Орловская искра № 46 от 29 ноября 2019 года

Уроки Гоголевского

Как ощущать жизнь ярко и сполна

3 декабря 2019 года подвижнику, неугомонному придумщику, настоящему пропагандисту здорового образа жизни Евгению Ивановичу Гоголевскому исполняется 90 лет. Старейший учитель физкультуры страны, он оставил яркий след и в большом спорте. Возглавлял филиал Смоленского института физкультуры в Брянске. Его учениками были многие известные ныне спортсмены. А сегодня его непрестанно приветствуют на улицах Орла многие-многие бывшие воспитанники и благодарят за то, что привил страсть к здоровому образу жизни.

Он — Отличник физической культуры и спорта СССР, Заслуженный работник физической культуры России, ветеран труда, судья республиканской категории по лёгкой атлетике…
В свой актив Евгений Иванович может занести и разработанную им программу по организации активного досуга по месту жительства «Культ двора», акцию «Орловщина — территория здоровья!», которая была одобрена администрацией Президента России.

…А начиналось всё ещё в середине 80-х годов прошлого столетия с программы «Физкульт-ура!». Вот как об этом рассказывает председатель Орловского Союза журналистов Геннадий Майоров:

— С Евгением Ивановичем Гоголевским я знаком очень давно, с тех пор, когда он работал в одном из спортобществ тренером по лёгкой атлетике. А когда тот решил уйти в школу, подумалось, что он устал, охладел к «королеве спорта».

Прошло несколько лет, прежде чем в спортивных кругах вновь заговорили о Е. И. Гоголевском. Команды орловской средней школы № 19, руководимые Евгением Ивановичем, стали побеждать в городских и областных первенствах по программе многоборья ГТО, небезуспешно штурмовать вершины состязаний «Старты надежд»…

Он пришёл, нет, влетел в редакционный кабинет одухотворённый, сияющий. Начал без предисловий, как будто я был посвящён в его планы, сокровенные мысли:

— Меня, да и других учителей физкультуры давно волнует вопрос об улучшении спортивной работы с детьми по месту жительства. Как привить им любовь к подвижным играм, к физической культуре вообще? Чтобы не только на уроках, но и в свободное от школьных занятий время они не расставались со спортом, чтобы поняли, почувствовали необходимость физических упражнений для укрепления своего здоровья…

Как-то в школьной столовой Евгений Иванович обратил внимание на специальные жетоны, которыми ребята расплачивались за обед. Мысль пришла неожиданно. Жетончики упрощают расчёт или подсчёт. Вот оно, рациональное зерно, способное вызвать интерес у детей при состязательности, заменить традиционные метры, очки, секунды.

Ещё смутно представляя, во что всё это выльется, решил провести эксперимент. Дома нарезал из бумаги «жетоны», а затем в спортзале расставил снаряды и различные приспособления, возле которых посадил «контролёров» — учеников, временно освобождённых от уроков физкультуры. Им предстояло вручать жетоны каждому, кто выполнит то или иное упражнение. А упражнений было несколько. Ребятам предоставлялось право самим решать: отжиматься от пола или подтягиваться на перекладине, прыгать со скакалками или совершать пробежки…

Конечно же, «издержки производства» обнаружились сразу же. Потом, по ходу, Гоголевский их устранял, совершенствовал программу состязаний. Но тогда, во время эксперимента, он сделал главный вывод, подтвердивший предположения: никто не сидел на скамейке, никто не ждал особого приглашения. Весь класс был разбит на две команды. И победителям объявлялась та половина, у которой в конце урока оказалось больше жетонов.

Евгений Иванович пришёл к директору школы, уверенный в необходимости расширения эксперимента, поделился с ним своей задумкой: «Предлагаю провести матчевую встречу двух классов». Директор идею одобрил, тем более что состязания проводились после уроков, в выходные дни.

Была зима. Решили матчевую встречу перенести из зала на улицу — не забыли о закаливающем эффекте. На хоккейной площадке оборудовали несколько «станций» (так назвали определённое место, где можно было выполнить различные упражнения). В программу включили состязания на лыжах без палок; с одной палкой; ведение шайбы клюшкой; исполнение «ласточки» на льду; езду на санях вдвоём… Детям понравились необычные соревнования, то и дело слышались голоса: «Когда следующий раз соберёмся?».
Так родился массовый спортивный школьный праздник, которому мы в редакции предложили дать звонкое имя «Физкульт-ура!».

Ещё одно важное обстоятельство — в спортивном празднике «Физкульт-ура!» нет личного первенства. Каждый участник борется за победу своего класса. И старается соревноваться как можно больше.
Думая, как вовлечь всех школьников в орбиту физкультурного движения, помочь избавиться от недетского звания «болельщик», в 19-й школе решили включать в соревнования номера художественной самодеятельности. Что ты можешь? Спеть? Пожалуйста, пой! Ты хочешь рассказать стихотворение? Пожалуйста. Замедляется ритм соревнований? Но некоторые ребята уже устали, им трудно выдержать темп, и они с удовольствием передохнут пару минут, посмеются, а затем с новыми силами бросятся зарабатывать жетоны.

А Евгений Иванович уже загорелся новой идеей — разнообразить праздники, проводить их на призы героев войны и труда, выдающихся спортсменов.

Помню, как на День бегуна в школу приехал Феодосий Карпович Ванин. Знаменитый Ванин, биография которого начиналась на строительстве Ново-Уральского трубного завода, где он работал бригадиром штукатуров и выполнял норму на 880 (!) процентов. Спортивные успехи Ванина пришлись на сороковые годы. Семь раз он был чемпионом страны в беге на 10.000 метров. Трижды признавался сильнейшим на дистанции 5.000 метров, дважды — в марафонском беге, один раз — в кроссе на восемь километров. Десять раз устанавливал рекорды страны и мира.

Кроме спортивных грудь ветерана украшали и боевые награды, когда он дал старт всей школе от мала до велика. А затем, вручая множество призов и грамот победителям и активным участникам Дня бегуна, Феодосий Карпович пожелал побить его главный рекорд — долголетие.

Надолго запомнились ребятам и соревнования на призы Героя Советского Союза М. И. Пучкова. «Я словно помолодел, глядя на радостных, увлечённых борьбой ребятишек, — сказал Михаил Ильич, наблюдая, с каким азартом демонстрируют они свои навыки в различных упражнениях.
А Гоголевский уже готовился дать прописку «Физкульт-ура!» в пионерских лагерях. Тем временем прошли районные соревнования в Орле по программе, апробированной в 19-й школе. Опыт массовых детских стартов был одобрен на различных уровнях, изданы методические рекомендации. В школу с разных концов страны потоком пошли письма.

«Стань сильным, выпускник!» — новая затея Гоголевского. Под таким девизом юноши десятых классов проводили соревнования по многоборной системе на призы ветерана войны И. Г. Богатова. В программу были включены четыре вида: бег на 3.000 метров, метание гранаты, подтягивание на перекладине и стрельба из малокалиберной винтовки.

Эксперименты и новшества давались Е. И. Гоголевскому нелегко. Он не раз выступал в печати и на разных совещаниях с призывом всем миром повести борьбу с застывшими, неэффективными формами оздоровительной работы, на конкретных примерах показывал пользу новаторского подхода к занятиям физкультурой, как на уроках, так и в свободное от учёбы время.

Тогдашний председатель обл­спорткомитета Б. М. Павленко, один из первых поддержавший идею Гоголевского, сказал как-то мне:

— Состязания под девизом «Физкульт-ура!» отличаются от других форм соревнований тем, что участие в них заманчиво-обязательно для всех школьников. Такие состязания воспитывают у школьников инициативу и самостоятельность, приучают подчинять личные интересы интересам коллектива, положительно влияют на состояние здоровья школьников, помогают формированию трудовых навыков.

А тем временем Евгений Иванович начал заниматься научными разработками своего нового метода по повышению физической активности школьников…

* * *
В 2012 году издательство «3-е июля» выпустило в свет книгу мемуаров Е. И. Гоголевского под названием «Главное — будьте здоровы!», в завершение которой, в частности, приведены такие размышления автора: «Убеждён, что занятия спортом, физической культурой укрепляют здоровье, дух и тело. Мой личный опыт и многолетняя работа с детьми — тому подтверждение. В конце концов, мой почтенный возраст говорит сам за себя. Хотелось бы видеть каждое новое поколение сильным, способным противостоять всем напастям. Хотелось бы уберечь молодёжь от сомнительных увлечений, укорачивающих жизнь, разрушающих психику. Но здесь главным застрельщиком должно выступить государство. Пока мы видим больше деклараций и благих пожеланий…

Поэтому со своими единомышленниками до последнего вздоха буду стремиться спасти от деградации как можно больше юных душ. И беру в союзники давно апробированные методы физической культуры. Ищу новые стимулы здорового образа жизни. Чтобы эту самую жизнь ощущать сполна, ярко и неизбывно.
Собственно, мы и рождаемся для того, чтобы достойно пройти данный нам отрезок жизни. Чтобы в конце пути, как сказал классик, нам «не было мучительно больно…».
И в свои 90 Евгений Иванович Гоголевский по-прежнему верен себе.

Публикацию подготовил
Сергей Февралёв.

самые читаемые за месяц