Градостроительная необходимость

(Окончание.
Начало в № 14 (124)
от 14 апреля 2010 г.)

ОРЛОВСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК

Стремительное развитие капитализма в России, небывалый рост экономики отразились в грандиозных постройках того времени — банковских сооружениях. Проекты заказывали лучшим архитекторам, здания банков, как правило, занимали исключительно выгодное положение в центре городов. В России первый коммерческий банк открыт в 1864 году. Орловский коммерческий банк основан в 1872 году. Появление крупного финансового учреждения в городе было закономерно: Орел с конца XVII века до строительства железной дороги в 1868 году развивался как крупный торгово-купеческий город, чему способствовала орловская Струговая пристань. Накопление свободного финансового капитала давало возможность через банки инвестировать различные проекты для других регионов России.

Первоначально банк занимал дома, ранее принадлежавшие купцу Васильеву, на Гостиной улице. Дела банка шли столь успешно, что в 1874 году он выкупает рядом расположенный земельный участок, принадлежавший мещанину Н. П. Лепешову, и по проекту архитектора Попова, утвержденному городовым архитектором И. Тибо-Бриниолем, полностью перестраивает дом Лепешова. Проект перестройки сохранился, обновленное здание представляет собой двух-этажное представительное сооружение. Тем не менее, вскоре было принято решение о строительстве нового здания банка.

Строительство велось при председателе правления банка Л. С. Полякове (1844—1914 гг.), учредителе Московского отделения Императорского русского технического общества, благотворителе и меценате, вносившем много средств на Музей изящных искусств. Директором банка был В. Э. Ромер (1838—1901 гг.), писатель, переводчик и публицист, редактор «Земледельческой газеты». Акционером и депутатом Коммерческого банка был А. А. Берс (1845—1918 гг.), брат С. А. Толстой (жены Л. Н. Толстого), служивший в 1880—1890 гг. орловским вице-губернатором. В 1909 году Коммерческий банк сливается с Московским международным торговым и Южнорусским промышленным банками, образуя Соединенный банк. В 1909 году банк имел отделения в 22 городах различных губерний России, по размерам основных активов и пассивов Соединенный банк занимал 9-е место среди русских акционерных коммерческих банков, его капитал составлял 7,5 миллиона рублей. Орловский Коммерческий банк занимался большой благотворительной деятельностью: содержал богадельню для престарелых, общину сестер милосердия, ученую архивную комиссию, выделял большие средства на другие значимые социально-общественные нужды.

Проект Коммерческого банка выполнил известный архитектор С. К. Родионов, дворянин по происхождению, талантливый зодчий, много работавший в Москве, в совершенстве владевший методами и приемами построения зданий в стиле ушедших эпох. Строительство началось в 1897 году, последние отделочные работы закончились в 1902 году. Окончание строительства стало знаменательным событием для города Орла. Из банковских сооружений России орловский банк был самым представительным в своем типологическом ряду, все аналогичные сооружения уступали Коммерческому банку по своей архитектур-но-художественной выразительности. Обращение архитектора Родионова к русскому зодчеству боярской знати XVI—XVII веков закономерно. Будучи модным в конце XIX века, ретроспективный стилизаторский «русский стиль», с его хоромностью, красочной живописностью в композиционном построении объемов, как никакой другой стиль, богато оформленными фасадами позволял придать зданию репрезентативный вид. На крайне затесненном участке между зданием Магистрата и рекой Орликом архитектор разместил комплекс зданий, состоявших из главного корпуса, жилого корпуса, каретного двора и сторожки. Внешнее декоративное убранство фасадов призвано было поражать своим ошеломляющим богатством, состоявшим из епанчовых и шатровых завершений с чешуйчатым покрытием, кокошников и килевидных завершений, развитых очелий оконных проемов, аркатурных поясов и висячих гирек, изразцовых вставок и ажурных кованых изделий. Все здания соединены между собой крытыми галереями, каретный двор был связан с двумя парадными въездными воротами, создающими идеально удобную развязку для карет во внутреннем дворе. Со стороны реки Орлик разворачивалась величественная панорама всех зданий, охватываемая единым взглядом и увязанная в единый блок в строгом соответствии с золотыми пропорциями. Уникальная по своей архитектурно-художественной ценности, глубинно-простран-ственная композиция комплекса зданий Коммерческого банка не имела себе равных в строительной практике XIX века. Она по праву должна войти во все учебники по архитектуре.

В организации интерьеров архитектор обратился к классическому стилю как наиболее парадному и представительному, полностью отвечающему изысканным требованиям заказчика. Устройство двухъярусного под кессонированным куполом операционного зала главного корпуса — это самостоятельное высокохудожественное произведение искусства, яркий пример виртуозного владения классическим стилем. Обращаясь к историческому наследию прошлых эпох, архитектор за основу берет непревзойденный аналог всех времен и народов — конструкцию несущего кессона из Храма всех Богов — римского Пантеона, построенного в 27 году до н. э., где выражена идея прообраза всей вселенной. Чувство красоты и меры не изменило архитектору, парадная торжественность зала подчеркивается деловитостью и относительной скромностью отделки рабочих кабинетов банка.

В 1917 году банк закрывается и в нем размещается Орловский губернский комитет коммунистической партии (б). В 1941—1943 гг., в период оккупации, в здании банка находилось гестапо, в подвалах держали сотни заключенных и заложников. При освобождении города в результате авианалетов старый центр города пострадал в большей мере, чем все окружающие кварталы. Полностью были разрушены все здания западнее банка, в том числе Русско-азиатский банк, построенный в неорусском стиле в 1910 году и непосредственно примыкавший к Коммерческому банку. Были разрушены здания, представлявшие самостоятельную историческую и архитектурную ценность, некогда принадлежавшие купеческим сословиям Скоропадских, Фроммельдт, Клейменовых. На их месте в настоящее время сквер им. Маяковского. Превращено в руины прекрасное здание в стиле модерн — гостиница «Берлин», непосредственно примыкавшая к банку с востока. На его месте в 1950-е годы по проекту архитектора И. А. Иванова и инженера В. В. Петропавловского в неоклассическом стиле было построено здание учетно-кредитного техникума.

Серьезные поврежде-ния получил и Коммерческий банк: в результате пожара сгорели две шатровые башни главного корпуса, обрушился кессонный свод центрального зала. В 1958 г. кирпичные башни разобрали, а зальное помещение разделили перекрытием на два этажа. Утрата уникального кессонного свода, двух шатровых башен, открытой оранжереи главного корпуса, ажурного кованого декора епанчового завершения резко обедняет и искажает первоначальный замысел архитектора.

В 1993 году по заказу администрации ГУ Центрального банка по Орловской области архитектурно-реставрационный кооператив «Свод» (г. Москва) выполнил и согласовал на Градостроительном совете 03.12.1994 г. проект реставрации Коммерческого банка. Искусствоведа Л. И. Острову (г. Москва), писавшую историческую записку к проекту реставрации банка, ожидала редкая удача. В отделе уникальных собраний Государственного архива был обнаружен фотоальбом XIX века, посвященный окончанию этапа строительных работ с подробными фотоизображениями фасадов и интерьеров здания. Согласно плановому заданию разработана полная проектная документация по воссозданию утраченных шатровых башен. В 1993—1998 годах проведены ремонтно-восстановительные работы по покрытию, фасадам. В соответствии с современным банковским делопроизводством служащие банка получили прекрасно оборудованные рабочие места. Прошло более 12 лет с окончания производства работ, а утраченных башен как не было, так и нет. Руководство ГУЦБ по орловской области не выполнило своих обязательств согласно им же выданному плановому заданию. Все усилия проектантов оказались тщетны, работа сделана вхолостую. Финансисты XIX века прекрасно понимали, что облик здания — это лицо и визитная карточка предприятия, надежность, незыблемость, материальное отображение успешности.

Градообразующий памятник федерального значения, находящийся в центре областного города не должен содержаться пользователем, балансодержателем или собственником с физическими утратами, резко снижающими его градостроительную и архитектурно-художественную ценность. На основе Закона РФ «Об охране и использовании памятников истории и культуры» — воссоздание утраченных в 1943 году шатровых башен Коммерческого банка — градостроительная необходимость. Центральный банк по Орловской области должен отвечать своему высокому предназначению.

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР

Старый центр города по своему наполнению орловской общественности еще с 60-х годов представлялся как общест-венно-культурный, учебно-творческий, музейно-выставочный центр. С возможным вкраплением в него специализированных сувенирных магазинов, кафе быстрого обслуживания, зрелищно-развлекательных клубов и залов. Но ближе всех к желаемому центру подобрались магазинчики с бытовым «барахлом» и ширпотребом, привезенным невесть откуда.

Самый ощутимый удар со времен ВОВ по целостности архитектурно-исторического наследия старого города нанесен в 2001 году строительством элитного здания на продажу, возведенного в неопределенной стилевой манере, резко диссонирующей с окружающей застройкой. Из окон 5-этажного здания прекрасный вид на мост и улицу Ленина, но внизу — огромный пустырь с чахлым кустарником. Само собой, естественно, как дыхание, у власти возникла идея благоустройства площади между гимназией и строившимся элитным домом под брендом полководца XIX века Ермолова.

Генерал А. П. Ермолов родился 24 мая 1777 года в Москве, но сам место своей родины определял словами: «Отечество мое — Орел». М. И. Кутузов о нем сказал: «Он рожден командовать армиями». А. С. Грибоедов писал: «Патриот, высокая душа, замыслы и способности точно государственные, истинно русская мудрая голова». «Подвиги Ваши — достояние Отечества, и Ваша слава принадлежит России», — писал великому полководцу генералу А. П. Ермолову А. С. Пушкин.

Был вторично использован «памятный камень Зинаиды Райх», видимо, посчитали, что великий полководец заслуживает его в большей мере. (Памятный камень был установлен 28.09.1991 г. на месте утраченного дома, в котором жила жена поэта С. А. Есенина Зинаида Райх. Авторы Н. Скотникова и Н. Извеков). В годовщину 225-летия со дня рождения А. П. Ермолова, 4 июня 2002 года, на торжественном открытии закладного камня, где планировалось установить памятник А. П. Ермолову, произносились слова: «Нам посчастливилось открыть…» Власть рассчитывала на спонсоров и федеральные деньги, но «наше счастье за ваши деньги» не прошло, и камень на неопределенно долгое время стал молчаливым свидетельством дешевого популизма с оттенком авантюризма.

Тем не менее, патриотическую орловскую общественность будоражило более двух лет: эскизы, выставки, более 20 макетов и проектов, буклеты, статьи и обсуждения в СМИ. Но в годовщину 230-летия о Ермолове в СМИ уже ни слова, полководец стал отработанным материалом. А как талантливы и идеологически продуманы были макеты и проекты! Опальный генерал в яростной атаке с саблей на взмахе на вздыбленном коне скачет вверх по улице Ленина — здесь и связь времен и незримая нить, связующая старый центр города с новым.

От Торговых рядов XIX века до бывшего железнодорожного управления (Комсомольская, 15) и церкви Михаила Архангела XIX века нет ни одного здания правильно и грамотно окрашенного. Классицизм — это очеловеченная архитектура. Покраска зданий из хроматического ряда теплых, телесных цветов, со всеми его нюансами и оттенками — это очень богатая палитра, но плотным, ядовитым, агрессивным цветам там места нет. Людей с зеленым цветом кожи не бывает (Торговые ряды высокого классицизма), нет людей и с ядовито-лимонным цветом кожи (Учетно-кредитный техникум в неоклассическом стиле). Думать иначе — это патологическая шизофрения, в России не обнаружено ни единого зеленого сооружения, построенного в классическом стиле. Все здания с окрашенными нишами, в которых белый лепной декор, — это контурная покраска, взятая из детских пособий «Раскрась сам». На протяжении многих лет власть демонстрирует полное равнодушие и бесконтрольность по покрасочным работам в городе, у владельцев и арендаторов зданий нет ни такта, ни умения окрашивать старые здания надлежащим образом. В центре города в одной визуальной видимости золото куполов и латаные крыши из ржавого железа, шифера и толи, свесы кровель делаются столь безграмотно, что с весной снег, лед и куски мокрых карнизов падают на тротуары в поисках своих жертв, и поэтому цветные ограждающие ленточки — это достопримечательность центра города.

Торговые ряды на ремонте, краеведческий музей не работает много лет. Физический объем Торговых рядов столь велик, что при таком низком качестве работ их окончание уходит в бесконечность. В конце XX века ряды облицевали мрамором, то, о чем писалось ранее в СМИ, стало реальностью: мраморные плашки, как семечки, «слетают» с пилонов аркады. Чтобы в недалеком будущем избежать аварийного состояния памятника, необходимо сбить весь мрамор, «удушающий» кирпичную кладку, произвести горизонтальную гидроизоляцию и вычинить весь кирпич, превратившийся в труху. Глупость чиновников, умноженная на жажду освоения денег, порой обходится налогоплательщикам безумно дорого.

Из 19 памятников федерального значения в Орловской области 10 находятся в городе Орле, из них 6 — в старом центре города: Магистрат и гимназия XVIII века, Коммерческий банк 1902 года, торговые ряды 1847 года, Богоявленская церковь начала XVIII века, церковь Михаила Архангела 1801 г.

Комплекс всех сооружений в районе Театральной площади сформировался к 10-му году XX века из престижных зданий разных стилей: зрелого классицизма — Магистрат и Народное училище XVIII века, псевдорусского стиля — Коммерческий банк 1902 года, неорусского стиля — Русско-Азиатский банк 1910 года, модерна — гостиница «Берлин», высокого классицизма — на западе церковь Михаила Архангела, на востоке Торговые ряды. К сожалению, из этого стилевого ряда к нашему времени выпали здания в неорусском стиле и стиле модерн. Архитектурное наследство центра города, состоящее из зданий, прошедших через разные этапы в эволюции стилей, весьма ценно, оно не должно быть обречено на естественное обветшание и вымирание. Существующее положение удовлетворить никого не может. Воссоздание утраченных вертикалей обогатит и с вечерней подсветкой преобразит центр города. Выполнение надлежащих ремонтно-восстановительных работ по красным фасадам создаст положительную эмоцио-нально-художественную среду, и древний центр в полной мере станет главной достопримечательностью города, притягательным местом для его жителей и гостей.

М. Скоробогатов,
архитектор-реставратор.