Кудесники меча и топора

Свободное время для этих людей является большой роскошью. Чуть только выпадет минутка, и они выезжают за город, облачаются в старинные одежды и кольчуги, берут в руки древние мечи, топоры и палицы. Кажется, сама история поворачивает время вспять, и вместо менеджеров Иванов Владимировичей, студентов Александров Николаевичей и учителей Михаилов Ивановичей появляются древние русичи: Ратиборы, Святогоры и Ярополки. Еще миг, и былинные воины сходятся в смертном бою, без устали поражая ворога, аки кара небесная. А вечером, уставшие, но безумно довольные, они садятся вокруг костра, пьют чай с земляникой и под гитару дружно поют бардовские песни.

На войне как на войне

Пару лет назад орловцы впервые стали свидетелями военно-исторической инсценировки — постановочного уличного спектакля. Он прошел в День города, 5 августа, в Детском парке. На глазах у восторженных зрителей около пятидесяти человек, облаченных в военную форму времен Великой Отечественной войны, мужественно сразились в бою за освобождение Орла. Фашисты, как и полагается, проиграли, наши победили. В бою использовалось настоящее оружие тех времен, переделанное под холостую стрельбу, и взрыв-пакеты. К сожалению, не обошлось без травм. Во время очередного взрыва с дерева упал неосторожный мальчишка, а неудачно отскочившая граната угодила в толпу, разбив голову одному из зрителей.

Впрочем, риск получить травму во время инсценировки боя времен ВОВ не очень велик. По крайней мере, ребята из военно-исторического кружка «Отечество», действующего при областном Дворце творчества детей и юношества им. Гагарина, в этом уверены. Уже несколько лет они занимаются военно-исторической реконструкцией, или, как ее еще называют, экипировочным движением. Основная цель его участников — восстановление одежды той или иной эпохи, причем одежды не только военной. Экипировщики по крупицам собирают информацию, тщательно изучая историю, старинные книги и гравюры, своими руками шьют рубахи и портки, делают из кожи обувь, куют латы, по колечку собирают кольчуги и т.д. Все это они демонстрируют на специальных фестивалях, где за высоко оцененный жюри костюм можно получить солидный денежный приз.

Ребята из «Отечества» выбрали для себя несколько исторических вех. Прежде всего, это годы ВОВ, что неудивительно, так как на Орловщине бои шли кровопролитные. Для полноты ощущений ребята участвуют в поисковых операциях. Попутно учат историю и помогают восстановить многие неизвестные детали той страшной войны, ищут родственников тех, чьи останки порой удается обнаружить в походе. Свои находки, а это в основном оружие, обмундирование и документы, они сдают в музеи области, безвозмездно пополняя их фонды.

Семь лет назад в Лужках, на окраине Орла, они совершенно неожиданно отыскали военный полигон, который использовался для стрельб еще царскими войсками. Некоторые старожилы со слов своих отцов и дедов помнят названия и номера полков, которые там упражнялись в стрельбе. Это настолько захватило ребят и их руководителя Михаила Сахарова, что они стали заниматься военно-исторической реконструкцией суровых лет Гражданской войны. Ряд неожиданных открытий ими уже сделан. Например, опытным путем выяснили, что знаменитые мельхиоровые пули до начала Первой мировой войны были не только в арсенале офицеров. Ими стреляли рядовые солдаты из винтовок Бердана, известных в народе как «берданка». Впоследствии солдат лишили удовольствия поражать врага пулями из дорогого, почти серебряного, сплава, оставив его только офицерскому составу.

Богатырская силушка

Особый акцент в работе клуба «Отечество» сделан на историю средних веков. Тема древней и средневековой Руси в среде экипировщиков очень популярна. Уже много лет на Куликовом поле в Тульской области проходит грандиозный фестиваль военно-исторической реконструкции, куда съезжаются увлеченные юноши и девушки, мужчины и женщины со всей России. Бывает, что вместе со зрителями число людей, приехавших на Куликово поле в эти дни, достигает трехсот тысяч. Не каждая европейская страна может похвастать таким количеством населения. Подобные форумы привлекают экипировщиков многим. Прежде всего, это возможность и себя показать, и на других посмотреть. Обмен опытом в среде экипировщиков имеет колоссальное значение, так как постигать секреты древних мастеров приходится «на ощупь».

Например, кажется, нет ничего сложного в том, чтобы сшить пару кожаных башмаков. На самом деле это непросто. В Орле сейчас остались всего два мастера, которые шьют обувь на заказ, по колодке. Естественно, цена их работы высока, и потому экипировщики предпочитают мастерить обувь своими руками. Им и так приходится тратить много денег. В среднем, костюм русского ратоборца — портки, рубаха и обувь — обходится в три с половиной тысячи рублей. А ведь необходимо еще сшить шапку, выковать хотя бы один меч, сделать топор и деревянный щит, тоже желательно не один.

— К фестивалю мы готовимся целый год, — рассказывает руководитель кружка «Отечество» Михаил Сахаров. — Работа очень кропотливая. В первый год мы сшили рубахи, потом штаны, затем взялись за шапки и обувь. Их надо не просто сшить, а сшить по тем же технологиям, по каким они шились в те далекие времена, когда не было швейных машинок. Организаторы не требуют, но желательно на каждый фестиваль привозить что-то новое. В программе форума конкурс костюма считается одним из основных и престижных.

Самые «продвинутые» реконструкторы выковывают латы, шлемы и кольчуги. Приветствуется наличие самодельной палатки шатрового типа, хотя можно приехать и с обычной, купленной в туристическом магазине. Материал что к одежде, что к палатке тоже надо подобрать соответствующий. Словом, все должно выглядеть натурально. Недаром во время фестивалей участникам запрещается пользоваться мобильными телефонами, радиоприемниками, плейерами и прочими достижениями цивилизации. Нельзя даже курить, иначе и зрители не поверят, и у самих останется неприятный осадок.

Стремление с головой окунуться во времена давно ушедших дней проявляется даже в мелочах. Многие берут себе старинные нареченные имена, например Святогор или Ратибор. Для пущей убедительности в рамках форума проводятся конкурсы менестрелей, воспевающих Русь-матушку, соревнования лучников и наездников. Работает даже торговый ряд, где можно приобрести обереги, оружие и одежду. По нему иногда бродят «фашисты», «швейцарские гвардейцы», «ливонские рыцари» и даже «шотландские стрелки» в клетчатых кильтах. Но это уже издержки фестивальной жизни.

Суровый экстрим

Самая важная составляющая любого фестиваля, в том числе куликовского, — это, конечно, бои. Они бывают трех видов: разыгранные для любопытных и доверчивых туристов, ночной бугурт, когда сотни здоровенных мужиков сходятся на небольшом пятачке просто для того, чтобы «выпустить пар», и бои на интерес. Кстати, многие занимаются реконструкцией именно из-за таких потасовок. Бои для них — не развлечение, а настоящий экстрим. Даже в постановочном бою, ориентированном на зрителей, можно «глотнуть» немало адреналина. Что уж говорить о серьезных боях, в которых борьба идет очень жестко и порой не обходится без серьезных травм. Бывалые люди говорят, что ни один фестиваль не обходится без сотрясений мозга, сломанных рук, ног и ключиц, порезов и синяков. Но все почему-то уезжают довольными.

— Можно, конечно, написать сценарий боя, чего никто не делает, потому что это бессмысленно, — рассказывает Михаил Сахаров. — Как только начинается бой, все мгновенно вылетает из головы. Видишь вокруг себя максимум метров на пятнадцать. Остальное — как в тумане. Сражаешься до тех пор, пока тебя не «убьют». Тут уж не до сценария. Мы стараемся не наносить друг другу травмы, но в азарте всякое бывает. По неписанным правилам, например, нельзя добивать воина, опустившегося на колено. Но в пылу битвы некоторые об этом забывают. Поэтому лучше всего сразу лечь на землю и прикрыться щитом, то есть «умереть».

Реконструкторы придумывают себе самые разные забавы. Большой популярностью, например, у них пользуется штурм крепости. На крупных фестивалях их специально возводят вручную. Бывает, что при обороне такой «самоделки» используются даже настоящие пушки. Штурмуют реконструкторы и настоящие крепости, там, где они еще сохранились и где местные власти их к этому допускают. Другой вид боя — «стенка на стенку», когда на поле без оружия сходятся все участники. Исключение составляют только подростки: для участия в боях необходимо представить паспорт и доказать, что тебе уже исполнилось 18 лет. В противном случае будь добр, дождись совершеннолетия.

В массовом бугурте сражаются только те, кто имеет оружие и доспехи. Обычно в нем сходятся «русские» и «татары». Но нередко против русских воинов на стороне «татар» выступают ливонские рыцари. Это связано с тем, что «татар» обычно приезжает немного. Говорят, что еще несколько лет назад они участвовали в подобных мероприятиях неохотно, обижались на то, что для туристов разыгрывались, в основном, сражения, в которых они по историческому сценарию должны были проиграть. Но когда поняли, что битвы заранее не планируются, и победитель определяется в честном бою, то активно влились в ряды реконструкторов. И теперь не факт, что в сражении на Куликовом поле победу обязательно одержит русская рать — тут уж как повезет.

— В среднем массовый бой длится порядка десяти минут, — говорит Михаил Сахаров. — Преимущество имеет тот, кто вооружен топором. Отбиться от такого воина невероятно трудно. Отдельно проводятся личные турниры с личными призами. Те, кто приехал впервые, могут попробовать свои силы за лагерем. Там люди сражаются на интерес или выставляют на кон какой-нибудь небольшой приз. Иногда в лагере проводится массовый ночной бой. На небольшую площадку выходят все желающие. Освещается она факелами, максимум фарами одного автомобиля.

В отличие от официального дневного боя, во время ночного не предусмотрено дежурство мед-работников. Чтобы уменьшить риск получения травмы, серьезные требования предъявляются к оружию. Ширина лезвия, например, должна быть не менее двух миллиметров. Этого достаточно, чтобы уберечься от резаной раны, но недостаточно, чтобы уберечься от травмы. Самые распространенные — вывихи и ушибы, но на них никто не обращает внимания. Как правило, фестиваль длится пять дней. Участники уверяют, что успевают прожить за это время совершенно иную жизнь. Некоторые находят новых друзей, а кто-то даже любовь. И абсолютно все находят новые ощущения и уво-зят с собой массу воспоминаний.

Первый блин комом

Число «реконструкторов» в Орловской области с каждым годом заметно растет. Сегодня в регионе действует уже около десятка таких клубов. Самыми крупными считаются клубы «Семаргл», «Хорс» и «Новик». Потихоньку подтягивается к ним и «Отечество». Базируются клубы где придется. Например, базой «Семаргла» является дача одного из руководителей клуба. «Отечество» приютил областной Дворец творчества, «Новик» — военно-исторический музей. Развитие движения «реконструкторов» тормозило то, что долгое время они не могли скоординировать свои действия.

Первая попытка провести военно-исторический фестиваль в Орловской области была совершена в 2005 году. Организаторы решили провести его в Новодеревеньковском районе, на месте знаменитой Судьбищенской битвы. Фестиваль был посвящен ее 450-летию. Помимо орловцев принять участие в нем были приглашены экипировщики из других регионов России. Грандиозные планы нарушила погода. Проливные дожди отпугнули не только гостей, но и местных реконструкторов. На поле собрались всего около тридцати человек. Этих сил не хватило даже для того, чтобы соорудить крепость. Участники ограничились проведением турнирных боев.

В наступившем году у орловских экипировщиков планы просто грандиозные. Они приглашены для участия в военных парадах, которые традиционно проходят в Орле 9 мая и 5 августа. Кроме того, они намерены еще раз попробовать провести военно-исторический турнир и сделать его ежегодным. Ну и, конечно, орловцы вовсю готовятся к проведению инсценировок, которые становятся все более популярными у зрителей.

Денис Передельский.