Орловская искра № 2 (1370) от 19 января 2024 года

УК штурмуют мусоропроводы

Пока снова не накопится…

Очередное орловское «перенакопление мусора» теперь навсегда останется новогодней приметой 2023—2024 годов. Но что характерно! Главной причиной недавнего кризиса самые внятные из официальных комментаторов называют все то же отсутствие работоспособной мусороуборочной техники, которой так же не хватало в течение всего 2023, уже ушедшего года. Просто «де-жавю» какое-то!

В прошлом году мусоровозов периодически не хватало перевозчику под названием «Экологистик». И в декабре журналисты и депутаты, работающие «по теме», вроде бы удовлетворенно выдохнули, когда узнали, что этот перевозчик «сошел с дистанции», не участвовал в конкурсе, и что от него порядок в Заводском и Железнодорожном районах города больше не зависит.

Но теперь получается, что грабли те же: перевозчик был новый, а возить мусор опять не на чем. Во всяком случае гендиректор «Зеленой рощи» А. С. Муромский сказал журналистам именно так: дескать, по условиям конкурса перевозчик должен обслуживать вверенные ему территории 22 машинами, а фактически в новогодние дни на маршруты вышло чуть ли не 12. Еще 13 «подогнала» сама «Зеленая роща» как ответственный региональный оператор, несущий все бремя ответственности за сбор и вывоз мусора из жилых кварталов. И пока эти машины спасали положение, новый перевозчик чинил мусоровозы. А потом и вовсе отказался от контракта.

Почему так получилось? Из-за морозов и обильного снега. Во всяком случае, такова официальная версия. И знаете, я в нее охотно верю! Потому что морозные зимы в России стали такой же редкостью и неожиданностью, как хорошая русская песня, чистая речь и налаженное производство чего-либо стоящего.

Но техника ломалась всегда и тем более при резких и глубоких похолоданиях. Сломалась — починили, заменили. И вперед — выполнять свои договорные обязанности. Здесь же происходит что-то фатальное: если сломалось, то надолго, как будто на край света надо за запчастями ехать…

Стоп! А не тут ли собака зарыта? И покопавшись в различных комментариях к орловскому новогоднему мусорному коллапсу, я нашел упоминание о том, что для вывоза мусора в Орле используется в основном импортная техника. А стало быть, она нуждается в запчастях иностранного происхождения, и чтобы их купить и доставить, требуется немало времени.

Кстати, об этом же недавно с грустью говорил и руководитель орловской Спецавтобазы на заседании профильного комитета горсовета. Пополняя парк новой техникой для уборки улиц города, Спецавтобаза при этом не имеет необходимого и достаточного запаса запчастей, как это было, например, на всех авто- и спецавтобазах в советское время.

Теперь запчасти — штучный импортный товар, который с полки не возьмешь. Вот вам и «вхождение в мировой рынок», вот вам и «импортозамещение» вместе взятые. Сломайся какая-нибудь деталька в большом мусоровозе иностранного производства — и целый город утонет в отбросах. Если не совсем, то надолго.

И невольно, прямо-таки, по-пионерски радуешься, когда редакция получает по электронной почте вот такие, например, послания: «Управляющие компании, сотрудничающие с Первой городской, нашли способ своими силами ликвидировать последствия мусорного коллапса, возникшего в результате смены перевозчика отходов в Заводском и Железнодорожном районах.

…Управляющие компании, сотрудничающие с Первой городской, решили не дожидаться, пока «Зеленая роща» начнёт вывозить ТКО из многоквартирных домов с выкатными контейнерами. Организованы бригады, которые выгружают скопившийся мусор в арендованный на время аврала мусоровоз, пробивают мусоропроводы, очищают мусорокамеры от скопившихся с начала года отходов.
На то, чтобы очистить камеры шести подъездов в одном только многоквартирном доме и пробить шесть мусоропроводов, требуется огромное количество времени и сил. На морозе бригады работают, расчищая завалы, перемещаясь от дома к дому…

Отметим, что вывоз ТКО не входит в круг обязанностей управляющих компаний, однако, ситуация в Железнодорожном и Заводском районах вышла из-под контроля, и управляющие компании, сотрудничающие с Первой городской, не могут допустить, чтобы дома тонули в мусоре… Мусорные завалы ликвидируются управляющими компаниями с привлечением дополнительных ресурсов».
Это сообщение, которое мы приводим с некоторым сокращениями, прислала нам пресс-служба Первой городской управляющей компании.

Ну, что ж, выдохнем! С «перенакоплением» и на этот раз вроде бы покончено, пока снова не накопится. Все постарались. Молодцы!

Мы всегда ценим чьи-либо героические усилия. Но почему-то никак не можем дождаться регулярного, безаврального выполнения своих повседневных профессиональных обязанностей от тех, кому доверено заботиться о коммунальном благополучии города. От той же Первой городской, не в обиду будет сказано, раз уж сама назвалась…

Почему так? Может быть, по той же причине, которая сподвигла друзей Тома Сойера выкрасить за него длинный забор? Помните эту историю? Тетушка обязала Тома заняться покраской. Но Тому было лень выполнять свои обязанности. И он сумел убедить друзей, случайно проходивших мимо, что он не работает, а развлекается, и мальчишки наперебой стали рвать кисть из его рук. Да так, что Тому даже удалось получить от каждого из друзей вознаграждение за одну только возможность несколько раз мазнуть кистью по забору. В результате нудная работа для одного, превратившись в игру для других, была выполнена. «Что наша жизнь? Игра!»

Регоператор, перевозчики, управляющие компании — кто из них Том Сойер, а кто все остальные — решайте сами. Но Марка Твена на всех на них точно не хватает.

Андрей Грядунов.