Икона без цвета и облачение из мешковины
Со 2 по 4 апреля на историческом факультете Орловского государственного университета работала выставка «Россия православная». Она была организована главным образом для учащихся средних школ и представляла собой выставку творческих работ студентов исторического факультета, будущих преподавателей истории.
Организатор и главный вдохновитель мероприятия — доцент кафедры всеобщей истории Л. В. Гранина определила главную идею выставки как осмысление роли православной церкви в истории страны. Особенностью её экспонатов, по словам Граниной, является то, что большинство из них представляют собой методические пособия, придуманные самими студентами, с помощью которых они могли бы рассказать своим будущим ученикам о православии в жизни русского народа. Немаловажно и личностное восприятие темы, отмечает Гранина. Иными словами, каждый из участников выставки должен был не просто создать экспонат, а выразить через него свое отношение к православной вере и церкви. Ведь прежде чем что-то объяснить другим, подчеркивает Гранина, нужно самому разобраться в теме, определить свое отношение к ней.
Среди экспонатов выставки Людмила Владимировна выделяет, например, скульптурное изображение монаха. Объем, цвет, детали этой фигуры могут помочь детям на уроке лучше воспринять тему православного монашества. Или вот, например, необычная композиция — знаменитый храм Покрова Богородицы на Нерли. Изображение храма выполнено из пушистых ниточек и ситца. В этом и проявилось личностное отношение к изображаемому: «Это именно наш храм на Нерли, — говорит Л. В. Гранина, — а потом уже памятник, находящийся под охраной ЮНЕСКО».
О необычной методике преподавания иконописи рассказывает другой экспонат: иконописный образ без цвета. Детям на уроке предлагается по памяти восстановить цвета красок. Это помогает лучше закрепить в сознании учеников тему «Значение цвета в русской иконописи».
Зримым воплощением темы «Православная церковь в контексте исторических событий отечественной истории» является акварельная работа, в которой изображение храма стало как бы связующим звеном, удерживающим центром для различных исторических эпизодов из эпохи Ивана Грозного.
А вот экспонаты из истории двадцатого века. Это реконструкция самодельных священнических облачений и атрибутов церковной службы, которые в 30-х годах делали из подручных материалов священники-заключенные лагеря на Соловках. Все предметы и одежда выполнены в натуральную величину. Именно так, из некрашеной серой мешковины делали себе облачения священники-зэки, которые, оказывается, не оставляли своего служения и в лагерных бараках. Подобные экспонаты сами по себе уже свидетельствуют об интересном историческом факте и могут стать темой отдельного урока истории в средней школе. Кстати, выполнил эту реконструкцию студент-заочник 4 курса, в недавнем прошлом — священник одного из храмов г. Курска Андрей Бодягин.
Выставка зримо демонстрировала любовь ее авторов к отечественной истории и глубокий интерес будущих светских педагогов к русскому православию. Хочется надеяться, что в ближайшем будущем в наши школы придут неравнодушные и подготовленные учителя-историки. Это особенно важно в контексте наметившихся решений правительства о введении в школе с 2009 года нового общеобразовательного предмета «Духовно-нравственная культура», одной из форм которого будут «Основы православной культуры».
А. Градов.