Орловская искра № 22 (1291) от 17 июня 2022 года

Я бы в медики пошел…

По традиции в третье воскресенье июня в России отмечается День медицинского работника. Хочется поздравить с профессиональным праздником тех, кто избрал нелегкий путь борьбы за жизнь и здоровье людей.

Современное состояние медицины из-за нехватки квалифицированных кадров часто называют катастрофическим. Еще два года назад дефицит среднего медицинского персонала в России составлял около 120 тысяч человек. Тогда для решения проблемы представители Мин­здрава предложили увеличить количество студентов в 2 раза и одновременно сократить период обучения, убрав из программы непрофильные предметы. В этом году по оценкам Министерства здравоохранения в больницы и поликлиники должны прийти 77 тысяч молодых специалистов со средним медицинским образованием.

О том, как осуществляется подготовка медиков среднего звена, я решила узнать, побывав в местной кузнице кадров — Орловском базовом медицинском колледже. Это учебное заведение является для меня родным, поэтому было интересно узнать, какие изменения произошли здесь за прошедшие годы. С интересующими меня вопросами я обратилась к директору колледжа — Виктору Васильевичу Орлову.

В 2013 году основной корпус медколледжа торжественно открылся после ремонта, на который было выделено более 40 млн рублей. Теперь кирпичный фасад облицован панелями, напротив входа — открытые ворота мини-стадиона, территория ухожена — высажены туи и можжевельник, установлены скамейки. Также у образовательного учреждения есть учебные аудитории в корпусах на ул. Полесской и на ул. Ломоносова.

Светлые, уютные кабинеты, на стенах в коридорах — картины. В воздухе специфический запах лекарств, присущий больницам и аптекам, который сразу напоминает о том, что здесь учатся будущие медики.

В настоящее время на бюджетных местах и за счет личных средств осваивают медицинские специальности 1832 студента (включая 2 филиала в г. Ливны и г. Мценске). Профессия медицинского работника у вчерашних школьников всегда пользовалась популярностью, поэтому недостатка в желающих посвятить себя самой гуманной в мире профессии, нет.

Разумеется, что не все студенты доходят до выпускных экзаменов, поскольку обучение требует большой самоотдачи, готовности к восприятию огромного количества информации, поэтому кому-то оказывается не под силу вызубрить от корки и до корки анатомию, а кто-то, испугавшись трудностей, приходит к выводу, что выбранная специальность была ошибкой. Но, к счастью, таких не много, отсев за время обучения составляет всего около 2%.

Сегодня обучение на очном отделении проводится на базе 9 классов для медсестер, лаборантов и фармацевтов и на базе 11 классов для фельдшеров.

Существуют платные группы, в которых образовательный процесс ведется после получения общего среднего образования, в вечернее время. В основном, так учатся те, кто уже имеет медицинское образование, но по тем или иным причинам долго в медицине не работал и хочет вернуться в профессию или повысить квалификацию, работая, например, в качестве младшего медицинского персонала. Также это обучение востребовано у работников косметических салонов, желающих расширить спектр предоставляемых услуг.

Поступление в колледж — по конкурсу аттестатов, и на протяжении последних лет он остается достаточно высоким в сравнении с другими орловскими ссузами. В прошлом году средний балл для поступления на специальность «лечебное дело» составил 4,0-4,1; «фармация» — 4,7; «сестринское дело» — 4,2-4,3.

В этом году при приеме абитуриентов появилось новшество — психологическое тестирование. Известно, что работа с людьми требует определенного такта, достаточного уровня эмпатии — сострадания к пациенту, кроме того, будущий медработник должен обладать быстрой реакцией и стрессоустойчивостью.

Госзаказ на подготовку медицинских специалистов со средним образованием выглядит в настоящее время следующим образом: 50 фельдшеров, 25 фельдшеров-лаборантов, 25 фармацевтов, 200 медсестер.
Сравним потребность в кадрах в регионе, представленную на сайте Орловского Департамента здравоохранения. На первое июня в медицинских учреждениях Орловской области требовалось 370 средних медицинских работников, из них 158 медсестер, 90 фельдшеров СМП, 42 фельдшера ФАП.

Казалось бы, при таком количестве выпускников в течение двух-трех лет можно закрыть все имеющиеся в регионе вакансии. Но есть определенные проблемы. Первая — иногородние студенты составляют примерно половину обучающихся. Вторая — отсутствие распределения.

В конце 80-х — начале 90-х потребность в медицинских кадрах на Орловщине также была высока. Но в то время существовали только государственные больницы и поликлиники. Во время учебной практики студенты могли выбрать направление будущей работы, познакомиться с коллективом, овладеть практическими навыками, показать свои профессиональные качества, и в результате получить письмо-ходатайство от администрации о распределении в конкретную медицинскую организацию.

Теперь же выпускники в своем выборе абсолютно свободны. И его не всегда определяют только размер зарплаты. Не менее важны условия работы: наличие современного оборудования, перспектива профессионального роста, отношения среди коллег, транспортная доступность места работы.

В частных клиниках обстановка спокойней, нет авралов, изнуряющей нагрузки, поэтому такая работа кажется на первый взгляд более привлекательной. Но совершенствоваться в профессиональном плане, наработать практические навыки и получить более глубокие знания по выбранной специальности можно только в государственных медорганизациях.

Для тех, кто не смог найти работу самостоятельно, на базе медколледжа существует Служба содействия трудоустройству выпускников, которая собирает заявки от медицинских учреждений и информирует выпускников о вакансиях.

В последние годы страна взяла курс на компьютеризацию отечественной медицины, теперь все сведения о пациенте вносятся в базу данных, ведется электронная история болезни. В связи с этим от медработников требуют хорошо знать компьютерные программы, уметь быстро вводить необходимую информацию.

В медицинском колледже этой дисциплине уделяется достаточное внимание, в настоящее время оборудованы пять компьютерных классов, три — в Орле и два — в филиалах. Но, чтобы процесс обучения велся на должном уровне, необходимо постоянное обновление компьютерного оборудования и программного обеспечения.

Проблем с учебными пособиями не существует, ими обеспечены все студенты, третий год подряд закупается электронная библиотека.

В 2019 году медицинский колледж стал победителем конкурса на получение гранта в размере 5,7 млн рублей в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы». И в конце декабря того же года состоялось открытие пяти мастерских по направлениям «медицинский и социальный уход», «лабораторный медицинский анализ», «фармацевтика», «лечебное дело», «акушерское дело». Новейшее обучающее оборудование разместилось в корпусе на ул. Полесской.

По словам моего собеседника, учебная практика будущих фельдшеров, медсестер, лаборантов осуществляется, в основном, в государственных медучреждениях — больницах и поликлиниках города, фармацевтов — в частных и бюджетных аптеках.

Если раньше выпускнику для начала трудовой деятельности достаточно было диплома, то теперь времена другие — нужна аккредитация специалиста. После сдачи государственных экзаменов проходит первичная аккредитация, которая состоит из теоретической и практической части. После тестирования на знание теории необходимо показать свои практические навыки, которые оценивает специальная комиссия из числа практикующих сотрудников лечебных учреждений.

Красный диплом после окончания медколледжа получают около 4-5% выпускников, примерно 15% выпускников решают продолжить обучение в медицинских вузах.

Пандемия еще больше обострила проблему нехватки медицинских специалистов, увеличила нагрузку на медперсонал. Около 50 будущих фельдшеров и медсестер в это нелегкое время трудились наравне со старшими, более опытными коллегами в поликлиниках, на станции скорой помощи, в больницах, в т. ч. в инфекционном отделении Кромской ЦРБ.

В медколледже готовят и младший медицинский персонал. Кое-кто считает санитаров простыми уборщиками, дело которых — «махать» тряпкой. Однако требования к этой профессии изменились, и просто так, зайдя с улицы, трудоустроится по данной специальности невозможно. Для работы в клинике необходимо пройти дополнительное обучение, сдать квалификационный экзамен и получить специальное свидетельство. Кроме знаний по гигиене и правил проведения уборки помещений, младшая медсестра должна уметь оказывать и первую медицинскую помощь. По программе младшего медперсонала набирается курс сестер милосердия при сотрудничестве с РПЦ.

Существуют и другие государственные направления обучения. Так, по программам службы занятости обучаются группы желающих повысить свою квалификацию по специальности «косметик», столь популярной у современной молодежи.

Большое значение в подготовке будущих медиков играет физическая культура. Каждый сам может выбрать вид спорта: волейбол, баскетбол, настольный теннис, армрестлинг. В этих дисциплинах студенты Орловского медицинского колледжа постоянно занимают призовые места и нередко становятся победителями Спартакиад среди средних учебных заведений. Как доказательство — на столе у директора стоят несколько спортивных кубков.

Но вернемся к основной теме — как снизить дефицит медицинских кадров. В каждом регионе это пытаются сделать по-своему. Например, в Липецкой области в два раза увеличили единовременные выплаты для средних медицинских работников, которые впервые приходят в службу скорой помощи. Существует общероссийская программа «Земский фельдшер», когда переехавшему в сельскую местность специалисту выплачивают полмиллиона рублей.

Но основную проблему, с которой сталкиваются медики — жилищную, это не решает. Кроме того в российской глубинке отсутствует инфраструктура: разбитые дороги в деревнях и селах чаще правило, нежели исключение. Поликлиники и больницы давно ждут ремонта, не хватает медицинской техники и лекарственных препаратов. Да и депрессивный район, где нет крупных сельхозпредприятий и перспектив для развития, не является привлекательным для переселения. Поэтому такие вопросы должны решаться комплексно, с привлечением федерального центра.

А пока получается, что государство обеспечивает кадрами и помогает развивать в первую очередь коммерческую медицину.

Елена Боровская.
Член Орловского городского
Совета сторонников КПРФ.