Орловская искра № 8 (1186) от 6 марта 2020 года

Такая «реформа» ускорит уничтожение деревни

Областные власти, похоже, загорелись идеей реформировать местное самоуправление, и первой ласточкой становится Орловский район, который решено преобразовать в так называемый муниципальный округ. Ну а поскольку в нынешнем государстве любые реформы в конечном счёте сводятся к тому, что людям становится жить хуже, а чиновникам и богачам — лучше, то и на этот раз люди ждут какого-то подвоха от очередного приступа административного энтузиазма по улучшению жизни подведомственного населения.

Вот для того, чтобы как-то разобраться в этой новой затее под названием «реформа МСУ», обком КПРФ и организовал 29 февраля «круглый стол», на который собрались главы сельских поселений и депутаты разных уровней, избранные от компартии, а также секретари некоторых районных и городских комитетов КПРФ.

Руководитель фракции КПРФ в Орловском областном Совете народных депутатов В. Морозов обрисовал общую ситуацию.

Впервые предложение об укрупнении муниципальных образований было озвучено еще губернатором Вадимом Потомским в 2015 году, напомнил он. Тогда готовилась реформа в отношении восьми муниципальных районов, которые предполагалось объединить в четыре: Хотынецкий со Знаменским, Сосковский с Урицким, Новодеревеньковский с Краснозоренским, Новосильский с Корсаковским. Более того, анонсировалось укрупнение малонаселенных сельских поселений — в Залегощенском, Орловском, Новосильском, Кромском, Покровском, Корсаковском, Дмитровском районах.

Пять лет назад об укрупнении говорилось как о вынужденной мере — для экономии бюджетных средств на содержание аппарата исполнительной власти; в связи с ухудшением демографической ситуации; отсутствием у присоединяемых районов собственных возможностей для развития; для оптимизации сельских поселений.

В прошлом году в Орловской области снова заговорили о реформе местного самоуправления. Дело в том, что 1 мая 2019 года в Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», были внесены поправки, которые дают возможность муниципальным образованиям получить статус муниципального округа.

Муниципальный округ представляет собой несколько объединённых общей территорией населённых пунктов, которые сами по себе не будут являться муниципальными образованиями. При этом руководить ими будет напрямую администрация округа, то есть вводится одноуровневая система управления и единый бюджет.

Власти считают, что преобразование муниципального района в муниципальный округ приведет к упрощению системы административного управления, централизации управления, с одной стороны, и оптимизации расходов на органы местного самоуправления — с другой. В этом, наверное, и кроется суть дела — за счёт очередной реформы надеются сократить расходы.

Во время публичных слушаний по этой проблеме, которые прошли в Орловском районе ещё в июле прошлого года, так прямо и было сказано: на территории округа будет одна администрация, один глава и один Совет народных депутатов, что упростит работу административного аппарата и значительно сократит расходы на его содержание. Если сейчас в том же Орловском районе предусмотрено избрание 175 депутатов — сельских Советов и районного, то муниципальный округ позволит избирать лишь 20 депутатов.

Из 17 поселений района только в 3 есть средства на оплату труда сотрудников администраций на весь год. Остальные живут за счёт дотаций.

Реформа же, как предполагается, сразу позволит сократить расходы бюджета Орловского района примерно на 20 млн. рублей, а в дальнейшем — на 40 млн. рублей в год.

Так это будет или не так и насколько верными окажутся все эти расчёты, жизнь покажет. Пока же участники «круглого стола» довольно скептически отнеслись к предлагаемым нововведениям.

Депутат Орловского областного Совета Е. Мельник высказался в том духе, что для Орловского района это, может быть, и полезно. Но за теми поселениями, где есть свои финансово-экономические возможности, надо бы сохранить полномочия. И чтобы главы районов не мешали главам сельских поселений, а то ведь сегодня, если те находят деньги, то районные власти сразу же накладывают на них свою лапу. Здесь-то и начинаются противоречия.

Главы города Болхова Б. Скворцов и посёлка Колпна Ю. Боев рассказали о своём опыте взаимодействия с властями более высокого муниципального уровня и привели примеры «подводных камней», которые ожидают затеваемую реформу. «Финансы — это главный вопрос», — сакраментально констатировал болховский глава, и с этим никто даже и не подумал спорить.

А депутат райсовета и первый секретарь Новодеревеньковского РК КПРФ И. Борисов заявил не в бровь, а в глаз:

— Вы движетесь по пути наименьшего сопротивления. Кто в этих округах будет заниматься всеми отдалёнными местами, следить за социальной сферой, нуждами конкретных людей?. Ерунда это, я против такой «оптимизации»!

Глава же Моховского сельского поселения Залегощенского района А. Пиняев вообще не оставил камня на камне от прожекта:

— Этим объединением мы только ускоряем уничтожение деревни!

И дальше буквально на пальцах объяснил, почему это именно так.

Критически высказались и секретарь обкома КПРФ В. Макаров, и первый секретарь Новосильского РК КПРФ В. Абрамкин, и депутат Мценского горсовета, второй секретарь обкома В. Балабанов, и первый секретарь Залегощенского РК КПРФ Т. Громова… Они говорили о том, что без развития производства на селе никакие формальные «реформы» к добру не приведут. Напротив, власть будет всё больше концентрироваться в руках администраций, а представительство народа — только сокращаться.

В ходе дискуссии В. Морозов заметил, что, с другой стороны, из двадцати семи представительных органов муниципальных образований Орловской области всего в шести имеется полноценный аппарат, в шестнадцати работает по одному специалисту, в остальных пяти — аппарат вовсе отсутствует. К тому же, всего два председателя Советов работают на постоянной основе. Да и депутатов «на зарплате», за редким исключением, нет.

Зато стало нормой, что работу местных Советов обеспечивают сотрудники администраций муниципальных образований. А в ряде районов, в том же Залегощенском, например, главы поселений сами слагают с себя полномочия, потому что им месяцами не платят зарплату.

В марте в областном Совете в рамках «правительственного часа» предполагается рассмотрение вопроса «О реформировании местного самоуправления в Орловской области». И фракция КПРФ попросила правительство области подготовить информацию по следующим аспектам проблемы:

1. Каковы преимущества и недостатки системы управления муниципальными округами?

2. Какой ожидается экономический эффект от создания муниципальных округов в Орловской области?

3. Каким образом будет происходить избрание депутатов муниципальных округов?

4. Каким образом будет осуществляться взаимосвязь власти и жителей муниципального округа? В каких населенных пунктах будут располагаться представительства администрации округа?

С учётом этого участники «круглого стола» рекомендовали депутатам-коммунистам Орловского областного Совета подготовить и внести предложения, представленные членами КПРФ — представителями муниципальных образований и депутатами сельских и районных Советов, в профильный комитет облсовета для детального рассмотрения.

Василий Онуфриев.

Лента новостей

Отчетность