы «сдержек и противовесов».

Сценарий 3. Обнуление предыдущих сроков президентства (или плебисцит о продлении президентских полномочий) и формирование фактического самодержавия при сохранении власти В. Путина.

Сценарий 4. Создание Союзного государства при сохранении у власти В. Путина с резким возрастанием роли государственников в госаппарате.

Сценарий 5. Досрочный уход Путина с политической арены по причине «личных обстоятельств непреодолимой силы» и лобовое, открытое столкновение партий «мобилизации в осажденной крепости» и «капитуляции/демобилизации/перестройки».

Все трансформации и нарастание неопределенности происходит на фоне следующих кризисов:
1. Конституционный кризис (индуцирован инициаторами «транзита»).
2. Кризис образа будущего (у России нет проекта развития).
3. Электоральный кризис (антиистеблишментная волна и нарастающий протест).
4. Муниципальный кризис — изменение системы и полномочий местного управления, отсутствие ресурсов, невозможность развивать территории, одичание.
5. Демографический кризис — коллапс территорий, вымирание и старение населения, формирования молодежного пузыря в мегаполисах, неравновесная среда.
6. Кризис систем жизнеобеспечения — медицина, образование, соц. и пенс. системы, невозможность системы управление справиться с ЧП — от наводнения до телефонного терроризма.
7. Экологический кризис — мусорная проблема, водоснабжение, утрата лесов, снижение качества продуктов питания и в целом качества жизни, новые болезни.
8. Энергетический кризис — падение спроса на сырье, растущие санкции против российского нефтегаза, казус «Севпотока-2» и новых трубопроводных проектов.
9. Экономический кризис — длительная стагнация экономики, падение доходов от экспорта, бедность населения + налоговый пресс, предстоящее снижение торговли с КНР.
10. Кризис отношений с Европой — история как ящик Пандоры, отторжение РФ как «Макмафии», отсутствие конструктивного формата сближения, разрыв коммуникации.
11. Кризис отношений с Китаем — вирус как триггер, синефобия, осознание зависимости от КНР и опасности превращения РФ в провинцию Китая, восприятие китайских туристов и бизнесов как нашествие саранчи.
12. Кризис отношений с США — заявка на Ялту 2.0 и ответка по реальному месту РФ мире как рег. державы — санкции против «Севпотока» и нефтегаза, финансовые и персональные санкции, обкусывание постсоветского пространства, принуждение к миру на Украине, влияние на транзит.
13. Украинский кризис — подвешенный статус ЛДНР, подписание «газового Хасавюрта» 14. Ближневосточный кризис — затяжной конфликт, вхождение в Ливию, опасность развала тактической коалиции «Россия-Иран-Турция».
15. Кризис отношений в ЕАЭС — нефтегазовый клинч Беларуси, фронда Армении и Киргизии, нерешенность базовых проблем: охлаждение Казахстана и осторожность Узбекистана к проекту, неясность перспектив и многомерность параллельных проектов.
16. Уход от кризиса в Африку — манипуляции с долгами, выведение активов из РФ и ЕАЭС на черный континент.

Ряд экспертов (например, каналы «Незыгарь» (@russica2), «Образ будущего» (@obrazbuduschego2), «The Гращенков» (@thegraschenkov) и др.) отмечают, что ход транзита все более явно теряет темп и структуру. В число проблем, якобы вызывающих недовольство президента, входит тайминг. До сих пор неясно, когда состоится голосование. Содержание конституционных поправок — не понятно. Решение Кириенко продлить рассмотрение поправок резко усилило хаотизацию процесса (скажем, Центризбирком до сих пор недостаточно мобилизован).

Нарастание турбулентности в элитах стимулирует внутриаппаратные разборки. (@russica2 считает, в этой связи позиции С. Кириенко могут подвергаться «эрозии». Отмечается, что С. Кириенко не был включен в Совет по стратегическому развитию и нацпроектам, куда, тем не менее, вошли глава администрации президента, все полпреды и вице-премьеры, спикеры ГД и СФ РФ, глава Счетной палаты и ряд фигур «второго плана».

Канал @russica2» конкретизирует свой вывод о пробуксовке трансформаций: «Потеря темпа уже дает о себе знать. На фоне китайского форс-мажора конституционные инициативы (до сих пор не оформленные и без контрольных сроков) тормозят планирование юбилейных мероприятий. В результате публично должен был даже вмешаться Президент, который определил сроки принятия поправок — 3,5 месяца с момента начала обсуждения. Первоначальный мартовский срок голосования уже сорван. Теперь остается середина апреля. Оттягивание сроков и проведение весенней кампании отразится на сентябрьской кампании по выборам губернаторов и Заксобраний. Подготовка к ним даже и не начиналась. Не говоря уже о трансформации Думы… Между тем вопросов пока больше, чем ответов. Проработка вопросов до сих пор остается слабой. Ситуация, как говорят, очень напоминает 2016 год, когда в отставку был отправлен Володин».

На данный момент очевидно, что спецоперация «транзит» далека от завершения, проходит со сбоями, но уже вряд ли может быть остановлена. Это значит, что неожиданные для большинства новости (от роспуска Госдумы с досрочными выборами (если социология покажет, что чувство перемен даст «ЕР» прирост процентов) до отставки самого президента и досрочных выборов главы государства) могут быть объявлены в любой момент.

Согласно ряду публикаций, в Кремле определились с требованиями к плебисциту по поправкам в Конституцию. Явка должна быть более 50%, а голосование за поправки — не менее 70%. Обращает на себя внимание существенная коррекция АП целевых показателей «общенародного голосования» по поправкам в Конституцию. Если верить «инсайдерам», еще две недели назад контрольные цифры (явка — 70%, «за» — 90%.существенно отличались от нынешних).

Голосование по поправкам в Конституцию можно назвать «промежуточными президентскими выборами». Для власти, социологов и политконсультантов это важная веха: определяется реальный уровень доверия к высшей власти (в т. ч. и Путину). Особенно важен будет результат в «протестных» регионах (Москва и ряд городов-миллионников, Иркутская область и т. д.). От результата голосования будет сильно зависеть ход «транзита». Если, например, в Москве результат явки и одобрения будет ниже 50%?

В ходе транзита в структурах власти транзита фиксируются сильные «подземные толчки». Они проявляются в следующих «выбросах»: освобождение от нахождение в СИЗО и, затем, буквально через несколько дней новый арест К. Цукан (предположительно связанной с группой Ковальчуков); арест в команде Шойгу — замглавы Генштаба ВС РФ Х. Арсланова; резкие высказывания спикера ЗакС СПб В. Макарова в адрес некой «администрации» и ситуация с подпольным казино в квартире члена «ЕР» и главы МО «Введенский» О. Калядина, близкого влиятельному питерскому спикеру.

На этом фоне примечательна публикация ВЦИОМ данных об обвальном падении рейтинга (ниже официального рейтинга «ЕР») и повышении антирейтинга экс-премьера Д. Медведева (доверие Медведеву сегодня составляет 28,9%. До отставки правительства было 38,3%. Снижение на 9,4 процентных пункта. Одновременно недоверие Медведеву сейчас составляет 63,7%. До отставки с поста премьер-министра было 56,1%.

Эксперт В. Горшенин отмечает: «Когда читал информацию по рейтингам Медведева <…> подумал, что это — картина мира АП. Потому что логика не бьется. Если бы у главы государства рейтинг после отставки правительства рос, а у Медведева падал, было понятно, но ведь и у Путина по тому же ВЦИОМу рейтинг упал на 1,8%. И здесь одно из двух: либо это начало отрицания власти в целом, что бы она ни делала, либо — с рейтингом Медведева, который ничего особо плохого-то не сделал за время после отставки, а даже немного наоборот, — это действительно игры АП по устранению сильного игрока, которому по-прежнему доверяет президент (коль уж специально из-за него структуру Совбеза серьезно поменяли)». Следует подчеркнуть, что возможная замена Д. Медведева на М. Мишустина или даже В. Путина вряд ли существенно повысит рейтинг «ЕР», что может говорить о непреодолимом кризиса официальной партии власти, ускоренном в результате «спецоперации транзит»…

Упорное противодействие русофобских и антисоветских сил включению в Конституцию таких пунктов, как государственная собственность на недра, государствообразующая роль русского народа, защита традиционных семейных ценностей создает ситуацию, при которой возможно неприятие выносимого на «всенародное голосование» продукта значительными слоями базового для В. Путина электората.

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ.

1. Спецоперация «Транзит» далека от завершения, проходит с серьезными сбоями и отставанием от графика на фоне развивающегося кризиса всей системы российской власти (сама являясь фактором этого кризиса), но уже вряд ли может быть остановлена, хотя практически никто их экспертов не может определить ее базовый сценарий.

2. В плане принятия решений счет идет буквально на дни, а цена ошибки резко возрастает; под ударом находится ряд кланов и статусных лиц (включая, вероятно, и часть АП РФ).

3. Межэлитная война резко ожесточилась, причем ситуация меняется ежесуточно (это относится и к арестам на федеральном уровне, и к региональным скандалам, и к новым «результатам опросов ВЦИОМ и ФОМ», и к противоречащим друг другу заявлениям членов рабочей группы по конституционным поправкам, и к «вбросам» в Telegram.

4. Ожидаемое в апреле «общенародное голосование» становится фактически референдумом о доверии В. Путину.

5. Запущенные «спецоперацией «Транзит» процессы с высокой степенью вероятности поставят власть перед фактом дальнейшего провала рейтинга «ЕР».

6. Судя по всему, «партия перестройки-2» и ее адепты в самых разных структурах пытаются совершить «решающее усилие» (что имеет определенные параллели с ситуацией в КНР).

Подготовили:
С. П. Обухов,
доктор политическх наук,
А. М. Богачев,
консультант ЦИПКР, психолог,
Н. Ю. Волков,
кандидат
физико-математических наук.

Лента новостей

Отчетность