Орловская искра № 48 (1367) от 22 декабря 2023 года

ТТП: нужное городу предприятие продолжает работу

Состояние дел в орловском муниципальном трамвайно-троллейбусном предприятии было и остается в центре внимания городских и областных властей. С открытием Красного моста вновь актуальным стал вопрос о роли электротранспорта в общей схеме пассажирских перевозок в Орле. Об этом мы беседуем с руководителем фракции КПРФ в Орловском городском Совете народных депутатов С. Н. Шваловым.

— Итак, каковы перспективы, Сергей Николаевич?

— Если отвечать на вопрос, чего достигли, то можно сказать: предприятие продолжает работать. Без поддержки со стороны городских властей и правительства Орловской области оно бы давно умерло. Какие перспективы? На этот вопрос в двух словах не ответишь.

Начну с того, что, предметно изучая структуру себестоимости поездки в электротранспорте, я не увидел каких-то критических, колоссальных всплесков затрат. Налицо планомерный и, я бы сказал, закономерный их рост, связанный с общим повышением стоимости коммунальных ресурсов, горюче-смазочных материалов, электроэнергии, запчастей и, что немаловажно, — зарплаты работников.
Если суммировать все издержки и поделить на количество перевезенных пассажиров, получим себестоимость одной поездки в размере от 50 до 70 рублей. А как мы знаем, пассажир фактически платит 22—25 рублей. Значит, необходимы дотации. Это аксиома, в чем уже никто во власти не сомневается. И это уже само по себе плюс.

Предприятие работает над повышением эффективности своей деятельности. Началось оснащение транспорта счетчиками учета вошедших пассажиров. Горожане уже положительно оценили появление в муниципальном транспорте стационарных валидаторов, позволяющих оплатить проезд самостоятельно и безналично.

Оплата проезда через электронную систему — это для нас и для предприятия приоритетная задача. Это прозрачность и минимизация рисков хищения доходов. Мы ориентируем ТТП на внедрение современных систем контроля, чтобы у водителя на мониторе высвечивалось: вошло столько-то пассажиров, проезд оплатили столько-то. Тогда водитель мог бы объявить: «Уважаемые пассажиры, не все оплатили проезд. Если не оплатите, останавливаю машину, блокирую двери и вызываю контролеров».

— Порочность идеи в том, что пострадают добросовестные плательщики.

— Речь же не идет о том, чтобы это делать ежедневно и в час пик. Но пассажиры должны чувствовать, что водитель контролирует ситуацию с оплатой. Для легкомысленных и недобросовестных это будет хорошим, дисциплинирующим стимулом.

— Помню, на заседании одного их комитетов горсовета, где речь шла о проблемах ТТП, председатель Совета В. Новиков довольно жестко поставил вопрос: когда объем дотаций предприятию перестанет расти и зафиксируется на определенной сумме, посильной для бюджета? То есть, не отрицая саму необходимость дотаций, власть устами Новикова требовала от ТТП достичь определенного минимума плановых издержек. Удалось?

— И городская власть, и правительство области понимают, что предприятие несет достаточно большие затраты, выполняя социальную функцию. Что же касается уровня дотаций, судите сами: в 2021 году ТТП получило из бюджета 237 миллионов с хвостиком, 2022 году — 208 миллионов с небольшим, в 2023 — чуть больше 210 миллионов. Как видите, уровень примерно одинаковый.

Как я уже сказал, предприятие пытается снизить издержки там, где это под силу самому предприятию, и нет зависимости от внешних факторов. Оснащение ТТП автобусами на газомоторном топливе — одна из таких мер. Я бы сказал — одна из самых существенных. По сравнению с дизельным топливом, экономия получается процентов тридцать.

— Но, помнится, оснащение ТТП автобусами рассматривалось как мера, позволяющая заработать дополнительные средства для возрождения электротранспорта. Удалось ли достичь поставленной цели?

— Не совсем правильная постановка вопроса. Автобусы были закуплены для того, чтобы предприятие могло выполнить свои контрактные обязательства по перевозке пассажиров в тех районах города, куда не дотягиваются, скажем так, электросети, и для того, чтобы просто заработать и выжить. Бывшие на вооружении ТТП автобусы марки ПАЗ не справлялись с этой задачей. Поэтому правительство области изыскало возможности и обеспечило единственное в Орле муниципальное пассажирское предприятие вместительными автобусами. Если же говорить об экономике, то по автобусным перевозкам все равно получается минус.

— То есть и автобусные перевозки убыточны?

— Да.

— Красный мост открыт. В какой мере жители горда могут рассчитывать на электротранспорт?

— С открытием главного городского моста возобновляется движение электротранспорта по старым маршрутам. По трем трамвайным будет ходить 19 единиц техники с интервалом 7—9 минут. Кроме того, возвращаются 1-й и 8-й троллейбусные маршруты. На них выходит ежедневно 13—14 троллейбусов с интервалом от 15 до 40 минут.

— Что-то многовато — 40.

— Это только на 2-м маршруте. Да, многовато. Но это гораздо лучше, чем ждать частную маршрутку и гадать, придет она или не придет. Троллейбус будет ходить строго по расписанию.

— Тогда хорошо бы его знать заранее, чтобы не стоять на остановке 40 минут.

— Согласен. И мы наседаем на руководство ТТП с тем, чтобы расписание движения электротранспорта отражалось на электронных приложениях. Автобусы останутся на всех маршрутах: будут ходить 44 единицы с интервалом движения от 10 до 20 минут. И самое главное — муниципальный транспорт обеспечит перевозку пассажиров с раннего утра и до позднего вечера. Гарантировано.

— Что с контактной сетью? Всякий раз, когда прежде заходила речь о проблемах ТТП, подчеркивалось, что тяговые подстанции и сети изношены до предела допустимого.

— Эта проблема остается. И хуже всего обстоит дело с кабелями, которые проложены в земле. Они лежат там десятилетиями, и их ремонт сопряжен с огромными издержками, поскольку практически не осталось участков в нормальном состоянии. По большому счету менять надо все. Но ни город, ни область таких затрат не вытянет. Только участие в федеральных программах поможет решить эту проблему. И для этого уже есть определенный задел. В частности, разработана программа транспортного планирования, что дает городу возможность участвовать в тех или иных федеральных программах по развитию пассажирского транспорта.

— Орел уже вошел в какую-то из таких госпрограмм?

— Пока нет.

— Значит, орловский электротранспорт останется не самым надежным средством передвижения?

— Но он будет работать и высвободит автобусы, которые заменяли его в период ремонта Красного моста. Этот высвободившийся автотранспорт добавится на 15-й, 16-й, 48-й маршруты, где до сих пор предприятие не в полной мере справлялось со своими контрактными обязательствами.

— С какими еще сложностями столкнулось орловское ТТП за последнее время?

— Отсутствие водителей. Не хватает 70 человек. И это мешает предприятию работать как положено в две смены, чтобы была меньше нагрузка за рулем. Нехватка квалифицированных кадров — это вообще новый вызов времени, с такими проблемами предприятие еще не сталкивалось.

— Низкая зарплата?

— На предприятии пересмотрели условия оплаты труда водителей, и если они выполняют план по выручке, то заработок достигает 50 тысяч. Но оказывается, что и этого все равно мало. Квалифицированные водители уходят в коммерческие предприятия или устраиваются на работу вахтовым методом в других регионах, уровень заработной платы в данной отрасли может достигать 100 тысяч. Происходят вещи, которые раньше не происходили: бизнес стал высоко ценить профессионалов. Муниципальному предприятию они тоже крайне нужны. Но для ТТП и для бюджета это означает еще 40—45 миллионов рублей затрат в год!

— Значит, у властей опять будет повод сетовать, что дотационные выплаты растут?

— Издержки предприятия растут, но дотации пока сохраняются на одном уровне.

— Все равно напрашивается вывод: если экономическая политика в государстве не изменится, то придется требовать уже от федерального правительства каких-то дотаций для поддержки муниципального электротранспорта.

— Так ставить вопрос вряд ли получится. Но, безусловно, без помощи федерального центра кардинально обновить подвижной состав горэлектротранспорта и обеспечивающую его движение инженерную инфраструктуру нам не удастся.

— Может, просто вернуть на места те налоги, которые некогда были отобраны в пользу вышестоящих бюджетов, и с мест не будет просьб о дотациях?

— Да, в бюджете города Орла, действительно, остается лишь порядка 10 % налогов, собираемых на территории города. Больше ничего сказать не могу, вопрос с налогами — очень сложный.

— А трамвайный парк орловского ТТП обновился — хотя бы в какой-то степени?

— На балансе у предприятия 70 трамваев. Из них на ходу 29. Я ответил на ваш вопрос?

— Яснее ясного.

Беседовал Андрей Грядунов.