Орловская искра № 5 от 8 февраля 2019 года

В поисках магической формулы

Первого февраля, в пятницу, в половине пятого вечера, когда сумерки уже грозили Орлу, в малом зале областной администрации при свете канделябров рассматривали «маркетинговую стратегию региона», колдовали над «узнаваемым брендом Орловской области». Как сообщили герольды из пресс-службы областного правительства, «это важно для создания узнаваемого имиджа нашего региона, развития туризма, а также повышения инвестиционной привлекательности».

Атмосфера в зале была тревожной, настроение участников — слегка подавленным. Возникало ощущение, что это рыцари Круглого стола склонили головы над дубовым тесом, размышляя, как спасти Камелот в тяжелую годину. Стол в малом зале прямоугольный, но происходившее всё равно отдавало сказочным средневековьем. Рыцари из «регионального правительства и органов государственной власти специальной компетенции», бароны из департаментов промышленности и сельского хозяйства, баронеты из юридической службы, простолюдины с улицы (король Артур демократичен) изобретали, как с помощью волшебного бренда «поднять Орловскую область».

Роль короля Артура выпала заместителю губернатора и председателя правительства по планированию, экономике и финансам Вадиму Тарасову. Он был задумчив, благожелателен и немногословен, как и положено при осаде. Спасительную миссию Мерлина, доброго колдуна, непременного атрибута сказок, взяла на себя дизайнер Анастасия Литвинова, признанная «победителем открытого творческого конкурса идей по созданию логотипа Орловской области», с помощницей. Эти две замечательные женщины являли собой ра­зительный контраст всему остальному рыцарству. В то время как основная часть резидентов Камелота и плебс хранили сумрачное молчание, кудесницы оживленно переговаривались, смеялись, выводя на стену картинки с тем или иным «подбрендом», а Мерлин — Анастасия Литвинова еще и непрестанно жевала.

На стене возникали майки с «брендом», толстовки с «брендом», сам «бренд».

— Зачем нам нужен бренд? — спросила Анастасия, поговорив о «принципах и концепции регионального брендирования» в качестве разогрева. И сама же ответила:

— Это идея, которая объединит людей, производителей и вселит веру в будущее.

Все посмотрели на спасительную и объединяющую идею: круг кирпично-красного цвета, в нем безглазая птица необычной анатомии, обнимающая силуэт древних построек. Что-то поэтичное, далекое от скучной реальности, в рисунке есть.

Рыцари задумались. На щите у каждого из них имелся герб родного города или области. Эти гербы освящены годами боев и достижений и являются утвержденными и законными символами власти. В качестве чего им предлагают птицу? Почему этот «бренд» нас всех объединит? Откуда уверенность, что он вселит веру в будущее?

Волшебница с помощницей объяснили магическую формулу успеха: круг — «совершенная форма», насыщенный цвет — власть и государственность, силуэты древних зданий вызывают вопросы и разночтение, но последнее можно доработать.

Мерлин, как вы помните, не главный герой сказочного эпоса, черновую работу все равно приходилось делать рыцарям.

— Я думал, что Орел — это о-го-го! — не выдержал сидевший по левую руку от короля Артура сэр Г. Парахин — начальник департамента промышленности и торговли Орловской области, — а…

— А это голубь какой-то! — закончил за него тоже недовольный обликом безглазой птицы менее родовитый барон из глубины зала.

Обоим тут же напомнили, что «логотип» является победителем областного конкурса, к проведению которого причастен, в том числе, губернатор. Рыцарям следует находиться в тренде концепций регионального брендирования. Сэр Г. Парахин и барон благородно промолчали.

Волшебные картинки вновь вернулись на стену замка, комменты авторов презентации отличались прежней уверенностью. Рассматривался обновленный областной сайт, способный своей доступностью и наглядностью привлечь в Орловскую область много туристов, а местным жителям — помочь быстрее сориентироваться в рубриках. Рыцари пассивно взирали на звездочку с ампутированным лучиком — «подбренд» «патриотизма»; тут же — красное знамя с вмонтированным в него круглым региональным «брендом», отчего стяг отдаленно стал напоминать флаг Корейской народно-демократической республики.

— «Бренд» — это не для сильно прошлого, а для сильно будущего, — пояснила для самых отсталых, из далеких поместий, А. Литвинова, по-прежнему, не вынимая изо рта жвачку.

Когда от стены отрикошетила фраза «литературная столица — одна из важных сегментаций брендирования», я вспомнил жертву этой сегментации Аллу Анатольевну Новикову-Строганову — признанного знатока творчества Н. С. Лескова, автора многочисленных работ, посвященных произведениям не только этого автора; литературоведа, способного проводить лес­ковские чтения на самом высоком уровне, без поправок на орловскую провинциальность, и уволенную из здания областной администрации, где она работала, при прежнем губернаторе.

Есть Н. С. Лесков, жизнь которого связана с Орлом; памятник писателю — лучший в мире и тоже находящийся в нашем городе (готовый «бренд»). Осталось организовать ежегодные чтения, на которые знающие и просто любопытствующие люди будут съезжаться со всей страны и из-за ее пределов. Но для этого мало одного «бренда». Нужен человек, способный что-то делать, соответствующий этому «бренду», отвечающий высокому уровню задач. В нашем Камелоте места для А. Новиковой-Строгановой не нашлось.

А еще нужна инфраструктура, ежедневная, а не от случая к случаю, вменяемая градостроительная политика, чтобы к дому-музею Н. С. Лескова, например, можно было не только пройти, но и проехать. Ну а про еще один «бренд» «литературной столицы» — руинированный дом-сарай Лизы Калитиной благородным рыцарям лучше помолчать.

Тем более, что процесс обязательного брендирования орловской жизни в малом зале областной администрации перетек в новую фазу, промышленную.

От волшебниц прозвучало предложение распространить действие чар «маркетинговой политики» на стоящую вдали и безмолвии крепость «Керама Марацци», чтобы путем организации экскурсий в этот иностранный и загадочный бастион тему «монетизировать».

Я не смотрел в это время в сторону Г. Парахина, ответственного за промышленный спектр «брендирования», поскольку упивался терминологией, но ощутил ветер, пронесшийся под сводами малого зала из-за того, что рыцари, услышав данное предложение, содрогнулись телами. Никто не прерывал полет фантазии докладчиц, но, если прервал бы, то (читалось на лицах) выразил бы свое сомнение так: «Благородные доны! А не пошлют ли нас рыцари из ордена «Керама Марацци» подальше по той простой причине, что у них есть собственные представления о монетизации своего бренда?».

Однако слово «монетизация» некоторым явно понравилось своей материальной однозначностью. Деньги всегда важны, даже в эпоху Средневековья. Завязался спор, как лучше использовать областной птичий бренд — всем отдать в пользование (для широкого распространения) или только избранным — как своеобразный знак качества? Знак качества чего — рыцари не уточнили, но в обмене мнениями горячились, поскольку в денежной теме сразу возникли юридические тонкости, нервирующие благородные души.

Интересовались — а если, например, какой-нибудь ушлый делец запатентует предложенный для свободного пользования бренд, да самому же Камелоту, то есть областной власти, и выставит счет за его использование? Или придумает какую-то другую гадость?

Рыцари-юристы успокаивали — бояться нечего. Более осторожные сомневались — всё может быть… Набрасывались предложения, глаза у многих горели просто по-разбойничьи. Прозвучала идея обязать органы государственной власти использовать бренд; сделать так, чтобы он присутствовал на разных мероприятиях — деньги в бюджет потекут…

Смешная тема: «Отсутствие бренда — единственное препятствие на пути инвестиций в Орловскую область» почему-то не рассматривалась.

В. Тарасов — король Артур — всех выслушал и произнес:

— Проблем накидали много, а решать кто их будет?

Рыцарство потупилось. Но не сильно. Выгорит с «брендом», нет — что от этого изменится? Ровным счетом ничего.

Гасим канделябры. Бессмысленно, даже уповая на «волшебниц», пытаться оформить звенящую пустоту. Создайте что-нибудь настоящее, и оно заговорит о себе само. Тогда отпадет необходимость погружаться в коллективный гипнотический транс в надежде одним магическим рисунком изменить реальность.

Хотя, с другой стороны, «вы рисуйте, вам зачтётся».

Сергей Заруднев.

В качестве послесловия

Усилия государственной власти и многочисленных общественников всеми возможными способами популяризировать свой регион, тем не менее, достойны уважения как любое усилие, направленное на благо, а не во вред. Чтобы не стоять в стороне от прогрессивных брендовых тенденций, мы связались Союзом «Евразийское содружество специалистов туриндустрии — ЕСОТ», который в данный момент принимает заявки на участие в I международном маркетинговом конкурсе в сфере туризма «PROбренд». Именно туризм кажется нам той сферой, где креативные предложения, высказанные в малом зале областной администрации 1 февраля, могут получить какой-то шанс на реализацию.

Руководство ЕСОТ (г. Москва) с пониманием и сочувствием отнеслось к нашему неравнодушному восприятию орловско-областных проблем брендирования и даже предложило нашему изданию выступить в качестве одного из информационных парт­неров конкурса. Мы приняли предложение, сойдясь с собеседниками из ЕСОТ во мнении, что искренность в оценках — гарантия интересного и честного освещения темы, что пойдет на пользу всем заинтересованным сторонам.

Генеральным информационным партнером конкурса являются «Аргументы и факты», генеральным интернет-партнером — портал Pravda.ru. С положениями соревновательного мероприятия в области туризма можно ознакомиться на сайте «Евразийского содружества специалистов туриндустрии» http://trip2rus.ru/ecot или сразу скачать заявку на участие по ссылке https://union-esot.com/?page_id=110. Мы, со своей стороны, выполняя парт­нерские обязательства, будем информировать наших читателей и потенциальных участников конкурса о наиболее важных событиях как его предварительной, так и финальной части, прежде всего, на сайте orelcity.ru, искренне надеясь помочь творческим орловцам самореализоваться во славу малой Родины.

Участвовать могут граждане, организации, не только чиновники и органы власти. Так что дерзайте, если есть чем похвалиться. Удачи!