Гарлемское варварство или поиск самовыражения?

В современном цивилизованном мире граффити устойчиво ассоциируется с рисунками, художественными изображениями плакатного характера. Запад уже пережил увлечение этим явлением. В нашей стране оно находится на пике популярности. А за последние годы получило широкое распространение и в Орле. Настолько, что приобрело социально-значимый оттенок и не могло не оказаться в поле зрения городских властей.

Администрация Орла даже попыталась объединить активных «граффитчиков» и провела сначала районные, а затем и общегородской конкурс. В последнем приняли участие 12 любителей настенной живописи. Но речь сегодня пойдет не о них, а о некой молодежной, или, точнее, подростковой субкультуре.

С этим особым «направлением» в граффити знаком практически каждый орловчанин, входящий в собственный подъезд. То, что намалевано на стенах подъездов, никакого отношения к рисункам не имеет. Это, скорее, возвращение к изначальному понятию: ГРАФФИТИ (букв. с итальянского — нацарапанные) — древние и средневековые посвятительные, магические, бытовые надписи, нацарапанные на стенах зданий, сосудах и т. д.

Сегодня это — росписи, автографы, в которых с помощью символов, иногда весьма затейливо, зашифрованы — имя, фамилия или прозвище юного «каллиграфа».

Итак, надписи на дверях и стенах тысяч городских подъездов и… 12 участников конкурса. Получается, авторы подъездных каракулей так и не вышли из «подполья» для участия в публичном мероприятии. Напрашивается вывод: первые в городе конкурсы не достигли поставленных целей, результаты их оказались мизерными.

Нужны ли в таком случае конкурсы или это пустая затея?

Свою точку зрения на этот счет высказала глава администрации Северного района Лидия Кирдеева:

— Конкурсы, конечно, нужны. Главный вопрос: в какой форме их проводить, какие цели мы при этом ставим? Подготовка к первым районным конкурсам показала, что их организаторы преследовали не те цели. Ведь главной задачей было — выявить, что это за ребята, изрисовывающие подъезды многоэтажек письменами, что у них за душой. Художники они или хулиганы, варвары, действующие по принципу: чем хуже для всех — тем лучше. Пытаются ли они выразить внутреннее «я» или из какого-то невнятного, неоформленного протеста желают превратить подъезды собственных домов в гарлемские трущобы из фильмов восьмидесятых годов? И если так — почему?

Мы хотели бы с ними поработать. Поймите, речь идет не о выявлении и наказании, а о попытке понять их ценности. Городские власти хотят и могут помочь подросткам реализовать увлечения цивилизованным путем.

— Какими, по-вашему, должны быть цели и задачи подобных конкурсов?

— Мы должны пытаться перенести это, с позволения сказать, «творчество» на асфальт, на специально выделенные поверхности. Сделать подъезды чистыми, не лишая молодежь возможности самовыражаться.

А что получилось на практике? Конкурсные требования — например, представление эскиза, отвечающего определенным параметрам — были чрезмерно жесткими, рассчитанными не на пробующих свои силы подростков, а на профессиональных художников, т. е. тех, кто подобные конкурсы давно перерос. Вот и оказалось, что в нашем районе практически нет ребят, способных интересно, с выдумкой оформить стену. Всего-то на весь район нашлись 4 человека. А ведь желающих участвовать было намного больше. Но после ознакомления с явно завышенными требованиями подростки уходили, разводя руками.

— Поговорим о причинах сегодняшнего вандализма. В чём они, на ваш взгляд?

— Вот вам сюжет из нашей жизни: недавно проезжали мимо трех новых домов по Маринченко — от улицы Космонавтов до 5-й школы. Они густо исчерчены дикими письменами. Жильцы, между прочим уплатившие за это жильё очень большие деньги, безразлично проходят мимо своих загаженных стен. Что это? Откуда абсолютное равнодушие к тому, что тебя окружает, к собственному имуществу, наконец?

Причины безразличия, на мой взгляд, в том, что все мы, от мала до велика, стали чувствовать себя временщиками. Ушло куда-то чувство сопричастности ко всему, что вокруг тебя и после тебя. Исчез непрерывный воспитательный процесс, что губительно сказалось на психологических установках подростков. Место общественных и образовательных организаций, которые, при всех своих недостатках, уж плохому-то не учили точно, заняли уличные компании и телеканалы. Что страшнее — еще нужно посмотреть.

— У вас есть практические предложения по изменению ситуации в этом больном вопросе?

— Может быть, конкурсы граффити следовало бы проводить для начала в каждой школе, а только затем на районном и городском уровне. Современные дети прагматичны и даже меркантильны. Им нужны овеществленные или публичные знаки признания. Затраты на конкурсы и на призы победителям, даже очень ценные призы, все равно будут меньше, чем затраты на ликвидацию последствий подъездного вандализма. Нужно было бы широко освещать такие конкурсы в местных СМИ: каждому подростку лестно стать героем газетной публикации или телесюжета. Можно, в конце концов, изучить возможность платных заказов от рекламных агентств. Мы, в частности, могли бы предложить любителям граффити украсить рисунками (но не каракулями) бортики наших школьных и дворовых спортивных кортов. Если на первых порах не всё будет получаться — не беда. Пусть пробуют, творят коллективно, помогают друг другу. Всё это — сильные, эффективные стимулы, с помощью которых подростка можно отвлечь от безобразных надписей в подъездах.

— Но и общественность, взрослые не должны оставаться в стороне…

— Хотелось бы обратиться к родителям. Известно, что баллончики с краской стоят недешево. Деньги на них ваши отпрыски берут, конечно же, у вас — больше негде. Подумайте о том, что вы делаете, потакая их требованиям: они исписывают подъезды и наружные стены домов, в которых вы купили квартиры. Раньше косметические ремонты, ликвидация надписей были «головной болью» исключительно муниципальных властей. Новый Жилищный кодекс и сопутствующие ему нормативные документы переориентировали не только права, но и ответственность за сохранность и содержание общедомового имущества на собственников жилья, т.е. на вас, уважаемые родители. И на ремонт, на забеливание и закрашивание стен деньги будут идти тоже из вашего кармана, из семейного бюджета.

А есть ведь еще и штрафные санкции. Как вы понимаете, соседям быстро надоест нести солидарную (коллективную) ответственность и платить штрафы за чьи-то художества. Обнаружить авторов надписей будет несложно. А дальше суд обяжет папу и маму произвести ремонт всего подъезда. Или оплатить в полном объеме стоимость материалов и работ.

Молодежь считает себя самой продвинутой, прогрессивной и юридически грамотной частью населения. И, наверное, не без оснований. Тем более непонятны проявления варварства.

Конкурсы необходимо отдать в руки молодежной комиссии, Пусть они формируют жюри и самостоятельно определяют лучших из своей среды. Это было бы справедливо. А городские власти возьмут на себя организационное и финансовое обеспечение. Молодежь может и должна реализовать свои интересы путем самоорганизации. При этом органы местного управления будут оказывать содействие любым разумным начинаниям.

Александр Семенов.