Орловская искра № 34 от 6 сентября 2019 года

Во как…

Спрос на образование растет. Количество внебюджетных мест — тоже

Популярность среднего профессионального, а заодно и просто профессионально-технического образования на Орловщине, как и в целом по стране, растет. О причинах такого роста никто из ответственных лиц внятно не говорит. Очевидно одно, что он не связан с какими-то особенными, вдруг открывшимися перспективами на рынке труда для выпускников колледжей (техникумов) и профтехучилищ. Скорее всего, причина кроется в упадке качества среднего школьного образования и напрямую связанными с этим трудностями сдачи ЕГЭ — на том уровне, который необходим для поступления в престижные вузы. На репетиторов денег хватает далеко не у всех. В колледжи бегут от ЕГЭ. С другой стороны, в российском образовании сложилась система, которая позволяет выпускникам средних профессиональных учебных заведений поступать в профильные вузы без сдачи Единого государственного экзамена. Таким образом, они оказываются в выигрышном положении по сравнению с выпускниками школ. Этот перекос Министерство образования еще со времен Фурсенко грозилось исправить, но так, видимо, и не решилось. Или просто руки не доходят?

И вот новый учебный год, и департамент образования Орловской области рапортует бодрыми цифрами: без малого 12 тысяч вчерашних девятиклассников поступили в орловские средние и профессионально-технические специальные учебные заведения. 72 процента нынешних первокурсников в результате обучения получат дипломы специалистов среднего звена. Остальные обретут рабочие специальности.

Профильный департамент правительства Орловской области подчеркивает, что дополнительно набрано 12 внебюджетных групп, что, по мнению чиновников от образования, свидетельствует о повышенном спросе на среднее профессиональное образование. При этом вскользь отмечается, что в этом году количество бюджетных мест в указанных учебных заведениях составило 2945. Нетрудно подсчитать, что это примерно каждое четвертое место. Значит, трое из четырех абитуриентов поступили в колледжи и училища на коммерческой основе. Стало быть, 12 дополнительных внебюджетных групп свидетельствуют не столько о популярности средне-специального образования, сколько о дефиците бесплатной, обеспечиваемой государством возможности получить профессию, которая бы приносила пользу стране и кормила своего обладателя.

Этот дефицит все заметнее и в высшем образовании. Здесь картина не столь очевидная из-за обилия различных специальностей. Но если обратить внимание на те из них, которые еще недавно считались классическими для нашего бывшего технического и гуманитарного университетов, то кое-какие выводы сделать можно.

Например, такая «историческая» орловская специальность как «Технология машиностроения» в этом году предлагает абитуриентам всего пять бюджетных мест и 30 коммерческих, а «Машины и обработка металлов давлением», «вспоившая на своих водах» не одно поколение орловских инженеров, теперь бесплатно не достанется никому — только 15 ребятам за деньги (более 120 тысяч в год). Сэкономило государство и на педагогической «Информатике» (ноль — бюджетных, 20 коммерческих), и на такой, еще недавно популярной у сильных абитуриентов, специальности как «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий» — бюджетные места отсутствуют, есть только 15 коммерческих.

А между тем в Орле в последнее время замелькали объявления о спросе именно на инженеров-электриков. Но чтобы стать таковым, теперь придется раскошелиться, а то и отдать последние сбережения.

Государственное отступничество чувствуется и по таким учительским специальностям как «Русский язык и литература» — бюджетные и коммерческие места здесь распределились почти поровну. В таком же положении «История и обществознание». А «Теория и методика преподавания иностранных языков» может предложить нынешним абитуриентам только 8 бесплатных мест из 28. Зато вот такая экзотика как «Теоретико-методологический профиль» набирает больше половины своих первокурсников бесплатно. Как сказано в пояснении к этом загадочному названию, речь идет о подготовке специалистов в области образования, управления и прогнозирования социокультурных процессов в современной России и мире. Во как!

Андрей Грядунов.