Орловская искра № 7 (1375) от 23 февраля 2024 года

Триумф в Элитном саду

В прошлом году в Орле в соответствии с программой «Формирование современной городской среды» кроме дворовых территорий планировалось реконструировать Дворянское гнездо и благоустроить центральный Городской парк культуры и отдыха. И что же? На заседании комитета горсовета по вопросам ЖКХ депутаты узнали много интересного.

Ландшафтный сквер Дворянское гнездо взялось благоустраивать некое ООО «ТСК Элитный сад». Именно с ним был заключен муниципальный контракт на сумму 119,5 миллиона рублей, большая часть которой составили средства областного бюджета.

В июне ООО получило аванс — без малого 60 миллионов рублей. Из них 25 миллионов — федеральные деньги. А вот дальше интересно. Судя по отчету профильного управления администрации города, «средства федерального бюджета освоены в полном объеме». Но работы ООО ТСК «Элитный сад» почему-то приостановило и к 1 сентября 2023 года, как было предусмотрено контрактом, обновленным ландшафтом Дворянское гнездо орловчан не порадовало. Выражаясь официальным языком, фирма не выполнила взятые на себя обязательства.
«Акты выполненных работ не предоставлялись подрядчиком и не подписывались заказчиком…» — говорится в отчете городского управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства.

И хотя приостановка работ была согласована с муниципальным заказчиком МКУ «ОМЗ г. Орла», и дело все-таки рано или поздно будет доведено до конца, депутатов «терзали смутные сомнения»: что же это за договорные отношения и что это за подрядчики, которые не в состоянии выполнить работы в срок? Как говорил герой одного советского кинофильма про петровскую эпоху: «Взял контракт — сдохни, а сделай!» Но когда это было? И было ли вообще?

Недоумению депутатов и журналистов не было предела, когда все услышали про то, как благоустраивался в прошлом году Городской парк культуры и отдыха. Некое ООО «Триумф» заключило договор на сумму 48 миллионов рублей и обязалось закончить все работы к концу октября. А итог таков: в начале октября с подрядчиком вдруг пришлось подписать дополнительное соглашение о расторжении договора по некоторым прежним пунктам и пересмотреть сумму контракта. Лишние, не отработанные, но полученные авансом деньги подрядчик должен был вернуть. Но… «до настоящего времени деньги не возращены», — сказано в озвученном отчете городского управления, курирующего благоустройство.

А руководитель МКУ «ОМЗ г. Орла» — структурного подразделения муниципальной власти, занимающегося муниципальными контрактами, на удивление прямо, как про наболевшее, ответил на вопрос депутата-коммуниста С. Н. Швалова о том, с какими проблемами столкнулся заказчик в ходе реализации обсуждаемой программы благоустройства. «Складывается впечатление, — заметил депутат, что эти проблемы одни и те же из года в год».

И ответственный чиновник сказал, не таясь, что из года в год отношения с подрядчиками осложняет сама система отбора по итогам торгов — в той части, где оговариваются порядок взаимоотношений с представителями малого и среднего предпринимательства (МСП). Как позже пояснил М. А. Лобов, эти условия таковы, что определённую долю муниципальных заказов власть просто обязана заключать с мелкими предпринимателями , которые зачастую не имеют ни техники, ни рабочих, нанимая их потом по договору субподряда. И вовремя «отшить» таких дельцов от муниципального «пирога» по закону нельзя. Цена контракта и опыт работы — вот и все критерии отбора. Если заказчик попытается строже приглядеться к потенциальным партнерам и начнёт загибать пальцы, подсчитывая минусы того или иного кандидата — производственной базы нет, технического обеспечении нет, штата специалистов нет — то такой придирчивый муниципальный заказчик будет иметь дело с бдительной антимонопольной службой с красноречивым названием ФАС.

Необходимость «осваивать» бюджетные деньги в установленные сроки, продолжил М. А. Лобов, тоже подливает масла в огонь. И в результате частенько получается, что выигравший конкурс на заключение муниципального контракта какой-нибудь «гость с юга», получает многомиллионный аванс, а потом сам расторгает контракт, расписываясь в собственном бессилии. Может и аванс вернуть, но предварительно подержав его в банке и накрутив проценты по вкладу. И как мороз в арендованном холодильнике из Простоквашино этот навар становится уже законной собственностью несостоявшегося подрядчика. А сумма аванса «честно» возвращается в бюджет. Ну, разве что еще штраф заплатит, но все равно ловкач остается с прибытком.

Благоустройство же, ради которого заваривалась вся каша, не двигается. И нужно снова проводить торги и выбирать подрядчиков. А бывает, что аванс и не возвращается в городскую казну. При этом с новоявленного Остапа Бендера и взять нечего в качестве наказания — ни техники у него нет, ни помещений. И начинаются долгие судебные тяжбы.

Так государство «поддерживает» малое и среднее предпринимательство… Хотя на самом деле так называемый «средний класс», который действительно хочет и способен приносить пользу обществу, ждет от властей совсем иного: дешевых банковских кредитов, чтобы иметь оборотные средства, и здравую логику проверок своей деятельности надзорными органами.

Упрощенное налогообложение и обязательные квоты на торгах — это, может, и необходимое, но не достаточное условие для развития малого и среднего предпринимательства. Пока же получается, что существующая система, вроде бы благоприятствующая деятельности МСП, на практике больше способствует процветанию жуликов, нежели формированию ответственного и профессионального сообщества экономически самостоятельных людей. В итоге в проигрыше все, кроме, разумеется, новоявленных Остапов Бендеров.

Андрей Грядунов.