Орловская искра № 18 (1239) от 21 мая 2021 года

Здоровье нации

Константин Бобраков, советник при ректорате по медицинской научно-образовательной деятельности ОГУ имени И. С. Тургенева,кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Общественное здоровье, здравоохранение и гигиена» Орловского медицинского института:

— Сейчас проблемам здравоохранения уделяется особое внимание. Что может быть важнее здоровья? При этом отрасль нередко критикуют. Это понятно, пандемия, как лакмусовая бумага, обнажила все болевые точки, все проблемы здравоохранения. И в первую очередь — недостаточное финансирование. Считаю, что финансирование отрасли должно быть адекватно расходам и запросам общества и соответствовать не менее 7% от ВВП. Этого показателя следует достичь в течение трех лет! Это должно стать главным приоритетом государственной политики и находить отражение при формировании региональных бюджетов. Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам должны финансироваться полностью.

К 2024—25 годам (когда реализация нацпроекта «Здоровье» завершится) надо подготовить полноценную государственную программу развития здравоохранения (не только первичного звена), которая будет направлена на укрепление материально-технической базы (в том числе капитальный ремонт, строительство и реконструкцию) тех медицинских организаций, которые до этого не участвовали в каких-либо программах — за счёт федерального бюджета. А таких учреждений у нас огромное количество. Необходимо провести аудит всей действующей нормативно-правовой базы в сфере здравоохранения с целью создания единого законодательного документа «Кодекс здравоохранения РФ».
На мой взгляд, необходимо создать единую государственную систему здравоохранения, где качество медицинской помощи полностью устраивало бы людей. Экономическая ситуация и возможности регионов разные. Но качество оказываемой медицинской помощи не должно зависеть от доходов субъектов и места проживания человека.

Я также предлагаю создать в области экспертно-консультативный Совет по вопросам здравоохранения и социального развития. Основным звеном Совета должны стать главные внештатные специалисты департамента здравоохранения Орловской области, институт которых необходимо укрепить, мотивировать, наполнить полномочиями. У нас в области большое количество экспертов, их только надо объединить. Выслушав все мнения, выбрать наиболее устойчивое и приемлемое, и тогда качество управленческих решений органов власти в вопросах здравоохранения и социального развития повысится. Совет может состоять из комитетов, например, решающих проблемы онкологии, сердечно-сосудистых заболеваний, и формулярного комитета, который будет помогать в решении вопросов, связанных с лекарственным обеспечением населения. Для нашей области это очень актуально.

Главные внештатные специалисты — это, чаще всего, заведующие отделениями либо специалисты, которые занимаются и лечением пациентов, и проблематикой, и организационными вопросами в узких сферах, касающихся эндокринологии, паллиативной медицины, травматологии, хирургии, терапии и др. К примеру, когда возникла проблема борьбы с ковидной инфекцией, мы часто обращались к мнению В. С. Адоньевой, одному из главных внештатных специалистов. Она давала ценные советы, как лучше справиться с ситуацией. Нужно продумать и механизмы мотивации таких специалистов.

Перехожу к вопросу обеспечения качества, доступности и преемственности первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в целом. Считаю, необходимо увеличить в разы количество врачей общей практики (семейный врач) и офисов врачей общей практики. Врачи общей практики — это отдельная специальность, своего рода спецназ среди специалистов, которые оказывают первичную медико-санитарную помощь. Имея хорошее оснащение, помощников, они могли бы улучшить ситуацию не только с оказанием первичной медицинской помощи, но и обеспечением специализированной помощи. Это тонкий профессиональный момент.

Что касается пандемии, то предлагаю утвердить подпрограмму «Создание системы инфекционной помощи и предупреждение распространения инфекционных заболеваний на территории Орловской области». Утвердить наполненный финансовыми средствами региональный план противодействия гепатитам, ВИЧ-инфекции, туберкулёзу и другим социально значимым инфекциям. Надо сохранить и укрепить всё, что у нас уже создано. К примеру, есть туберкулёзная больница с помещениями, которые можно было бы перепрофилировать и использовать более эффективно. У нас есть СПИД-центр, который находится на территории инфекционного корпуса Орловской детской областной больницы имени З. И. Круглой. Ему надо определять самостоятельное место. Есть целые больничные корпуса, которые не востребованы. Вызывает озабоченность состояние инфекционно-психиатрического корпуса Орловской психиатрической больницы — ему уже больше 120 лет.

Уместно сказать и о достижениях. Это капитальный ремонт инфекционного корпуса Кромской больницы. Её врачи спасли в пик пандемии много человеческих жизней.
В нашей стране, в отличие от многих других, инфекционные службы сохранились. Тем не менее, отрасль нуждается в серьёзной модернизации. Считаю, что всю инфекционную службу надо создавать с единым началом, надо менять структуру. Свои предложения в этом направлении мог бы дать экспертный Совет.

Целесообразно разработать и утвердить подпрограмму «Охрана психического здоровья граждан в Орловской области». Самое главное — это ремонт больниц, которые находятся, увы, в удручающем состоянии.

Центральная проблема сферы здравоохранения — это лекарственное обеспечение. Люди, которые лечатся в больнице, получают лекарства бесплатно. А вот пациенты поликлиник (исключая льготников) лекарства покупают за свой счёт. Но ведь обращение в медицинскую организацию, которая оказывает первичную медико-санитарную помощь — это тоже страховой случай. Почему же должна оставаться разница между лекарственным обеспечением двух видов медицинской помощи? Вся лекарственная помощь в России для граждан должна быть БЕСПЛАТНА, в том числе и за счёт средств ОМС. Именно в этом направлении должна выстраиваться политика государства. Считаю, необходимо внедрить в стране единую государственную систему обязательного лекарственного обеспечения (страхования) всех граждан. Независимо от доходов и места проживания каждый россиянин должен иметь право на бесплатное получение необходимых лекарств. Надо создать единую централизованную систему обязательного медицинского страхования, при этом пересмотреть роль медицинских страховых организаций. Должен полноценно заработать институт страховых представителей.

И ещё один важный аспект — кадровый. О нехватке врачей, медсестёр, фельдшеров, особенно в сельской местности, сегодня говорят абсолютно на всех уровнях. Как решить проблему? Предлагаю увеличить план подготовки необходимых медицинских специалистов, предусмотрев его действие на 10—20 лет вперёд. Целевой набор в медицинские университеты (институты) должен быть увеличен в разы. Далее, вернуть бесплатную интернатуру по основным медицинским специальностям. Гарантировать трудоустройство выпускников медицинских вузов. Необходимо существенно увеличить подготовку в ординатуре за средства бюджета. Надо увеличивать финансовое обеспечение таких программ как «Земский доктор».

О трудностях профессии врача знаю не понаслышке, я сам из династии врачей, почти все мои родственники, жена — врачи. Если мы сохраним преемственность поколений, прекратим «оптимизацию» медицинских организаций на селе, пересмотрим отраслевую систему оплаты труда работников здравоохранения, то избежим многих бед и кризиса в отрасли. Вклад в медицину — это вклад в здоровье нации.